Психология
Факторы социально-психологической дезадаптации и базовые жизненные ценности несовершеннолетних и молодежи (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2022-2023 гг.
Руководитель проекта: кандидат психологических наук Вихристюк О.В.
Подразделение: Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации; Федеральный центр научно-методического сопровождения педагогических работников; Отдел по внеучебной и социальной работе; Университетский многопрофильный психологический центр; Центр профориентации и довузовского образования «ПРО PSY».
Результаты проекта:
Результаты исследования ценностей подростков и молодежи, полученные в рамках пилотного исследования (n=2647) позволили обосновать предположение о возможности применения оценки профиля личностных ценностей подростков и молодежи для прогноза риска социально-психологической дезадаптации (на примере асоциального и аутоагрессивного поведения), апробировать комплект методик и спроектировать основной этап исследования, запланированный на 2023 год. Получены данные о том, что подростки и молодежь с особенностями профиля личностных ценностей, а именно: более выраженными различиями между идеальными и инструментальными ценностями, а также признаками дискриминации ценностей (значительно более высокая значимость одной ценности по сравнению с остальными) характеризуется более высоким уровнем факторов (пилот: признаки депрессии, одиночество, безнадежность) и проявлений социально-психологической дезадаптации (пилот: агрессивное поведение). Практическая значимость результатов первого этапа исследования состоит в обосновании возможности применения оценки профиля личностных ценностей при оценке риска социально-психологической дезадаптации подростков и молодежи.
Значимость для Российской Федерации ожидаемых результатов исследования, включая результаты исследования первого этапа, состоит в разработке и применении инструментария раннего выявления подростков и молодежи группы риска по социально-психологической дезадаптации, оказанию им ранней помощи. Эффект применения инструментария связан со снижением негативных проявлений в подростково-молодежной среде. На мировом уровне результаты исследования позволят дополнить и развить исследования в области прогнозирования рисков социально-психологической дезадаптации детей, подростков и юношей, исследований в области устойчивости и изменчивости личностных ценностей и их роли в системе регуляции поведения человека, возможностей целенаправленного влияния на ценности человека.
Публикации по проекту:
- Баева И. А., Ульянина О. А., Вихристюк О. В., Гаязова Л. А., Радчикова Н. П., Файзуллина К. А. Факторы социально-психологической дезадаптациии ценностные ориентации подростков и молодежи // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2022. №206. С. 228-242. ISSN 1992-6464
- Ценности и социально-психологическая дезадаптация подростков и юношей / Под ред. Вихристюк О.В., Гаязовой Л.А.
Оценка риска радикализации в подростково-молодежной среде (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2022-2024 гг.
Руководитель проекта: кандидат психологических наук Дворянчиков Н.В.
Подразделение: Факультет «Юридическая психология».
Чувствительность к отвержению как фактор риска нарушений
психического здоровья в юношеском возрасте: популяционное исследование
(Грант Российского фонда фундаментальных исследований)
Период реализации: 2020-2022
Руководитель проекта: доктор психологических наук, Польская Н.А.
Подразделение: Факультет консультативной и клинической психологии
Результаты проекта:
За период реализации проекта была проведена серия теоретических и эмпирических исследований чувствительности к отвержению. Всего в исследовании приняли участие 3015 респондентов, из них 1634 – в возрасте от 16 лет до 21 года.
На основе теоретического анализа были: (1) выделены источники формирования чувствительности к отвержению – отвержение со стороны родителей и сверстников, культурные практики объективации и самообъективация; (2) рассмотрены связи параметров чувствительности к отвержению и неудовлетворенности телом; (3) обобщены связи параметров чувствительности к отвержению с нарушениями психического здоровья; (4) дан обзор методик оценки чувствительности к отвержению.
На русскоязычной выборке были адаптированы три методики: (1) шкала «Чувствительность к отвержению из-за внешности» (Park, 2007; Разваляева, Польская, 2020) – позволяет оценить тревожное ожидание отвержения из-за внешности (n=760); (2) шкала «Страх негативной оценки внешности» (Lundgren et al., 2004; Разваляева, Польская, 2020) позволяет оценить выраженность беспокойства, обусловленного предполагаемым несоответствием своего внешнего вида социально одобряемым образцам (n=760); (3) опросник межличностной чувствительности (Boyce, Parker, 1989; Разваляева, Польская, 2021) включает в русскоязычной адаптации три шкалы – зависимость от оценок окружающих, страх отвержения и беспокойство в межличностных отношениях (n=645).
