Фундаментальные исследования
Проект «Дети и подростки на территориях, вовлеченных в последствия боевых действий: актуальное состояние и психологические последствия» (Грант Российского научного фонда)
Период реализации: 2025– 2026 гг.
Руководитель проекта: доктор психологических наук, Ульянина О.А.
Подразделение: ФКЦ МГППУ
Проект «Предикторы овладения чтением, математическими навыками и фонологической грамотностью у первоклассников с расстройствами аутистического спектра» (Грант Российского научного фонда)
Период реализации: 2025– 2026 гг.
Руководитель проекта: кандидат психологических наук, Переверзева Д.С.
Подразделение: Научная лаборатория ФРЦ МГППУ
Проект «Физкультура в виртуальной реальности как фактор повышения индивидуально-личностной безопасности обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья» (Грант Российского научного фонда)
Период реализации: 2025 – 2026 гг.
Руководитель проекта: кандидат психологических наук, Литвинова А.В.
Подразделение: Факультет Экстремальная психология
Проект «Квазидвижения в интерфейсах мозг-компьютер: влияние типа движения и обратной связи» (Грант Российского научного фонда)
Период реализации: 2024 – 2026 гг.
Руководитель проекта: кандидат биологических наук, Свирин Е.П.
Подразделение: Научно-образовательный центр нейрокогнитивных исследований (МЭГ-центр)
Проект «Интерфейс глаз-мозг-компьютер нового поколения: фундаментальные исследования и технические решения» (Грант Российского научного фонда)
Период реализации: 2022-2024 гг.
Руководитель проекта: кандидат биологических наук, Шишкин С.Л.
Подразделение: Научно-образовательный центр нейрокогнитивных исследований (МЭГ-центр)
Результаты проекта за 2023 год:
1) В углубленном исследовании возможности применения метаоптимизации в переносе результатов обучения классификатора ИМК между испытуемыми/пользователями впервые показана возможность улучшения классификации (в сравнении с переносом без метаоптимизации) без дообучения классификатора на данных нового пользователя, что критически важно для многих приложений ИМК, в особенности в работе с больными с когнитивными нарушениями (Berdyshev et al., 2023).
2) Впервые созданы байесовские нейросети на основе хорошо зарекомендовавших себя в работе с ЭЭГ EEGNet и ShallowConvNet, и на их основе – метод детекции внедоменных данных (данных, существенно отличающихся от присутствовавших в обучающей выборке) для классификаторов ИМК (Chetkin et al., 2023).
3) Разработан подход к классификации в ИГМК на основе метода взаимной декорреляции (joint decorrelation) сигналов ЭЭГ и МЭГ.
4) Разработана и отлажена оригинальная методика создания индивидуальных шлемов для магнитометров с оптической накачкой (МОН) на основе индивидуальных 3D сканов головы. Получены данные в пользу более высокой эффективности МОН в сравнении с ЭЭГ и криогенной МЭГ для детекции синхронизации бета-ритма при квазидвижениях – моторном феномене, который мы планируем (см. ниже) использовать в качестве замены традиционно используемому мысленному представлению (воображению) движений в ИГМК.
5) Уточнены ранее полученные результаты о специфике характеристик саккад и фиксаций взгляда при “глазоуправлении” в сравнении с непреднамеренным задержками взгляда (Shevtsova et al., 2023). Проведена серия экспериментов (20 испытуемых) с использованием разработанной в 2022 году методики сопоставления намеренных задержек взгляда при “глазоуправлении” и других типов задержек взгляда, в том числе связанных с пристальным разглядыванием объекта малого размера, и на основе анализа полученных данных описаны особенности микроповедения взгляда при его задержке в локальной области в различных сценариях.
6) На основе анализа литературных данных предложена гипотеза “зловещей долины” для человеко-машинных интерфейсов (the “Interface Uncanny Valley” hypothesis: Yashin, 2023). В соответствии с этой гипотезой при особенно высокой скорости отклика интерфейса даже небольшое число ошибок будет приводить к восприятию отклика интерфейса как чужого, а его работы как неудачной.
7) Разработаны подход, методика и ПО для интерфейса глаз-мозг-компьютер (ИГМК), в котором взгляд выполняет функцию указания цели, аналогично использованию курсора компьютерной мыши, а “клик” осуществляется попытками совершения движения (в том числе квазидвижения), детектируемыми ИМК-компонентом системы.
8) Создана модель интерфейса “глазоуправления”, в котором намеренные задержки взгляда, используемые для выбора объекта на экране, могут распознаваться не только традиционным способом (по порогу длительности задержки), но и с учетом ряда характеристик микроповедения взгляда. Это распознавание производится статистическим классификатором (метод опорных векторов) с дополнительной задержкой около 30 мс, незаметной для пользователя, то есть практически в реальном времени. Разработана, реализована и отлажена методика учета контекста деятельности для определения намеренности задержки взгляда, а также метод объединения результата ее оценки с данными классификатора, учитывающего микроповедение взгляда. Высокая точность определения намеренно выбираемых с помощью взгляда объектов продемонстрирована на группе из 16 испытуемых в экспериментальном исследовании с использованием методики, воспроизводящей основные особенности реального использования “глазоуправления”.
