Психология
Проект «Научно-методическое обеспечение разработки мотивационных мер по развитию форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из приоритетной формы жизнеустройства ребенка, а также исследование возможностей кандидатов в усыновители принять на воспитание детей трудноустраиваемой категории» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Аннотация Период реализации: 2024 г.
Руководитель проекта: доктор психологических наук Семья Г.В.
Подразделение: Факультет «Психология образования»
Результаты работ (на 2024 год):
- Проведен анализ статистических данных по развитию института замещающего родительства и института усыновления;
- Проведен анализ российского опыта в области семейного устройства детей-сирот, национального усыновления, мер стимулирования кандидатов в замещающие родители и усыновители (89 субъектов РФ);
- Проведен анализ международного опыта в области семейного устройства детей-сирот, национального усыновления, исследований социально-психологических характеристик усыновленных детей (КНР, Индия, Р. Беларусь, страны Азии и Африки);
- Проведен опрос кандидатов в замещающие родители, усыновителей (7150 человек из 57 субъектов РФ, из них 560 кандидатов в усыновители) и специалистов, работающих с кандидатами в замещающие родители и усыновители, замещающими семьями (2883 человека из 86 субъектов) с целью выявления потребностей в различных формах помощи и поддержки.
- Проведено исследование возможностей кандидатов в усыновители принять на воспитание детей трудноустраиваемой категории, в том числе выявлены особенности мотивации усыновителей.
- Выявлены факторы (правовые, социально-психологические, организационные, ссоциальные), влияющие на решение принять ребенка-сироту в семью, в том числе на приоритетную форму – усыновление, включая трудноустраиваемые категории детей.
- Разработаны научно-методические обоснованные мотивационные меры по развитию усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей трудноустраиваемой категории.
Публикации по проекту (на 2024 год):
- Ослон В.Н., Одинцова М.А., Семья Г.В., Колесникова У.В. Мотивация приема на воспитание детей-сирот трудноустраиваемых категорий в контексте различных форм семейного устройства, включая усыновление // Психологическая наука и образование. – 2024. – Т. 29. – № 6. – С. 81-98. – DOI: 10.17759/pse.2024290606.
- Семья Г.В., Тарасова А.Е., Волчанская В.О. Развитие института усыновления: правовое регулирование и социально-психологические аспекты [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. – 2024. – Т. 5. – № 4. – C. 23-43. – DOI: 10.17759/ssc.2024050402.
- Семья Г.В., Телицына А.Ю., Лашкул М.В. Адаптация к новой реальности: обзор международных исследований специфики развития детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях и при усыновлении [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. – 2024. – Т. 5. – № 4. – C. 65-85. – DOI: 10.17759/ssc.2024050404.
Проект «Научно-методическое обеспечение разработки единой модели организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех возрастов и особенностей развития и ее апробация не менее чем в 15 субъектах Российской Федерации» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2024 г.
Руководитель проекта: доктор психологических наук Семья Г.В.
Подразделение: Факультет «Психология образования»
Результаты работ (на 2024 год):
- проведен анализ основных нормативных актов, регулирующих вопросы попадания детей в детские учреждения, понятий, участников процессов, задействованных сторон (органов, организаций), их полномочий, что позволило выявить 8 моделей сети организаций в регионах;
- проведен анализ российской правоприменительной практики деятельности организаций для детей-сирот и иных аналогичных организаций, результаты статистических и социологических исследований;
- проведен анализ зарубежной практики деятельности организаций для детей-сирот и иных аналогичных организаций;
- разработаны два варианта единой модели организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех возрастов и особенностей развития (классическая, на базе организации для детей-сирот и смешанная модель по работе с семьей);
- обоснована целесообразность размещения в одной организации, в одной воспитательной группе детей разных категорий;
- проведена апробация единой модели организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех возрастов и особенностей развития в 32 субъектах РФ, в которой приняли участие 143 руководителя и специалиста организаций для детей-сирот.