По результатам эмпирических исследований, выполненных с участием респондентов из тематических онлайн-сообществ психиатрической, психологической и непсихологической направленности, наиболее высокие показатели по параметрам чувствительности к отвержению были выявлены в юношеском возрасте у лиц, сообщивших о проблемах с психическим здоровьем, в том числе о нарушениях пищевого поведения и аутодеструктивном поведении (включая несуицидальные самоповреждения, употребление психоактивных веществ и депривационные практики).
Факторы эмоциональной дисрегуляции, низкая самооценка, тревожный тип привязанности, нейротизм и симптомы психологического дистресса показали значимые связи с параметрами чувствительности к отвержению. При этом в качестве их предикторов выступили сниженная самооценка, тревожный тип привязанности, эмоциональная реактивность и стратегия подавления эмоций. Активация и интенсивность негативных эмоций усиливали вклад подавления эмоций в страх отвержения.
Чувствительность к отвержению, наряду с симптомами психологического дистресса, была наиболее выражена у участниц проанорексичных онлайн-сообществ, использующих ограничительные стратегии пищевого поведения (диеты, голодание), и у участниц из онлайн-сообществ самопомощи при психических расстройствах. Параметры чувствительности к отвержению выступили предиктором негативного отношения к телу: (1) неудовлетворенности телом, стремления к худобе и булимии, использования опасных стратегий контроля веса (напр., голодание, прием слабительных, диуретиков и ПАВ с целью снижения веса); (2) недовольства своими физическими характеристиками, лицом и недовольства собой в целом. Также параметры чувствительности к отвержению вносили вклад в аутодеструктивное и самоповреждающее поведение, что сильнее проявлялось в юношеском возрасте и у участников исследования с более сильной активацией и длительностью негативных эмоций. Тяжесть психологического дистресса и подавление эмоций опосредовали вклад страха отвержения и межличностной чувствительности в частоту самоповреждений.
В специальном исследовании, проведенном во время принятия мер по ограничению распространения коронавирусной инфекции, была выявлена связь межличностной чувствительности с негативной оценкой физического и психологического самочувствия. Межличностная чувствительность также вносила вклад в ограничение выходов на улицу, причем эта связь опосредовалась мотивацией аффилиации: респонденты с высокой межличностной чувствительностью испытывали меньшее стремление к контактам с другими и реже выходили из дома, однако переживали больше негативных эмоций и чувствовали себя более одинокими.
За период реализации проекта члены коллектива приняли участие в 17 конференциях, из них 12 проходили в России, 5 – зарубежные. Было подготовлено 9 статей для научных журналов, индексируемых в ведущих международных базах цитирования.
Основные публикации по проекту:
- Польская Н.А., Цейтлина М.Д., Якубовская Д.К. Чувствительность к отвержению и психическое здоровье // Вопросы психологии. 2020. №5. Т. 66. С. 119–129. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44491487
- Польская Н.А., Разваляева А.Ю. Межличностная чувствительность в период самоизоляции: роль в выборе мер социального дистанцирования // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 6. С. 63–76. https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2020_n6/Polskaya_Razvaliaeva
- Разваляева А.Ю., Польская Н.А. Русскоязычная адаптация методик «Чувствительность к отвержению из-за внешности» и «Страх негативной оценки внешности» // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Том 28. № 4. С. 118–143. https://psyjournals.ru/journals/cpp/archive/2020_n4/Razvaliaeva_Polskaya
- Разваляева А.Ю., Польская Н.А. Психометрические свойства русскоязычной трехфакторной версии опросника межличностной чувствительности // Консультативная психология и психотерапия. 2021. Том 28. № 4. C. 73–94. https://psyjournals.ru/journals/cpp/archive/2021_n4/Razvaliaeva_Polskaya
- Польская Н.А., Якубовская Д.К. Личностные факторы уязвимости к межличностному отвержению // Современные направления диагностики в клинической (медицинской) психологии. Научное издание. Коллективная монография / Под ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной. – М.: ООО "Сам Полиграфист, 2021. – С. 88-100. https://psyjournals.ru/nonserialpublications/clinpsydiag2021/clinpsydiag2021.pdf
- Польская Н.А., Якубовская Д.К. Идеализация тела в социальных медиа // Психологический журнал. 2022. Т. 43. №2. С. 128–141. https://ras.jes.su/psy/s020595920018771-4-1
- Razvaliaeva A.Yu., Polskaya N.A. Predictors of Self-Harm Types in Members of Online Communities: Age As a Moderating Variable // Consortium Psychiatricum. 2022. Vol. 3. №4. Р. 38-51. https://consortium-psy.com/jour/article/view/216
Проект «Культурно-специфичные аспекты эмоциональной и семантической категоризации»
(Грант Российского фонда фундаментальных исследований)
Период реализации: 2020 – 2022 гг.