Публикации по проекту:
- Vasilyev A.N., Svirin E.P., Dubynin I.A., Stroganova T.A., Shishkin S.L. Cortical alpha/beta oscillations in voluntary prolonged eye fixations. The 22nd International Conference on Biomagnetism (28 August - 1 September 2022. University of Birmingham, Birmingham, UK), p. 513. https://biomag2020.org/wp-content/uploads/2022/08/Biomag-Conference-Brochure-POSTERS-v4_Single.pdf
- Berdyshev D.A., Grachev A.M., Shishkin S.L., Kozyrskiy B.L. (2023) Meta-optimization of initial weights for more effective few- and zero-shot learning in BCI classification. 2023 IEEE Ural-Siberian Conference on Computational Technologies in Cognitive Science, Genomics and Biomedicine (CSGB). Novosibirsk, Russian Federation, 28-30 September 2023. Pp. 263-267. https://doi.org/10.1109/CSGB60362.2023.10329624
- Yashin A.S. A challenge for bringing a BCI closer to motor control: the “interface uncanny valley” hypothesis. 2023 IEEE Ural-Siberian Conference on Computational Technologies in Cognitive Science, Genomics and Biomedicine (CSGB). Novosibirsk, Russian Federation, 28-30 September 2023. Pp. 242-247. https://doi.org/10.1109/CSGB60362.2023.10329830
- Shevtsova Y.G., Vasilyev A.N., Shishkin S.L. Machine learning for gaze-based selection: performance assessment without explicit labeling. In: M. Kurosu et al. HCI International 2023 – Late Breaking Papers. HCII 2023. Lecture Notes in Computer Science, vol. 14054. Springer, Cham, 25 November 2023, pp. 311–322. https://doi.org/10.1007/978-3-031-48038-6_19
- Chetkin E.I., Shishkin S.L., Kozyrskiy B.L. Bayesian opportunities for brain–computer interfaces: enhancement of the existing classification algorithms and out-of-domain detection. Algorithms, 16(9):429, 8 September 2023. https://doi.org/10.3390/a16090429
Проект «Комплексное исследование речи у детей при аутизме и других нарушениях развития» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2022-2024 гг.
Руководитель проекта: заведующий лабораторией комплексного исследования речи у детей при аутизме и других нарушениях развития Мамохина У.А.
Подразделение: Научная лаборатория комплексного исследования речи у детей при аутизме и других нарушениях развития ФРЦ
Результаты проекта
За 2022 г. были достигнуты следующие результаты:
Проведен анализ существующих научных исследований, посвященных проблеме оценивания речи в детском возрасте при РАС; составлена справочная таблица с описанием наиболее часто используемых зарубежных и отечественных стандартизированных методик, предназначенных для оценки речевого развития.
Разработан метод психофизической оценки слухоречевого восприятия (восприятие речи в шуме). Выявлены нейрофизиологические особенности восприятия речи в шуме у детей с РАС, которые не связаны с уровнем когнитивного развития. На основании протокола исследования восприятия речи в шуме может быть разработана диагностическая процедура, позволяющая оценить наличие проблем восприятия речи у детей с РАС, связанных с этим фактором, что позволит выявлять детей целевой группы для специфической коррекции речевых нарушений. Эти работы планируются к реализации на последующих этапах проекта.
Выявлены профили развития различных уровней организации импрессивной речи у детей с РАС, и их возможные связи с показателями ЭЭГ. Полученные данные вносят вклад в представления о речевом функционировании детей с РАС, о связи между развитием различных уровней организации речи и их взаимном влиянии, а выявленные нейрофизиологические особенности проливают свет на возможные причины возникновения нарушений речи при РАС. Исследование ЭЭГ-коррелятов развития различных уровней организации речи у детей с РАС будет продолжено на последующих этапах проекта.
Получены данные о полушарной специализации для автоматической обработки звуков речи в процессе развития человека. Экспериментальные и аналитические подходы, использованные в данном исследовании, могут оказаться полезными для выявления низкоуровневых механизмов дефицита рецептивного языка у детей с нарушениями развития.
Публикации по проекту
- Мамохина У.А., Переверзева Д.С., Салимова К.Р., Шведовский Е.Ф., Давыдов Д.В., Давыдова Е.Ю. Методы и подходы к оценке различных уровней организации речи в современных зарубежных исследованиях на примере расстройств аутистического спектра Современная зарубежная психология 2022. Том 11. № 4. С. 90–104/ doi:10.17759/jmfp.2022110408. ISSN: 2304-4977 (online).
За 2023 г. были достигнуты следующие результаты:
Проведено исследование мозговых механизмов нарушения обработки гласных звуков в слуховой коре у детей с РАС. Результаты показали, что обработка периодичности и формантной структуры гласных в слуховой коре у детей с РАС нарушена уже на преаттентивном уровне. Этот нейрофизиологический дефицит может влиять на фонетическое восприятие и отслеживание речи в шумной обстановке у детей с расстройствами аутистического спектра, вызывая трудности при восприятии речи.
Проведено исследование показателей экспрессивной речи у детей с РАС и их связи с характеристиками ЭЭГ. Группа детей младшего школьного возраста с РАС была разделена на две подгруппы по уровню функционирования. В обеих группах выявлена положительная корреляция степени выраженности аутистических нарушений с индексом бета-2 активности. В группе детей с менее выраженными нарушениями функционирования уровень порождения речи отрицательно коррелирует с индексом бета-2 активности. В группе с более выраженными нарушениями функционирования уровень порождения речи отрицательно коррелирует с индексом медленноволновой активности, а степень выраженности аутистических нарушений - положительно. Нейрофизиологические корреляты, полученные при исследовании импрессивной (1 этап исследования, проведенный в 2022 году) и экспрессивной речи (2 этап исследования, проведенный в 2023 году), позволяют предположить существование подгрупп внутри группы РАС, отличающихся по параметрам биоэлектрической активности мозга. Выявленные связи показателей речи с медленноволновой активностью мозга позволяют предположить, что коморбидные органические нарушения влияют на понимание и порождение речи.