Публикации по проекту (на 2024 год):
- Семья Г.В., Ослон В.Н., Лашкул М.В., Тарасова А.Е. Правовые и социально-психологические аспекты создания единой модели организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] // Психология и право. 2024. Том 14. № 4. С. 247–262. DOI: 10.17759/psylaw.2024140416
- Семья Г.В., Лашкул М.В., Яровикова О.А., Меркуль И.А. Реструктуризация и реформирование организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: от разнообразия форм организации до единой модели [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2024. Том 5. № 4. C. 44–64. DOI:10.17759/ssc.2024050403
Проект «Научно-методическое обоснование содержания и форм воспитательной работы с воспитанниками организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разработка и апробация критериев и показателей эффективности воспитательной работы» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2024 г.
Руководитель проекта: доктор психологических наук Семья Г.В.
Подразделение: Факультет «Психология образования»
Результаты работ (на 2024 год):
- аналитический отчет по результатам анализа региональных программ воспитания, российского и международного опыта (в опросе приняло участие 467 заместителей руководителей организаций для детей-сирот из 71 региона РФ);
- описание содержания и форм воспитательной работы с воспитанниками организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом возрастных особенностей, медицинских диагнозов, условий проживания и их научно-методическое обеспечение. Показано отличие воспитательной работы в организации для детей-сирот от воспитания в образовательных учреждениях;
- система критериев, показателей и индикаторов эффективности воспитательной работы с воспитанниками организаций для детей-сирот (три ключевых аспекта: качество процесса, качество условий, и качество результатов, который включает в себя отсроченный социальный результат) и инструментарий для оценки ее эффективности;
- аналитическая справка по результатам апробации критериев и показателей эффективности воспитательной работы с воспитанниками организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которой приняло участие 110 руководителей и специалистов организаций для детей-сирот из 31 региона РФ.
Публикации по проекту (на 2024 год):
- Бобылева И.А., Семья Г.В. Специфика воспитательной работы в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. – 2024. – Т. 5. – № 3. – С. 40-53. – DOI: 10.17759/ssc.2024050303.
- Телицына А.Ю., Семья Г.В. Всестороннее развитие и воспитание детей в детских домах разных стран: образовательные стратегии экологического, культурного и психологического роста [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. – 2024. – Т. 5. – № 3. – С. 54-67. – DOI: 10.17759/ssc.2024050304.
Проект «Разработка технологии преодоления рисков подросткового возраста: школьный театр, основанный на ролевом экспериментировании» (
Период реализации: 2024 г.
Руководитель проекта: кандидат психологических наук Рубцова О.В.
Подразделение: Центр междисциплинарных исследований современного детства
Результаты работ (на 2024 год):
В рамках проекта была разработана оригинальная модель организации экспериментально-исследовательской деятельности подростков, направленная на преодоление рисков подросткового возраста и профилактику отклоняющегося (девиантного) поведения подростков. Разработанная модель организации экспериментально-исследовательской деятельности в формате театра обеспечивает, с одной стороны, интериоризацию подростками культурных норм, ценностей, форм и способов совместной деятельности, а с другой – создает условия для экстериоризации внутренних конфликтов и переживаний подростков, помогая им конструктивно преодолевать кризис переходного периода. Перспективы применения разработанной модели в школьной практике связаны с проектированием эффективных социальных и образовательных практик организации совместной экспериментально-исследовательской деятельности детей подросткового возраста; повышение учебной мотивации и вовлеченности подростков в учебный процесс, а также с активизацией процессов инклюзии и уменьшением социальных рисков.
Публикации по проекту (на 2024 год):
- Поскакалова Т.А. Театральная деятельность как инструмент работы с рисками подросткового возраста: зарубежный и отечественный опыт [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2024. Том 13. № 2. С. 119–130. DOI: 10.17759/jmfp.2024130211.
- Поскакалова Т.А., Хуснутдинова М.Р. Роль школьного театра в развитии коммуникации подростков: результаты лонгитюдного исследования // Психологическая наука и образование. 2024. Том. № 6. С. 164–177. DOI: 10.17759/pse.2024290611
- Поскакалова Т.А., Манджиева А.В. Театральная деятельность в средней школе как средство диагностики и разрешения межличностных конфликтов подростков // Вестник науки. 2024. Том 73. №4. С. 543-553.
- Поскакалова Т.А., Хуснутдинова М.Р., Овчинникова Е.А. Создание видеороликов подростками как инструмент патриотического и гражданского воспитания в средней школе // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2024): сб. статей V Международной научно-практической конференции. 14—15 ноября 2024 г. С. 692-705.