Психология
Проект «Научно-методическое обеспечение разработки мотивационных мер по развитию форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из приоритетной формы жизнеустройства ребенка, а также исследование возможностей кандидатов в усыновители принять на воспитание детей трудноустраиваемой категории» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Аннотация Период реализации: 2024 г.
Руководитель проекта: доктор психологических наук Семья Г.В.
Подразделение: Факультет «Психология образования»
Проект «Научно-методическое обеспечение разработки единой модели организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех возрастов и особенностей развития и ее апробация не менее чем в 15 субъектах Российской Федерации» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2024 г.
Руководитель проекта: доктор психологических наук Семья Г.В.
Подразделение: Факультет «Психология образования»
Проект «Научно-методическое обоснование содержания и форм воспитательной работы с воспитанниками организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разработка и апробация критериев и показателей эффективности воспитательной работы» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2024 г. Руководитель проекта: доктор психологических наук Семья Г.В.
Подразделение: Факультет «Психология образования»
Проект «Разработка технологии преодоления рисков подросткового возраста: школьный театр, основанный на ролевом экспериментировании» (
Аннотация Период реализации: 2024 - 2025 гг. Руководитель проекта: кандидат психологических наук Рубцова О.В. Подразделение: Центр междисциплинарных исследований современного детства
Проект «Анализ социально-психологических, психолого-педагогических технологий сопровождения несовершеннолетних, пострадавших от правонарушений, насилия либо жестокого обращения или ставших свидетелями таких противоправных действий, разработка и апробация комплексных методических материалов для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2023 г.
Руководитель проекта: доктор психологических наук Семья Г.В.
Подразделение: Факультет «Психология образования»
Результаты проекта
- Проанализированы региональные практики социально-психологического, психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних, пострадавших от правонарушений, насилия либо жестокого обращения и международный опыт. На их основе можно разработать модель профилактики насилия и жестокого обращения и модель межведомственного взаимодействия.
- Проанализирована нормативная правовая база, обеспечивающую возможность применения социально-психологических, психолого-педагогических технологий сопровождения несовершеннолетних жертв. На их основе можно создать систему оказания помощи несовершеннолетним – жертвам насилия жестокого обращения и свидетелям;
- Разработаны типовые дорожные карты (алгоритмы) действий специалистов. Алгоритмы позволяют расширить число организаций, оказывающих услуги сопровождения и реабилитации детям - жертвам насилия жестокого обращения
- Разработаны комплексные методические материалы для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Их использование повысит качество услуг по сопровождению ребенка на этапе следственной проверки и этапе реабилитационной работы с ним.
- По итогам работы подготовлена аналитическая записка, опубликованы две статьи.
Публикации по проекту
- Дозорцева Е.Г., Борисенко Е.В. Модели организации помощи детям, пострадавшим от насилия (зарубежный опыт) [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 4. С. 239–251. DOI: 10.17759/psylaw.2023130417
- Семья Г.В., Зайцев Г.О., Зайцева Н.Г., Телицына А.Ю. Влияние насилия в киберпространстве на субъективное благополучие подростков [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2023. Том 4. № 3. C. 27–44. https://doi.org/10.17759/ssc.2023040302
Проект «Научно-методическое обоснование оснований и критериев ограничения, лишения родительских прав и отобрания ребенка у родителей при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, рисков для его безопасности и развития, межведомственного взаимодействия» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2023 г.
Руководитель проекта: доктор психологических наук Семья Г.В.
Подразделение: Факультет «Психология образования»
Результаты проекта
Составлены Аналитические отчеты по результатам анализа: федеральной и региональной нормативной правовой базы по ограничению, лишению родительских прав и отобранию ребенка у родителей при непосредственной угрозе его жизни или здоровью; региональной практики разработки порядков, алгоритмов межведомственного взаимодействия, методических разработок в этой области; кейсов по ограничению, лишению родительских прав и отобранию ребенка у родителей при непосредственной угрозе его жизни или здоровью.
Проведен анализ иностранной практики в области оснований и критериев ограничения, лишения родительских прав и отобрания ребенка у родителей при непосредственной угрозе его жизни или здоровью.
Проведен опрос специалистов ООП и аппарата уполномоченного по правам ребенка в регионах с целью выявления проблем, связанных с отобранием детей, лишением и ограничением родительских прав, востребованности критериев по отобранию ребенка, лишению и ограничению родительских прав.