Выполнена модификация психофизического теста “Слова в шуме”. Собранные в ходе применения теста данные позволили внести следующие изменения: уравновешивание по сложности распознавания слов в каждом блоке и при каждом типе шума, исключение наиболее трудно распознаваемых слов для сокращения времени тестирования, добавление тренировочной части предъявления слов без шума для обучения и проверки усвоения инструкции. Модифицированная версия теста “Слова в шуме” применена для оценки трудностей восприятия речи в шуме при исследовании эффективности применения FM-системы для улучшения восприятия речи у детей с РАС.
Разработан экспериментальный протокол для исследования эффективности применения аппаратного метода компенсации трудностей восприятия речи в шуме у детей с РАС младшего школьного возраста с использованием FM-системы. Для использования в исследовании были переведены опросники (Опросник выявления трудностей со слухом, возникающих у детей в домашних условиях C.H.I.L.D и Опросник оценки слуховых способностей – Пересмотренный L.I.F.E.-R), позволяющие оценить трудности слухоречевого восприятия у детей в повседневной жизни и в процессе школьного обучения. Подготовлены материалы исследования: банк стимульных материалов (записанные диктором аудиофайлы: 124 предложения, 68 инструкций, варьирующиеся по уровню сложности), набор материалов для тестирования выполнения инструкций, набор технических средств (колонки, наушники), протоколы наблюдения и фиксации результатов. Проведены подготовительные мероприятия для реализации проверки FM-системы в зашумленной среде: тестирование экспериментального протокола с участием детей типичного развития и детей с РАС младшего школьного возраста, внесение соответствующих изменений по результатам проверки. Были получены предварительные результаты тестирования FM-системы: результаты испытуемых с РАС в задаче “Повторение предложений” при использовании FM-системы в среднем увеличились на 12%, при этом в отдельных случаях разница достигала 44% для первой части и 21% для второй. В 2024 году продолжится набор данных с использованием экспериментального протокола, что позволит более надежно оценить эффективность применения FM-системы для улучшения восприятия речи у детей с РАС.
Публикации по проекту
- Фадеев К. А. и др. Трудности с восприятием речи на фоне шума у детей с расстройствами аутистического спектра не связаны с уровнем их интеллекта // Клиническая и специальная психология. — 2023. — Т. 12. — №. 1. — С. 180-212. DOI: 10.17759/cpse.2023120108
- Orekhova E. V. et al. Different hemispheric lateralization for periodicity and formant structure of vowels in the auditory cortex and its changes between childhood and adulthood // Cortex. — 2024. — Т. 171. — С. 287-307. DOI: 10.1016/j.cortex.2023.10.020
Проект «Исследование когнитивных и коммуникативных процессов у подростков и юношей при решении игровых и учебных задач в цифровых средах» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2022-2024 гг.
Руководитель проекта: кандидат психологических наук Гаврилова Е.В.
Подразделение: Центр междисциплинарных исследований современного детства
Результаты проекта:
За 2022 г. были достигнуты следующие результаты:
Результаты первого года работы включают психологическое содержание эмпирических фактов, полученных в ходе двух исследований, в которых производилась оценка психометрических свойств разработанной компьютерной геймифицированной методики. Также производилось обобщение изученных зарубежных и отечественных научных работ по проблеме психического развития подростков и юношей в условиях работы в цифровом контенте. Комплексное изучение влияния различных цифровых средств на когнитивные и коммуникативные процессы предполагало анализ изучаемых феноменов на выборках детей разных возрастных групп (в частности, дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возраста). Анализ научных трудов обнаружил противоречивые данные эмпирических исследований, которые объясняются множеством ограничений, существующих для организации подобного рода исследований. Так как процесс цифровизации затрагивает все сферы жизни – особенно в подростковом и юношеском возрасте, – основные исследовательские задачи сфокусированы на возможностях продуктивного использования компьютерных игр для увеличения степени вовлеченности учащихся в учебный процесс.
Первые шаги в этом направлении были предприняты в нынешнем году. Результаты двух проведенных эмпирических исследований охватывают анализ данных и психологическое заключение о психометрических свойствах разработанной компьютерной игровой системы (“PL-modified”) как инструмента диагностики конкретных мыслительных действий (а именно: универсальных учебных действий анализа, планирования и рефлексии). Оцениваемые мыслительные действия выступают главными показателями уровня развития теоретического мышления учащихся среднего школьного возраста. Полученные результаты (их надежность и валидность) являются обоснованием для включения представленной компьютерной игровой системы в систему методов психологической диагностики в предстоящих исследованиях.
