Образование
Проект «Научно-методическое обеспечение механизмов развития инклюзивной образовательной среды в дошкольных и общеобразовательных организациях на современном этапе» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2022 г.
Руководитель проекта: доктор психологических наук Рубцов В.В.
Подразделение: Кафедра ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства»
Результаты проекта:
- Техническое задание по созданию цифрового модуля «Инклюзивная образовательная среда»
- Программа дополнительного профессионального образования по подготовке экспертов для оценки инклюзивной образовательной среды образовательной организации (объем – 36 часов).
- Критерии оценки лучших инклюзивных технологий и практик на основе доказательного подхода.
- Методические и дидактические материалы по созданию инклюзивной образовательной среды в дошкольных образовательных организациях.
- Методические и дидактические материалы по созданию инклюзивной образовательной среды в общеобразовательных организациях.
- Модель сетевого взаимодействия региональных образовательных организаций, включающая системное взаимодействие с НКО и общественными организациями, выполняющей функции ресурсного обеспечения развития инклюзивной образовательной среды.
Реализованные в рамках научного проекта теоретические подходы к изучению и проектированию механизмов развития инклюзивной образовательной среды в дошкольных и общеобразовательных организациях найдут дальнейшее применение в исследованиях проблем инклюзивного образования. Методические и дидактические материалы по созданию инклюзивной образовательной среды в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, модель сетевого взаимодействия региональных образовательных организаций, включая системное взаимодействие с НКО и общественными организациями, выполняющая функции ресурсного обеспечения развития инклюзивной образовательной среды, система критериев оценки лучших инклюзивных технологий и практик на основе доказательного подхода найдут применение в практической деятельности дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций по созданию инклюзивной образовательной среды, при разработке нормативных и правовых документов в части оценки (мониторинга, экспертизы, общественного контроля) качества инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях, в системе управления образованием. Разработанное в результате исследования техническое задание по созданию цифрового модуля «Инклюзивная образовательная среда» ориентировано на применение в практике для создания новых информационных ресурсов и ИКТ-инструментария как механизмов развития инклюзивной образовательной среды, ее общественной экспертизы составления электронного паспорта доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования. Разработанная дополнительная профессиональная программа подготовки экспертов для оценки инклюзивной образовательной среды образовательной организации ориентирована на применение в системе дополнительного профессионального образования и при проведении других обучающих мероприятий для экспертов в области инклюзивного образования. Поскольку реализация инклюзивного образования как гарантированного Законом Российской Федерации права детей с ограниченными возможностями здоровья основана на качестве инклюзивной образовательной среды, результаты исследования составляют научно-методическую основу развития нормативно-правовой базы оценки (мониторинга, экспертизы, общественного контроля) качества инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях.
Публикации по проекту:
- Быстрова Ю.А. Развитие социальной компетентности у подростков с ОВЗ в условиях инклюзивного образования // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 6. C. 102-114. ISSN печатной версии: 1814-2052. ISSN электронной версии: 2311-7273
- Быстрова Ю.А Ресурсы формирования психологической готовности педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде // Современный учитель: профессиональная компетентность и социальная значимость. Материалы І Международной научно-практической конференции. Том 1. Донецк: Изд-во Донецкого национального университета, 2022. – С. 93-98 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49417364
- Быстрова Ю.А. Практическая подготовка специалистов сопровождения для работы по специальной индивидуальной программе развития (СИПР) в инклюзивном классе // Наука и школа. – 2022. – №6. – С. 134-145 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49985258
4. Алехина С.В. Юдина Т.А. К проблеме психологической диагностики социальных компетенций школьников в инклюзивном образовании // Современная зарубежная психология. – 2022. – №4 ISSN: 2304-4977
Проект «Научно-методическое обоснование и разработка программы подготовки тьютора по сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания»» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2022-2023 гг.
Руководитель проекта: кандидат психологических наук Алехина С.В.
Подразделение: Институт проблем инклюзивного образования
Результаты проекта:
- Профиль профессиональных компетенций тьютора на основе профессионального стандарта «Специалист в области воспитания».
- Аналитический отчет о результатах прикладного исследования профессиональной подготовки тьюторов, сопровождающих обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания».
- Отчет по результатам научно-практического семинара по вопросам подготовки тьюторов, сопровождающих обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания».