Разработаны научно-обоснованные с позиции интересов ребенка (безопасность и развитие) основания и критерии отобрания ребенка у родителей при непосредственной угрозе его жизни или здоровью,
Проведено уточнение по критериям оценки оснований для лишения и ограничения родителей в родительских правах, ресурсности семьи для воспитания ребенка.
Проанализирован порядок межведомственного взаимодействия при отобрании ребенка у родителей при непосредственной угрозе их жизни или здоровью.
Экспертное обсуждение разработанных оснований, критериев, порядков межведомственного взаимодействия проведено в рамках Всероссийского совещания руководителей органов опеки и попечительства (ноябрь 2023 г.)
Практическая значимость: применение разработанной системы критериев позволит существенно снизить число неправомерных решений по отобранию ребенка у родителей, лишению его родителей родительских прав или ограничений в них. Предлагаемые изменения в законодательную базу могут служить основой для разработки НПА.
Предлагаемые изменения в законодательную базу могут служить основой для разработки НПА.
На основе разработанных критериев отобрания ребенка у родителей возможна разработка программы повышения квалификации для органов опеки и попечительства, сотрудников МВД и судей.
Публикации по проекту
- Лашкул М.В., Тарасова А.Е. Ограничение и лишение родительских прав в условиях повышения социальной роли семьи и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 4. С. 294–307. DOI: 10.17759/psylaw.2023130420
- Цымбал Е.И. Проблема выявления семейного неблагополучия на ранних стадиях (анализ нормативно-правовой базы) [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2023. Том 4. № 1. С. 18–35. DOI: 10.17759/ssc.2023040102
- Телицына А.Ю. Анализ иностранной практики в области правовых оснований и подходов к ограничению, лишению родительских прав и отобранию ребенка у родителей при непосредственной угрозе его жизни или здоровью [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2023. Том 4. № 1. С. 36–58. DOI: 10.17759/ssc.2023040103
Проект «Подростковый театр как деятельностная технология воспитания и формирования духовно-нравственных ценностей» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2023 г.
Руководитель проекта: кандидат психологических наук Рубцова О.В.
Подразделение: Центр междисциплинарных исследований современного детства
Результаты проекта
Осуществлен анализ практик организации учебной и экспериментально-исследовательской деятельности подростков в России и за рубежом. Проведено экспериментальное исследование особенностей театральной деятельности как средства формирования духовно-нравственных ценностей у подростков; на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Каширы поставлен авторский перформанс «Кто Вы, господин Чехов?». Обоснованы требования к организации школьного театра как особого типа экспериментально-исследовательской деятельности, основанной на ролевом экспериментировании. Разработаны рекомендации по организации театральной деятельности как деятельностной технологии развития духовно-нравственных ценностей в школьной практике.
Публикации по проекту
- Ролевое экспериментирование подростков в контексте идей Л.С. Выготского: деятельностная технология «Мультимедиа-театр». Культурно-историческая психология. 2023. Том 19. № 2. С. 61–69. DOI: 10.17759/chp.2023190208
- Цифровой сторителлинг как средство воспитания и формирования духовно-нравственных ценностей в подростковом возрасте (на примере литературного материала). Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 4. С. 177–189. DOI: 10.17759/pse.2023280411
Проект «Научно-методическая разработка комплексной программы психолого-педагогического сопровождения и реабилитации детей» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2023 г.
Руководитель проекта: доктор психологических наук Ульянина О.А.
Подразделение: Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации
Результаты проекта
- Аналитический обзор современных теорий, отражающих последствия воздействия длительной психотравмирующей ситуации (боевых действий) на несовершеннолетних, включая особенности переживания подобных трудных жизненных ситуаций детьми разных возрастных групп.
- Программа сопровождения и реабилитации (с учетом междисциплинарного аспекта) несовершеннолетних находящихся на территориях вовлечённых в последствия боевых действий.
- Отчет об апробации программы сопровождения и реабилитации несовершеннолетних находящихся на территориях вовлечённых в последствия боевых действий (не менее 3 регионов).
- Методические рекомендации для педагогов-психологов клинических психологов, психологов-реабилитологов, иных специалистов к внедрению программы сопровождения и реабилитации несовершеннолетних находящихся на территориях вовлечённых в последствия боевых действий.