Публикации по проекту:
- Марголис А.А., Гаврилова Е.В., Шепелева Е.А., Войтов В.К. Успешность совместного решения задач студентами младших курсов вуза в игровой компьютерной системе “PL-modified” // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27, № 6. С. 21–35. ISSN 1814-2052. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2022270602
- Рубцова О.В., Поскакалова Т.А., Андрианов С.С., Артеменков С.Л. Особенности восприятия онлайн-обучения в период пандемии COVID-19 подростками и учителями общеобразовательной школы // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27, № 6. С. 68-83. ISSN 1814-2052. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2022270606
- Шепелева Е.А., Солодкова А.В. Знания детей о времени как независимый от интеллектуальных способностей показатель возрастной и учебной зрелости // Психолого-педагогические исследования. 2022. Том 14. № 4. С. 3–16. ISSN 2587-6139 (online) doi:10.17759/psyedu.2022140401
- Сорокова М.Г., Рубцова О.В. Цифровизация детства: развитие, обучение, социализация. Вступительное слово тематических редакторов // Психологическая наука и образование, 2022. Том 27, № 6. С. 19–20. ISSN 1814-2052
За 2023 г. были достигнуты следующие результаты:
Результаты первого направления представляют ряд выявленных закономерностей. Регулярно играющие в видеоигры испытуемые демонстрируют более высокий уровень широкого спектра когнитивных способностей – управляющих функций, абстрактного интеллекта, скорости реакции, вербальной креативности и более низкий уровень тревожности. Результаты экспериментальных исследований показали, что краткосрочный положительный эффект видеоигр наблюдается только для вербальной беглости. Для управляющих функций наблюдается краткосрочный негативный эффект видеоигр. При этом обнаружена положительная взаимосвязь долгосрочного игрового опыта с уровнем дивергентных способностей и управляющих функций. Краткосрочная игра в видеоигру увеличивает интенсивность эмоций с высокой активацией – как негативных, так и позитивных и снижает спокойствие. По результатам проведенных исследований разработана концептуальная модель развивающего потенциала видеоигр. Также результатом проекта является разработанный прототип многопользовательской логической онлайн-игры «Помехи в эфире». Полученные результаты характеризуются научной новизной и практической значимостью, так как эффекты видеоигр рассматриваются с учетом различных психологических факторов, опосредующих характер влияния изучаемых переменных - опыта игры в видеоигры и конкретных индивидуально-психологических черт. Прототип логической онлайн-игры «Помехи в эфире» является основой для разработки компьютерной психодиагностической системы, которая потенциально может применяться в психолого-педагогической практике.
Публикации по проекту
- Связь цифровых технологий с развитием когнитивных и коммуникативных процессов подростков и юношей: обзор эмпирических исследований // Психолого-педагогические исследования. 2023. Том 15. № 1. С. 37–55. DOI: 10.17759/psyedu.2023150103
- Обзор исследований социальных взаимодействий с применением окулографического метода // Психолого-педагогические исследования. 2023. Том 15. № 2. С. 49–67. DOI: 10.17759/psyedu.2023150204
- Успешность совместного решения игровых компьютерных задач учащимися подросткового и юношеского возраста: вклад социального интеллекта // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 4. С. 20–31. DOI: 10.17759/pse.2023000003
- Коммуникация подростков в социальных сетях: новые возможности // Сибирский психологический журнал. 2023. № 90. С. 124–140. DOI: 10.17223/17267080/90/7
- Лаптева Н.М. Обзор современных исследований влияния видеоигр на когнитивные процессы // Современная зарубежная психология. 2023. Том 12. № 4.
Проект «Разработка информационной системы для психологической диагностики с использованием элементов искусственного интеллекта» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2022-2024 гг.
Руководитель проекта: кандидат технических наук Юрьева Н.Е.
Подразделение: Факультет «Информационные технологии»
Результаты проекта:
За 2022 г. были достигнуты следующие результаты:
- Новые математические модели и методы, обеспечивающие работу систем искусственного интеллекта, осуществляющих психологическую диагностику и оценивающих психофизиологическое состояние испытуемого (анализ данных ЭЭГ, сердечной деятельности и параметров ГДА), по результатам выполнения специализированных заданий.
- Психолого-диагностический инструментарий в виде программно-аппаратных средств для оценки когнитивных способностей и навыков индивидуальной и командной работы.
- Прототип системы искусственного интеллекта, осуществляющей психологическую диагностику на основе современных методов анализа данных, реализующей адаптивную технологию тестирования на примере теста «матрицы Равена» и других психологических тестов.
Полученные результаты обеспечивают возможность для разработки и программной реализации в полном объёме предусмотренных задачами НИР средств адаптивной диагностики, а также создания специализированных компьютеризированных процедур для оценки навыков индивидуальной и командной работы.
Результаты, полученные в рамках выполнения НИР, могут быть внедрены в рамках практики, которую проходят студенты в образовательных учреждениях согласно учебному плану, а также в ИП РАН и ФГБНУ «ПИ РАО» при проведении совместных исследований.
Публикации по проекту
- Куравский Л.С., Юрьев Г.А., Юрьева Н.Е., Исаков С.С., Несимова А.О., Николаев И.А. Адаптивная технология психологической диагностики на основе марковских и квантовых представлений процесса выполнения заданий // Моделирование и анализ данных. 2022. Том 12. № 4. C. 36–55. DOI: https://doi.org/10.17759/mda.2022120403
За 2023 г. были достигнуты следующие результаты:
- Разработаны математические модели и методы, опирающиеся на свертку прикладных марковских процессов, представляющих диагностическую процедуру, в квантовые представления и обеспечивающие работу систем искусственного интеллекта, адаптивно оценивающих субъекта по результатам выполнения специализированных заданий после надлежащей настройки на предметную область по относительно малому объему эмпирических данных.
