Практики с доказанной эффективностью
Научно-методическое обеспечение единого подхода внедрения социальных (в т.ч. образовательных) практик с доказанной эффективностью в части реализации мероприятий Десятилетия Детства (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2022-2023 гг.
Руководитель проекта: доктор психологических наук, профессор, академик РАО Рубцов В.В.
Подразделение: Кафедра ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» МГППУ
Результаты проекта:
В процессе апробации прошел экспертное обсуждение и доработан проект Национального стандарта доказательности (проект стандарта был представлен более чем на 10 экспертных, в том числе федеральных, площадках и мероприятиях, опубликована научная статья в журнале «Социальные науки и детство»).
В соответствии с Национальным стандартом доказательности описано более 30 социальных практик сферы детства (в работе приняли участие ведущие НКО и государственные учреждения сферы детства).
На федеральной платформе обмена практиками «СМАРТЕКА» Агентства стратегических инициатив создан Реестр доказательных практик Десятилетия Детства (в реестр внесено более 40 практик, описанных в соответствии со стандартом).
Проведено исследование установок и представлений специалистов сферы детства о доказательном подходе, запросов от специалистов-практиков по взаимодействию с научным сообществом.
Разработана пилотная обучающая программа и проведен цикл обучающих семинаров для экспертов и разработчиков социальных практик в сфере детства (при поддержке Академии Минпросвещения России проведено 12 вебинаров по доказательному подходу, обучение в рамках цикла прошли более 180 специалистов сферы детства из более чем 30 регионов).
На базе Точки кипения МГППУ организована регулярная работа экспертного сообщества по оценке практик с доказанной эффективностью по основным направлениям Плана мероприятий Десятилетия детства (проведены 5 гибридных методологических семинара с участием ведущих экспертов МГППУ и региональных специалистов,)
С учетом результатов апробации стандарта, результатов исследования и проведенного обучения разработано 3 дополнительные профессиональные программы повышения квалификации.
Проведена двухдневная научно-практическая конференция «Результаты и проблемы внедрения доказательного подхода в сферу детства в России», в которой приняли более 20 ведущих экспертов и 170 специалистов сферы детства.
Областями применения результатов НИР являются: системы образования, управления, психологического консультирования, профессиональной подготовки; психотерапия, психокоррекция и др. Результаты НИР, могут быть использованы для создания сети лабораторий по доказательному подходу на базе высших учебных заведений с целью развития инфраструктуры для научной верификации, отбора и «доращивания» эффективных практик; использование кейсов практик с доказанной эффективностью в ходе подготовки кадров позволит обеспечить социальную сферу и образование кадрами, владеющими передовыми подходами к решению проблем различных категорий детей.
Публикации по проекту
- Бусыгина Н.П., Будурян М.М., Засимова А.В. Представления российских специалистов сферы детства о доказательном подходе и их ожидания от взаимодействия с научным сообществом // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 6. C. 183—196. DOI:10.17759/pse.2022270614
- Бусыгина Н.П., Подушкина Т.Г., Засимова А.В. Типология практик и ее значение для их доказательного обоснования и экспертной оценки [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2022. Том 3. № 2-3. C. 3–16. DOI:10.17759/ssc.2022030201
- Засимова А.В. «Результаты и проблемы внедрения доказательного подхода в сферу детства в России»: тезисы научно-практической конференции [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2022. Том 3. № 2-3. C. 133–141. DOI:10.17759/ssc.2022030209
Инструменты доказательного подхода к анализу и оценке практик, программ и политик в сфере профилактики социальных рисков детства
Период реализации: январь 2020 - декабрь 2020
Руководитель проекта: Чиркина Р.В.
Подразделение: Факультет юридической психологии
Результаты проекта: Отчет
Публикации по проекту:
- Стратийчук Е.В., Чиркина Р.В. Позиция учителя в школьном буллинге [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 3. С. 45–52. doi:10.17759/jmfp.2019080305 https://psyjournals.ru/jmfp/2019/n3/Stratiychuk_Chirkina.shtml
- Теплова А.Б., Чернушевич В.А. Коррекционно-профилактический потенциал традиционной игры (планирование экспериментального исследования) [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 3. С. 296–309. doi:10.17759/psylaw.2019090321 https://psyjournals.ru/psyandlaw/2019/n3/109413.shtml ь
- Чиркина Р.В., Бойкина Е.Э., Койкова К.С., Бригадиренко Н.В., Стратийчук Е.В., Тишкова Ю.В., Чеботарев И.В. Оценка профилактического потенциала технологии «Умелый класс» в формировании социально значимых навыков у детей [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 4. С. 93–110. doi:10.17759/psylaw.2020100407 https://psyjournals.ru/psyandlaw/2020/n4/Chirkina_Boikina_Koikova_Brigadi_full.shtml
- Теплова А.Б., Чернушевич В.А., Чупракова Н.Н. Проблемы внедрения фольклорной игровой практики как коррекционно-профилактического ресурса (результаты и перспективы экспериментальной работы) [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 2. С. 64–77. doi:10.17759/psylaw.2020100206 https://psyjournals.ru/psyandlaw/2020/n2/Teplova_Chernushevich.shtml
Доказательный подход к обоснованию и изучению результатов социальных практик
Период реализации: май 2019 – декабрь 2021
Руководитель проекта: Подушкина Т.Г.
Подразделение: Сектор "Центр доказательного социального проектирования"
Результаты проекта:
Публикации по проекту:
- Бусыгина Н.П., Подушкина Т.Г., Фреик Н.В. Реестры практик как механизм доказательной социальной политики в сфере защиты детства: анализ международного опыта [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2021. Том 2. № 1. С. 7–23. doi:10.17759/ssc.2021020101 https://psyjournals.ru/ssc/2021/n1/Busygina_et_al.shtml
- Бусыгина Н.П., Подушкина Т.Г., Зевина Д.А. Методологические проблемы доказательного описания психологических и социальных практик [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2021. Том 2. № 1. С. 24–36. doi:10.17759/ssc.2021020102 https://psyjournals.ru/ssc/2021/n1/Busygina_Podushkina_et_al.shtml 3. Бусыгина Н.П.,
- Подушкина Т.Г., Станилевский В.В. Доказательный подход в социальной сфере: основные понятия и принципы, история, перспективы [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2020. Том 1. № 1. С. 8–26. doi:10.17759/ssc.2020010101 https://psyjournals.ru/ssc/2020/n1/Busygina_Podushkina_Stanilevsky.shtml