- Методические рекомендации для педагогических вузов и институтов развития образования по организации профессиональной подготовки тьютора по сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания»
- Модульная программа профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение в инклюзивном образовании» в объеме 250 часов.
Результаты НИР ориентированы на применение в образовательной практике реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации тьюторов, при проведении обучающих семинаров и других образовательных практик. Научно-методическое обеспечение, дидактические материалы могут использоваться тьюторами в их практической профессиональной деятельности по сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Результаты НИР обеспечивают также переход на новые профессиональные стандарты, представляют собой методическое обеспечение изложенных в профессиональном стандарте «Специалист в области воспитания» (в части «тьютор») трудовых функций и трудовых действий специалиста.
Публикации по проекту:
- Профессиональная подготовка тьюторов, сопровождающих обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования : методические рекомендации для педагогических вузов и институтов развития образования / авт. колл. : Е.В. Самсонова [и др.] ; под ред. Е.В. Самсоновой. – М. : МГППУ, 2022. ‒ 147 с. ISBN 978-5-94051-274-5
- Шеманов А.Ю., Самсонова Е.В., Быстрова Ю.А., Кутепова Е.Н Особенности профессиональной компетентности тьютора в условиях инклюзивного образования // Клиническая и специальная психология. – 2022. №4.
- Самсонова Е.В., Быстрова Ю.А., Шеманов А.Ю., Кутепова Е.Н. Компетенции тьютора в инклюзивном образовании: специфика программ профессиональной подготовки [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2022. Том 14. № 2. C. 84– 99. DOI:10.17759/psyedu.2022140206 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49192357
- Карпенкова И.В. Анализ программ профессиональной подготовки тьюторов для инклюзивного образования// Психолого-педагогические исследования 2022. Том 14. № 3. С. 78–96. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2022140305 ISSN: 2587-6139 (online). Статья РИНЦ https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49593816
Проект «Научно-методическое обеспечение экспериментальной апробации психодиагностических процедур для обследования кандидатов в замещающие родители, воспитанников и работников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2022 г.
Руководитель проекта: кандидат психологических наук Ослон В.Н.
Подразделение: Факультет «Психология образования»
Результаты проекта
- Разработано научно-методическое обеспечение апробации психодиагностических процедур для обследования кандидатов в замещающие родители, воспитанников и работников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
1.1. Разработаны научно-методические требования к проведению психодиагностических процедур для обследования кандидатов в замещающие родители, воспитанников и работников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- Проведена апробация трех психодиагностических комплексов для социально-психологического обследования воспитанников, кандидатов в замещающие родители и работников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 39 регионах РФ;
2.1. Подготовлены специалисты для проведения апробации и последующего внедрения психодиагностических комплексов в регионах РФ;
2.2. Проведена цифровизация психодиагностических методик;
2.3. Проведена валидизация психодиагностических комплексов;
2.4. Проанализированы экспертные оценки результатов апробации;
- Внесены коррективы в разработанные документы по итогам апробации.
- Составлены Методические рекомендации по проведению обследования кандидатов в замещающие родители, воспитанников и работников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Значимость для Российской Федерации:
Разработаны и апробированы единые требования к проведению психодиагностических процедур для социально-психологического обследования кандидатов в замещающие родители, воспитанников и работников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в РФ;
Представлен психодиагностический инструментарий для социально-психологического обследования кандидатов в замещающие родители, воспитанников и работников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошедший апробацию и доказавший свою валидность и надежность;
Подготовлена команда внедрения;
Разработанные Методические рекомендации расширяют доступ педагогов-психологов, психологов к разработанным психодиагностическим комплексам, что позволит повысить качество системы альтернативного воспитания такой сложной в психологическом, социальном, генетическом плане категории детей, как дети, оставшиеся без попечения родителей, а также качество жизни самого ребенка, что станет хорошей инвестицией в развитие будущего российского общества.
Публикации по проекту:
- Ослон В.Н., Одинцова М.А., Семья Г.В., Колесникова У.В., Зайцев Г.О. Психологические ресурсы работников организаций для детей-сирот с разным уровнем эмоционального интеллекта. Журнал «Психологическая наука и образование» 2022г.Том 27. N 6, С.155-159 DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2022270601 DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2022270601
ISSN: 1814-2052 ISSN: 1814-2052. ISSN: 2311-7273 (online)
Проект «Анализ социально-психологических, психолого-педагогических технологий сопровождения семей, в которых родители имеют риски возникновения зависимостей употреблений ПАВ или страдают зависимостями, разработка и апробация комплексных методических материалов для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2022 г.