- Разработан и программно реализован прототип адаптивной системы для подготовки психологов-консультантов, предназначенной для использования в качестве инструмента для количественной экспериментальной оценки эффективности и особенностей применения разработанных подходов в виде web-приложения.
- Разработана методика подготовки заданий для адаптивной системы психологической диагностики с функцией интеллектуального помощника, обеспечивающего подбор коррекционных материалов (на примере системы для подготовки психологов-консультантов). В основе данной методики лежит фундаментальный подход к разложению области деятельности на учебные материалы с высоким порядком детализации градиента сложности заданий, реализованный с учетом ФГОС (на примере 37.03.01, примерной рабочей программы курса внеурочной деятельности «Профориентация» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 5/22 от 25.08.2022 г.) и алгоритмов дистанционного психолого-педагогического консультирования для родителей – МГППУ, Министерство просвещения.
- Реализована первая очередь прикладных программных средств, обеспечивающих выполнение квантовых вычислений, необходимых для решения диагностических задач, а также разработан и программно реализован прототип средств адаптивной диагностики в виде демонстрационной информационной системы на основе созданного диагностического инструментария и математического аппарата для решения частной задачи подготовки психологов-консультантов.
- Адаптивная система для подготовки психологов-консультантов успешно прошла апробацию в профильном подразделении МГППУ («Университетский многопрофильный психологический центр») в рамках его профессиональной деятельности. Было получено экспертное заключение.
- Разработанная адаптивная система для подготовки психологов-консультантов зарегистрирована как программный продукт в РОСПАТЕНТЕ.
В основе разработанного тренажера лежит математическое представление адаптивного обучения как марковского процесса с дискретными состояниями и непрерывным временем. Использование такой модели позволяет не только сократить время работы с классическими психодиагностическими обучающими методиками, но и применить новые подходы к формированию учебного материала.
Полученные результаты обеспечивают возможность для разработки и программной реализации в полном объеме средств адаптивной диагностики, предусмотренных задачи НИР на 2024 год, связанными с созданием специализированных компьютеризированных процедур для оценки навыков индивидуальной и командной работы.
Предполагается, что разработанные программные средства в перспективе, после надлежащей настройки на предметную область, должны стать универсальными инструментами психологической диагностики и компонентами, используемыми при создании профессиональных тренажеров, для решения широкого круга психологических и учебных задач (результаты 2023/2024гг). В первую очередь, планируется их внедрение в психологические исследования в МГППУ, ИП РАН и учреждений Департамента образования города Москвы.
Публикации по проекту
- Ермаков С.С., Савенков Е.А., Шепелева Е.А. Анализ возможностей компьютеризированного адаптивного подхода к задачам психологической диагностики и обучения // Экспериментальная психология. 2023. Том 16. № 3. С. 182–196. DOI: 10.17759/exppsy.2023160312
Проект «Асоциальная креативность и социо-культурный контекст» (Грант Российского научного фонда)
Проект «Асоциальная креативность и социо-культурный контекст» (Грант Российского научного фонда)
Период реализации: 2023-2024 гг.
Руководитель проекта: кандидат психологических наук, Мешкова Н.В.
Подразделение: Управление информационными и издательскими проектами
За 2023 год был проведен поиск эмпирических исследований зарубежных и отечественных авторов, изучающих связь предубежденности и асоциальной креативности в ситуационном контексте, который показал отсутствие значимых работ по данной тематике. Для анализа были доступны публикации в изданиях, включенных в международную базу Scopus, за период 01.2020-08.2022 гг. Несмотря на то, что идеи о влиянии «Духа времени» или социально-политического контекста на креативность высказывалась в 90-х годах прошлого столетия (Simonton, 2000), эмпирическому подтверждению, выходящему за рамки наблюдения, эта идея не была подвергнута, хотя в современных концепциях уделяется большое внимание контексту как фактору креативности. Мы рассмотрели и проанализировали современные подходы и концепции к креативности (Tromp, Sternberg; Sternberg, Karami; Kapoor, Kaufman), опубликованные в 2022 году.
Опираясь на мнение исследователя креативности V.Glaveanu о том, что в теориях креативности не отражается связь компонентов (Glaveanu, 2013), а психологии креативности не хватает теории, которая связывала бы креативные идеи с воплощенными действиями и результаты, полученные на индивидуальном уровне - с социальными контекстами (Glaveanu, 2022), мы предложили для эмпирической проверки рабочую схему динамической модели социальной креативности.
В предлагаемой нами схеме отражены причинно-следственные связи социо-политического контекста, во-первых, с социальной креативностью и личностными характеристиками; и личностных характеристик с социальной креативностью, т.е. контекст воздействует и на личность, и на креативность, а личность, в свою очередь, на креативность. В рамках этой схемы были проанализированы результаты, полученные нами ранее в эмпирическом исследовании, опубликованном в 2022 году (Мешкова Н.В., Ениколопов С.Н. и др. 2022), которые позволили прийти к выводу о том, что уровни таких переменных как этническая предубежденность, моральная идентичность, просоциальная и асоциальная креативность в разных социо-политических контекстах неодинаковы и более того, связь между этими переменными отличается. Результаты анализа и рабочая схема динамической модели социальной креативности опубликованы в статье (URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2023_n1/Meshkova) (RSCI, ядро РИНЦ) и представлены на Международном форуме "Евразийский образовательный диалог" 2-3.03.2023 в Ярославле.
