Практики с доказанной эффективностью
Проект «Доказательное исследование эффективности программ и технологий профилактики социальных рисков, применяемых в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2024 г.
Руководитель проекта: кандидат психологических наук Чиркина Р.В.
Подразделение: Факультет "Юридическая психология"
Результаты работ (на 2024 год):
- Разработана программа доказательного исследования (диагностический пакет), направленная на выявление и преодоление рисков деструктивного, аутоагрессивного, экстремистского и антисоциального поведения подростков, которая может применяться в различных типах образовательных учреждений.
- Проведено исследование в 15 суву, выборка более 460 несовершеннолетних (2 среза). Получены данные сравнительного анализа эффективности программ воспитания и психологической профилактики. Даже краткосрочный период реализации в 4 суву технологий с доказанной эффективностью (менторинг, навыковые и восстановительные практики и др.), направленных на преодоление механизма, запускающего антисоциальные, деструктивные поведенческие паттерны, показали статистически достоверные положительные сдвиги наиболее существенных параметров.
- Разработан пакет методических рекомендаций по организации диагностики рисков и профилактической работы на основе системного подхода к работе с несовершеннолетними групп риска, выявленных в рамках исследования. Отличительной особенностью рекомендаций является доказательное представление предлагаемых технологий, с описанием мишеней их воздействия и приемов оценки динамики изменений и закрепления успешного опыта. В центре внимания в качестве системообразующего концепта, объединяющего эти технологи является субъектность воспитанника, его активная роль и осознанная жизненная позиция в процессе его изменений.
- По материалам исследования подготовлены доклады на двух международных конференциях, проведена отчетная конференция проекта в рамках Всероссийской конференции "Коченовские чтения. Юридическая психология в современной России-2024, в научных изданиях опубликованы три статьи (одна на английском языке). Исследование было представлено на Всероссийских учебно-методических сборах руководителей и специалистов ПМПК специальных учебно-воспитательных учреждений на базе Орловского СУВУ.
Публикации по проекту (на 2024 год):
- Бойкина Е.Э., Гурина О.Д., Куприянова Е.А., Радчиков А.С., Шпагина Е.М., Чиркина Р.В. Психологические предикторы девиантного поведения несовершеннолетних. Часть 1. Портрет воспитанника СУВУ [Электронный ресурс] // Психология и право. 2024. Том 14. № 4. С. 1–14. DOI: 10.17759/psylaw.2024140401
- Бригадиренко Н.В., Горина А.Л., Дементьев А.С., Кимстач Е.Л., Коновалов А.Ю., Куприянова Е.А., Сидоренко З.М., Стратийчук Е.В., Чиркина Р.В. Анализ эффективности программ психологической профилактики девиантного поведения в институциональных условиях воспитания несовершеннолетних [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 4. С. 219–240. DOI: 10.17759/bppe.2024210419,
- Бойкина Е.Э., Гурина О.Д., Куприянова Е.А. Диагностическая модель личностных факторов социальных рисков в учреждениях системы профилактики для подростков с деструктивным и антисоциальным поведением / «Психология и право в современной России. Коченовские чтения». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием / под ред. А.А. Марголиса, Н.В. Дворянчикова, и др.; сост. О.Р. Бусарова, О.Д. Гурина. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. С. 263-264
- Горина А.Л., Сидоренко З.М., Чиркина Р.В. Апробация модели профессионально-личностного сопровождения несовершеннолетних, совершивших правонарушения и находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях / «Психология и право в современной России. Коченовские чтения». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием / под ред. А.А. Марголиса, Н.В. Дворянчикова, и др.; сост. О.Р. Бусарова, О.Д. Гурина. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. С. 264-267