- Программа повышения квалификации для педагогов-психологов клинических психологов, психологов-реабилитологов, иных специалистов по сопровождению и реабилитации несовершеннолетних находящихся на территориях вовлечённых в последствия боевых действий.
Результаты исследования могут быть использованы:
– для проведения массовой экспресс-оценки состояния детей на территориях, вовлеченных в последствия боевых действий) (включая оценку динамику их состояния);
– для оценки эффективности оказываемой психологической помощи;
– для совершенствования психологической службы регионов, испытывающих на себе последствия боевых действий;
– оказания консультативной поддержки специалистам, работающим с детьми, ставших свидетелями боевых действий и/или пострадавших в ходе боевых действий;
– для совершенствования работы (консультационной, просветительской) с родителями (законными представителями) обучающихся, в регионах, испытывающих на себе последствия боевых действий;
– для совершенствования курсов повышения квалификации для специалистов образовательных организаций в регионах, испытывающих на себе последствия боевых действий.
Разработаны инструменты скрининга, позволяющие оценить состояния детей на территориях, вовлеченных в последствия боевых действий, предназначенные для заполнения обучающимися (с 5 по 11 классы), родителями обучающихся и педагогическим работниками (всего 9 инструментов скрининга).
Разработана Анкета, направленная на оценку результатов апробации Программы реабилитации.
Публикации по проекту
- Психодиагностика ценностных ориентаций подростков: результаты стандартизации методики «Иерархия жизненных ценностей» Г.В. Резапкиной / О. А. Ульянина, Н. П. Радчикова, Е. В. Борисенко, З. Р. Хайрова // Социальная психология и общество. – 2023. – Т. 14, № 3. – С. 154-172. – DOI 10.17759/sps.2023140310.
- Ульянина О.А., Александрова Л.А., Дмитриева С.О. Особенности актуального состояния обучающихся в регионе с высокой степенью вовлеченности в последствия боевых действий // Социальная психология и общество. DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2024000001
- Панич О.Е. Психологические проявления травматического стресса в юношеском возрасте (на примере студентов Белгородской области) // Вестник Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет). Серия прикладных научных дисциплин. 2023. Том 2. №2. С. 175-190.
- Компетентностный подход в процедуре оценки (самооценки) компетенций специалистов, готовых к оказанию экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений / О. А. Ульянина, З. Р. Хайрова, А. А. Федонкина, Г.С. Банников, К.А. Файзуллина // Вестник практической психологии образования. – 2023. – Т. 20, № 2. – С. 26-34. – DOI 10.17759/bppe.2023200202.
- Ульянина О.А., Дмитриева Н.Н., Прокопишин Р.А. Организация системы межведомственного адресного сопровождения участников специальной военной операции и членов их семей // Актуальные проблемы экстремальной и кризисной психологии. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции / Отв. редактор И.А. Ершова. Екатеринбург, 2023. С. 76-84.
- Ульянина О.А., Вихристюк О.В. Комплексный подход в сопровождении детей, пострадавших в результате военных действий // Приверженность вопросам психического здоровья: материалы IV Международной научно-практической конференции Москва, РУДН, 5–7 октября 2023 г. / науч. ред. О. Б. Михайлова, М. И. Волк, И. А. Новикова, Е. Б. Башкин. – Москва: РУДН, 2023. С. 440-445
- Ермолаева А.В. Феноменологические различия между посттравматическим стрессовым расстройством и комплексным посттравматическим стрессовым расстройством в зарубежной литературе / Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения А. В. Брушлинского и 300-летию основания Российской академии наук, 12–14октября 2023 г., Москва / Отв. ред. Д. В. Ушаков, А. Л. Журавлев, Н. Е. Харламенкова, А. В. Махнач, Г. А. Виленская, Н. Н. Казымова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2023 с. 1173-1179
- Ермолаева А.В. Возрастно-психологические особенности переживания детьми травматического стресса // Приверженность вопросам психического здоровья: материалы IV Международной научно-практической конференции. Москва, РУДН, 5–7 октября 2023 г. / науч. ред. О. Б. Михайлова, М. И. Волк, И. А. Новикова, Е. Б. Башкин. – Москва: РУДН, 2023. С. 428-432.
Факторы социально-психологической дезадаптации и базовые жизненные ценности несовершеннолетних и молодежи (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2022-2023 гг.
Руководитель проекта: кандидат психологических наук Вихристюк О.В.