Исходя из проведенного анализа литературы и результатов пилотажного исследования, была разработана общая концепция дальнейшего исследования и составлена программа пилотажного эмпирического исследования. Были сформулированы следующие общие гипотезы: 1) в условиях угрожающего социально-политического контекста асоциальная креативность будет выше, 2) уровень выраженности личностных характеристик и асоциальной креативности различается в разных социо-политических контекстах, 3) связь между личностными характеристиками и их связь с асоциальной креативностью различается в разных социо-политических контекстах.
Публикации по проекту:
- Мешкова Н.В., Бочкова М.Н., Кравцов О.Г. (Meshkova N.V., Bochkova M.N., Kravtsov O.G.) Антисоциальная креативность и личностные характеристики юношей в разных социально-политических условиях: связь и взаимодействие Вестник Московского университета. Серия 14: Психология (2023 г.) RSCI РИНЦ
- Ениколопов С.Н., Бочкова М.Н., Мешкова Н.В., Мешков И.А. (Enikolopov S.N., Bochkova M.N., Meshkova N.V., Meshkov I.A.) Адаптация опросника моральной идентичности на российской выборке Психолого-педагогические исследования (2023 г.) RSCI РИНЦ
- Мешкова Н.В. (Meshkova N.V.) Социальная креативность и социальный контекст: перспективы исследования Современная зарубежная психология (2023 г.) RSCI РИНЦ
- Мешкова Н.В., Бочкова М.Н., Мешков И.А. (Meshkova N.V., Bochkoba M.N., Meshkov I.A.) Исследование особенностей антисоциальной креативности в разном социо-политическом контексте Российская девиантологическая панорама: теория и практика [Электронный ресурс] : материалы международной научно-практической конференции, 29 сентября 2023 года (2023 г.) «тезисы»
- Мешкова Н.В. (Meshkova N.V.) К ВОПРОСУ О СВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И АНТИСОЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ В РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: КОНЦЕПЦИИ, ПОДХОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ (ВАСИЛЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ - 2023) (2023 г.) «тезисы»
- Бочкова М.Н., Мешкова Н.В. (Bochkova M.N., Meshkova N.V.) О предварительных результатах апробации опросника моральной идентичности на российской выборке Социальная психология: вопросы теории и практики Материалы VIII Международной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева 11 – 12 мая 2023 г. (2023 г.) «тезисы»
Проект «Влияние цифровой активности на развитие когнитивных функций в дошкольном возрасте» (Грант Российского научного фонда)
Период реализации: 2023-2024 гг.
Руководитель проекта: кандидат психологических наук, Рубцова О.В.
Подразделение: Центр междисциплинарных исследований современного детства
Результаты проекта:
В 2023 году в рамках проекта проведено:
- анкетирование родителей дошкольников (выборка – 556 чел.);
- пилотажное экспериментальное исследование на базе двух ДОУ города Москвы (выборка - 76 детей дошкольного возраста).
Анкетирование родителей дошкольников проводилось с целью выявления различий в использовании настольных и цифровых игр российскими родителями. Для проведения опроса была разработана анкета «Современные дети: цифровые игры VS настольные игры» (Саломатова О.В., Токарчук Ю.А., 2023). В анкетировании приняли участие 556 родители детей дошкольного возраста. Результаты опроса показали, что большинство детей регулярно играют в настольные и цифровые игры, при этом родители стремятся ограничивать время, которое дети уделяют цифровым играм. Родители часто используют цифровые приложения в качестве средства контроля и одновременно средства поощрения ребенка (дошкольник получает разрешение поиграть на планшете в качестве награды за что-то). Установлено, что в настольных играх родители чаще выступают в качестве активных участников игрового процесса (играют вместе с ребенком), в то время как в цифровых играх детям предоставляется больше самостоятельности (родители просто наблюдают за детьми, не вникая в игровой процесс).
Экспериментальное исследование проходило на протяжении 15 недель при участии 76 детей подготовительных групп (37 мальчиков и 39 девочек). В ходе эксперимента дети были разделены на три группы: экспериментальная группа №1 (далее ЭГ1), в которой дети играли в настольную версию игры «Dobble», экспериментальная группа №2 (ЭГ2), в которой дети играли на планшетах в цифровую версию игры «Dobble» — «Double Match: one common image», и контрольная группа (КГ). В процессе исследования каждый ребенок из экспериментальных групп 2 раза в неделю в течение 8 недель играл в настольную (ЭГ1) или цифровую версию (ЭГ2) игры «Dobble». Таким образом, каждый ребенок за время экспериментального исследования провел около 16 игровых сессий по 10-15 минут каждая. При этом с воспитателями и родителями детей была договоренность о том, что на протяжении эксперимента дети не играют в эту игру вне детского сада.
До и после эксперимента в каждой из трех групп дошкольников была проведена диагностическая оценка объема слуховой и зрительной памяти детей, оценка способности концентрации, переключения и распределения произвольного внимания. Для диагностики были использованы методики:
- Методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия;
- Методика диагностики объема зрительной памяти дошкольников Д. Векслера;
- Методика исследования степени концентрации произвольного внимания «Тест переплетенных линий» (Модификация теста А. Рея);
- Методика «Проставь знаки» (тест Пьерона-Рузена).