Руководитель проекта: старший научный сотрудник Марченко О.П.
Подразделение: Центр профориентации и довузовского образования «ПРО PSY»
Результаты проекта:
В рамках реализации программы исследований по теме «Культурно-специфичные аспекты эмоциональной и семантической категоризации» были выполнены соответствующие работы по нескольким направлениям. Получены показатели валентности и эраузала для 38 иммерсивных видео из базы данных Li et al, 2017 и проведено сравнение с американскими нормативами. Обнаруженные кросс-культурные отличия свидетельствуют в пользу необходимости использования нормативов, разработанных внутри культуры, которой принадлежат участники исследования. Другая задача проекта заключалась в создании нормативных оценок аффективно окрашенных фотоизображений из базы данных The Nencki Affective Picture System (NAPS) (Marchewka et el., 2014), обладающих такими важными для точных исследований характеристиками, как контрастность, сложность и яркость картинок для российской выборки. Для каждого фотоизображения были посчитаны групповые оценки по шкалам валентности (SAM, Likert), эраузала (SAM, Likert), доминантности, приближения-удаления (медианы, средние, стандартные отклонения). Было показано, что при данном объеме выборок коэффициенты надежности альфа-Кронбаха 0,92-0,99 для шкал SAM, 0,94-0,99 для шкал Ликерта.
В рамках реализации проекта был проведен анализ кросс-культурных различий в эмоциональных реакциях на аффективно окрашенные стимулы. Результаты показали, что уровень эмоционального возбуждения как для положительных, так и отрицательных эмоций оказался выше в выборках жителей тех стран, которые традиционно относят к коллективистским, по сравнению с выборками индивидуалистских стран.
При анализе кросс-культурных отличий и культурной специфики эмоциональной категоризации необходимо также проследить возможные возрастные различия, чтобы убедиться в том, что кросс-культурные различия являются стабильными для разных возрастных групп. Сравнение показало значимые отличия по эмоциональным шкалам как для позитивных, так и для негативных эмоций между разными возрастными группами подростков и молодых взрослых, а также отличие российских показателей от американских нормативов.
При исследовании кросс-культурных отличий и культурной специфики семантической и эмоциональной категоризации также необходимо учитывать и влияние языка, как проводника культуры. В исследовании степени воплощенности родного и иностранного языков ставилась задача изучения связи семантики слов, обозначающих движение в пространстве, с двигательным опытом человека, а также связи эмоционального содержания слов с движением при использовании родного и
иностранного языка. Результаты демонстрируют, что, как при использовании родного языка, так и при использовании иностранного языка, процесс категоризации протекает по-разному в зависимости от того, согласуется ли значение слова (или эмоция, с которой связано слово) с движением в пространстве, посредством которого необходимо совершить ответ, или не согласуется.
Одна из задач проекта заключалась в сравнении сходства частоты называния слов в семантических категориях на родном (L1) и иностранном (L2) языках на разных уровнях языковой компетенции, а также в разработке категориальных нормативов для английского как иностранного. Высокий уровень надежности позволяет использовать эти частотные показатели 45 семантических категорий как нормативные для носителей русского языка, изучающих английский язык. Полученные категориальные нормативы для английского языка как иностранного можно использовать для диагностики когнитивных нарушений и исследований категоризации в L2 на русскоговорящей выборке, поскольку показатели частоты называния слов могут повлиять на результаты.
Основные публикации по проекту:
-
Marchenko O.P., Giryanov N.S. Spatial categorization of words in L1 and L2 / O.P.Marchenko, N.S. Guryanov // Russian Linguistic Bulletin. – 2023. – №2 (38). –URL: https://rulb.org/archive/2-38-2023-february/10.18454/RULB.2023.38.5 (accessed: 02/09/2023). – DOI: 10.18454/RULB.2023.38.5