Подразделение: Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации; Федеральный центр научно-методического сопровождения педагогических работников; Отдел по внеучебной и социальной работе; Университетский многопрофильный психологический центр; Центр профориентации и довузовского образования «ПРО PSY».
Результаты проекта:
Результаты исследования ценностей подростков и молодежи, полученные в рамках пилотного исследования (n=2647) позволили обосновать предположение о возможности применения оценки профиля личностных ценностей подростков и молодежи для прогноза риска социально-психологической дезадаптации (на примере асоциального и аутоагрессивного поведения), апробировать комплект методик и спроектировать основной этап исследования, запланированный на 2023 год. Получены данные о том, что подростки и молодежь с особенностями профиля личностных ценностей, а именно: более выраженными различиями между идеальными и инструментальными ценностями, а также признаками дискриминации ценностей (значительно более высокая значимость одной ценности по сравнению с остальными) характеризуется более высоким уровнем факторов (пилот: признаки депрессии, одиночество, безнадежность) и проявлений социально-психологической дезадаптации (пилот: агрессивное поведение). Практическая значимость результатов первого этапа исследования состоит в обосновании возможности применения оценки профиля личностных ценностей при оценке риска социально-психологической дезадаптации подростков и молодежи.
Значимость для Российской Федерации ожидаемых результатов исследования, включая результаты исследования первого этапа, состоит в разработке и применении инструментария раннего выявления подростков и молодежи группы риска по социально-психологической дезадаптации, оказанию им ранней помощи. Эффект применения инструментария связан со снижением негативных проявлений в подростково-молодежной среде. На мировом уровне результаты исследования позволят дополнить и развить исследования в области прогнозирования рисков социально-психологической дезадаптации детей, подростков и юношей, исследований в области устойчивости и изменчивости личностных ценностей и их роли в системе регуляции поведения человека, возможностей целенаправленного влияния на ценности человека.
Публикации по проекту:
- Баева И. А., Ульянина О. А., Вихристюк О. В., Гаязова Л. А., Радчикова Н. П., Файзуллина К. А. Факторы социально-психологической дезадаптациии ценностные ориентации подростков и молодежи // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2022. №206. С. 228-242. ISSN 1992-6464
- Ценности и социально-психологическая дезадаптация подростков и юношей / Под ред. Вихристюк О.В., Гаязовой Л.А.
Оценка риска радикализации в подростково-молодежной среде (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2022-2023 гг.
Руководитель проекта: кандидат психологических наук Дворянчиков Н.В.
Подразделение: Факультет «Юридическая психология».
Публикации по проекту
- Дворянчиков Н.В., Бовин Б.Г., Мельникова Д.В., Лаврешкин Н.В., Бовина И.Б. Легитимизация терроризма в подростково-молодежной среде: от механизмов радикализации к модели оценки риска [Электронный ресурс] // Психология и право. 2022. Том 12. № 4. С. 154–170. DOI: 10.17759/psylaw.2022120412
- Бовина И.Б., Бовин Б.Г., Дворянчиков Н.В. Радикализация в информационном обществе: социально-психологический анализ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022. Т. 19. No 2. С. 336–351. http://doi.org/10.22363/2313-1683-2022-19-2-336-351
- Дворянчиков Н.В., Бовин Б.Г., Бовина И.Б. Оценка риска радикализации в подростково-молодежной среде: потенциал социально-психологического знания [Электронный ресурс] // Психология и право. 2022. Том 12. № 2. С. 207–223. DOI: 10.17759/psylaw.2022120215
- Бовин Б. Г., Дворянчиков Н. В., Мельникова Д. В., Бовина И. Б. К проблеме оценки риска радикализации в подростково-молодежной среде // Пенитенциарная наука. 2023. Т. 17, № 1 (61). С. 89–97. doi: 10.46741/2686-9764.2023.61.1.010
- Дворянчиков Н.В., Бовин Б.Г., Мельникова Д.В., Белова Е.Д., Бовина И.Б. Риск радикализации в подростковой среде: теория, факты и комментарии // Социальная психология и общество. 2023. Том 14. № 4. С. 23–37. DOI: 10.17759/sps.2023140402
- Дворянчиков Н.В., Бовин Б.Г., Мельникова Д.В., Белова Е.Д., Бовина И.Б. Оценка риска радикализации в подростково-молодежной среде: некоторые эмпирические факты [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 3. С. 93–107. DOI: 10.17759/psylaw.2023130307