По результатам повторной диагностики было обнаружено, что в целом за время эксперимента показатели дошкольников улучшились во всех группах, включая контрольную. Такой эффект объясняется возрастным развитием детей за время проведения исследования. При этом, результаты сравнительного анализа показывают значимые положительные эффекты у детей ЭГ2 в развитии кратковременной и долговременной слуховой памяти, зрительной памяти, а также в устойчивости произвольного внимания, по сравнению с детьми из ЭГ1 и КГ. Таким образом, согласно полученным данным, цифровая версия настольной игры «Dobble» оказала более значимый развивающий эффект на исследуемые параметры памяти и внимания дошкольников экспериментальной выборки по сравнению с традиционным аналогом. Для надежной экстраполяции полученных эффектов на более широкую аудиторию необходимо в дальнейшем увеличить выборку дошкольников, а также расширить диагностический инструментарий.
Публикации по проекту:
- Саломатова О.В. (Salomatova O.V.) Концепция цифровой игры С. Эдвардс в контексте культурно-исторической парадигмы Культурно-историческая психология (2023 г.) WOS SCOPUS Q1 RSCI иные ББД РИНЦ
- Токарчук Ю.А., Саломатова О.В., Гаврилова Е.В. (Tokarchuk Yu.A., Salomatova O.V., Gavrilova E.V.) Использование настольных и цифровых игр дошкольниками: результаты опроса российских родителей Психолого-педагогические исследования (2024 г.) RSCI иные ББД РИНЦ
Проект «Этническая идентичность и индивидуальные ценности российских старшеклассников: социально-психологический анализ» (Грант Российского научного фонда)
Период реализации: 2023-2024 гг.
Руководитель проекта: кандидат психологических наук, Гриценко В.В.
Подразделение: Факультет "Социальная психология"
Результаты проекта:
В отчетном периоде (2023 год) в соответствии с заявленным планом по проекту были получены следующие научные результаты.
Проведен аналитический обзор отечественной и зарубежной литературы, позволивший теоретически обосновать модель взаимосвязи ценностей и мотивов конструирования этнической идентичности с учетом кросс-регионального аспекта ее формирования у русских старшеклассников. Анализ современного состояния зарубежных исследований по проблеме изучения этнической идентичности в подростковом и раннеюношеском возрасте представлен в статье Гриценко В.В., Муращенкова Н.В., 2023; https://elibrary.ru/item.asp?id=50383829
Разработана подробная Программа основного исследования, которая наряду с теоретическим обоснованием и описанием содержания и становления этнической идентичности в раннеюношеском возрасте во взаимосвязи с индивидуальными ценностями, включает также описание и обоснование выборки и регионов исследования, методов кросс-регионального анализа взаимосвязи ценностей и этнической идентичности старшеклассников и методик, включая описание разработанных и апробированных в пилотажном исследовании опросников по оценке мотивов конструирования этнической идентичности (опросники «Оценка мотивов конструирования этнической идентичности» и «Оценка мотивов конструирования этнической идентичности при моделировании ситуации ее утраты»), а также содержит перечень методов обработки и анализа данных.
В соответствии с заявленным на 2023 г. планом работы было проведено пилотажное исследование, в котором приняли участие 185 старшеклассников школ города Смоленска и 134 старшеклассника школ города Хабаровска в возрасте от 15 до 18 лет.
В ходе пилотажного исследования выявлено, что подавляющее большинство старшеклассников из Смоленска и Хабаровска, идентифицирующих себя русскими, отчетливо ощущают себя представителями русского этноса. Выраженность этнической идентичности высока как среди смолян, так и среди хабаровчан, характеризуется позитивностью и определенностью (Гриценко В.В., Муращенкова, 2023).
В результате ретроспективного исследования становления этнической идентичности детей в моноэтничном русском регионе выявлены две группы старшеклассников. Для одной, более многочисленной группы школьников, характерны ранняя (дошкольное детство) осведомленность об этническом многообразии окружающего мира и позитивное отношение к русскому этносу. Процесс формирования их этнической идентичности происходил благодаря влиянию семьи, являлся ровным, спокойным, без особых потрясений, связанных с обстоятельствами личной жизни или общественно-политическими событиями. Для другой группы, около одной трети старшеклассников, характерны приобретение знаний об этнических общностях в более позднем возрасте (младшем школьном), ослабление роли семьи как агента этнической социализации и преимущественно индифферентное отношение к своей этнической принадлежности, что, во-первых, может быть связано с неактуальностью и незначимостью для них этнической идентичности, во-вторых, с отсутствием интереса к этнической группе, приписанной по рождению, а в-третьих, за этим, возможно, стоит так называемая скрытая идентичность как система имплицитных конструктов, которая может актуализироваться при определенных условиях. Наконец, в-четвертых, данные получены от старшеклассников на основе их воспоминаний, а значит, на основе субъективных и, возможно, в какой-то степени искаженных сведений, если учитывать закономерности памяти, которые могли повлиять на воспроизведение информации. Известно, что хуже запоминаются люди, факты, события, которые не вызывали ярких эмоций и / или не были связаны с деятельностью (Гриценко В.В., Муращенкова Е.В., Ефременкова М.Н., 2023 https://elibrary.ru/item.asp?id=54615885)
Публикации по проекту:
- Муращенкова Н.В., Гриценко В.В., Кулеш Е.В. (Nadezhda V. Murashcenkova, Valentina V. Gritsenko, Elena V. Kulesh) Взаимосвязь мотивов конструирования этнической идентичности и индивидуальных ценностей у русских старшеклассников из центрального и дальневосточного регионов России Социальная психология и общество (2024 г.) WOS SCOPUS RSCI иные ББД РИНЦ
- Гриценко В.В., Муращенкова Н.В. (Gritsenko V.V., Murashcenkova N.V.) Обзор современных зарубежных исследований этнической идентичности в подростковом и юношеском возрасте Актуальные проблемы исследования массового сознания. Сборник трудов 7-й Международной научно-практической конференции. Отв. ред. В.В. Константинов. М.: Издательство "Перо". (2023 г.) РИНЦ
- Гриценко В.В., Муращенкова Н.В., Ефременкова М.Н. (Gritsenko V.V., Murashcenkova N.V., Efremenkova M.N.) Ретроспективное исследование становления этнической идентичности в детском возрасте: анализ этнических автобиографий старшеклассников Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. (2023 г.) иные ББД РИНЦ
- Шорохова В.А. (Shorokhova V.A.) Социальные представления русских старшеклассников о людях своей национальности Этнопсихология: теория и практика. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию кафедры этнопсихологии и психологических проблем по-ликультурного образования ФГБОУ ВО МГППУ (16–17 ноября 2023 г.) (2023 г.) «тезисы»
- Муращенкова Н.В., Гриценко В.В. (Murashcenkova N.V., Gritsenko V.V.) Ценностные основания мотивов конструирования этнической идентичности у русских старшеклассников из центрального и дальневосточного регионов России Этнопсихология: теория и практика. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования ФГБОУ ВО МГППУ (16–17 ноября 2023 г.) (2023 г.) «тезисы»
- Гриценко В.В., Муращенкова Н.В. (Valentina V. Gritsenko, Nadezhda V. Murashcenkova) Особенности этнической идентичности русских старшеклассников из Смоленска и Хабаровска: сравнительный анализ Социокультурные, психологические и педагогические координаты развития личности: материалы Международной научно-практической конференции / Под общей ред. Е.Е. Блиновой; (2023 г.) «тезисы»
Проект «Структура лингвистических способностей: вклад когнитивных, личностных и мотивационных факторов» (Грант Российского научного фонда)
Период реализации: 2023 – 2024 гг.
Руководитель проекта: кандидат психологических наук, Гаврилова Е.В.
Подразделение: Центр междисциплинарных исследований современного детства
Результаты проекта:
В рамках работы по проекту в 2023 году были выполнены следующие задачи.
1) Подготовлен обзор отечественных и зарубежных научных работ, посвященных изучению вопроса о психологических факторах лингвистических способностей. Первая часть обзора, охватывающая анализ когнитивных переменных как предикторов успешности в языковой сфере, была использована в процессе написания эмпирической статьи, которая опубликована в декабре 2023 года в журнале «Вопросы психологии» (№ 3. Т. 69. С. 67 – 81). Вторая часть обзора, посвященная связи личностных черт и мотивационных установок с лингвистическиими способностями, будет опубликована в следующем году.
2) Разработана батарея тестовых методик оценки лингвистических способностей, которая включает тесты, оценивающие уровень владения языковым материалом в ходе выполнения языковых заданий разного содержания.
3) Разработан опросник оценки интегративных и инструментальных установок и интереса к изучению иностранных языков.
4) Осуществлена апробация разработанных психодиагностических методик в ходе проведения пилотажного исследования, проведенного на выборке испытуемых объемом 122 человека (М = 19,38 лет, SD = 1,91), и получены первые результаты о психометрических свойствах тестов.
5) Результаты пилотажного эмпирического исследования представлены на международных научных мероприятиях – Международном Съезде психологов в сфере образования (выступление 10 ноября) и IV Международной научно-практической конференции «Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании» (выступление 16 ноября).
Публикации по проекту:
1. Гаврилова Е.В., Шепелева Е.А. (Gavrilova E.V., Shepeleva E.A.) Переработка периферийной информации как фактор лингвистических способностей Вопросы психологии (2023 г.) SCOPUS RSCI РИНЦ
Проект «Особенности понимания содержания книг с дополненной реальностью детьми старшего дошкольного возраста (на примере познавательной и художественной литературы)» (Грант Российского научного фонда)
Период реализации: 2024 – 2025 гг.
Руководитель проекта: кандидат психологических наук, Клопотова Е.Е
Подразделение: Центр междисциплинарных исследований современного детства
Проект «Межкультурный диалог России и Италии в эпоху "Великих реформ" Российской империи и итальянского Рисорджименто.» (Грант Российского научного фонда)
Период реализации: 2024 – 2025 гг.
Руководитель проекта: доктор филологических наук, Дергачева И.В.
Подразделение: Институт иностранных языков, современных коммуникаций и управления
Проект «Повторные интрузивные переживания, слуховые и мультимодальные галлюцинации в структуре суицидального поведения при боевом стрессе» (Грант Российского научного фонда)
Период реализации: 2024 – 2025 гг.
Руководитель проекта: кандидат психологических наук, Труевецев Д.В.
Подразделение: Лаборатория экспериментальной патопсихологии
Проект «Механизмы восприятия эмоционального состояния человека в процессах невербальной коммуникации» (Грант Российского научного фонда)
Период реализации: 2024 – 2026 гг.
Руководитель проекта: доктор психологических наук, Барабанщиков В.А.
Подразделение: Институт экспериментальной психологии