Руководитель проекта: доктор психологических наук Семья Г.В.
Подразделение: Факультет «Психология образования»
Результаты проекта:
- Проведен анализ социально-психологических, психолого-педагогических технологий сопровождения семей, в которых родители имеют риски возникновения зависимостей употреблений ПАВ или страдают зависимостями в отечественной и зарубежной практике (число источников 114).
- Разработана единая концепция сопровождения семей с проблемой алкогольной и наркотической зависимости специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений н/л в рамках межведомственного взаимодействия.
- Разработана типология семей категории риска алкогольной или наркотической зависимости или страдающих зависимостями (8 типов).
- Разработаны Дорожные карты сопровождения семей с проблемой алкогольной и/или наркотической зависимости для каждой из 8 типов семей на основе работы со случаем.
- Разработаны алгоритмы работы различных специалистов с каждым членом семьи и семьей в целом.
- Проведен анализ законодательства, выявлены правовые проблемы организации сопровождения. Определена роль КДН и ЗП, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений н/л. Разработана организационная схема действий всех субъектов профилактики, от начала выявления неблагополучия, связанного с употреблением родителями ПАВ, до закрытия случая.
- Разработаны каталоги для специалистов: мероприятий в отношении родителей, страдающих зависимостями; видов помощи ребенку и реабилитационных мероприятий; мероприятий, направленных на повышение психологических ресурсов семьи; программ профилактики девиантного поведения (для детей).
- Разработаны диагностические материалы для психологов для оценки состояния и развития ребенка, пособие по нейропсихологическому сопровождению детей в семьях ПАВ.
- Разработаны комплексные информационные, методические, реабилитационные материалы для специалистов органов и учреждений системы профилактики. Разработано методическое пособие по сопровождению семей с рисками употребления ПАВ для специалистов системы учреждений субъектов профилактики.
- Проведена апробация (обсуждение разработанных комплексных информационно-методических материалов) в пяти регионах: Город Ленск (Республика Саха-Якутия); Город Печоры (Псковская область); Город Анадырь (Чукотский автономный округ); Город Череповец (Вологодская область); Город Москва (ЮЗАО, район Коньково).
Полученные материалы могут быть использованы для повышения профессионального уровня специалистов системы субъектов профилактики безнадзорности, специалистов, работающих в области профилактики сиротства, в том числе специалистов по социальной работе, психологов, чья работа с семьями группы риска приведет к увеличению числа кровных семей, которые изменили образ жизни и сохранили ребенка в семье.
Публикации по проекту:
- Барцалкина В.В., Третяк Э.В., Хромышева Е.В. Реабилитационный потенциал социально-психологического сопровождения семей с проблемами алкогольной или наркотической зависимости // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 6. C. 144—154. DOI:10.17759/pse.2022270611 DOI:10.17759/pse.2022270611
- Семья Г.В., Барцалкина В.В., Флорова Н.Б. Современный опыт системного реагирования на трудности детей и взрослых в проблемных семьях [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2022. Том 3. № 2-3. C. 16–33. DOI:10.17759/ssc.2022030202 DOI:10.17759/ssc.2022030202
- Барцалкина В.В., Моисеев О.О., Третяк Э.В., Хромышева Е.В. Социально-психологическая типология семей с проблемами алкоголизации и наркотизации [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2022. Том 3. № 2-3. C. 33–49. DOI:10.17759/ssc.2022030203 DOI:10.17759/ssc.2022030203
Проект «Научное и учебно-методическое сопровождение внедрения системы профессионального развития специалистов органов опеки и попечительства» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2022 г.
Руководитель проекта: доктор психологических наук Семья Г.В.
Подразделение: Факультет «Психология образования»
Результаты проекта:
- Разработаны методические материалы к учебно-методическим комплексам примерной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации для специалистов ООиП . По узконаправленным темам созданы видео- каталоги, записанные в профессиональной студии (разрешение 1920*1080. Формат MP4. Битрейт 10000 Кб/с, звук стерео). Общее время видео-занятий 417 минут или 7 часов.
- Определены образовательные потребностей по программам магистратуры в сфере ООиП и в сфере защиты прав и интересов детей. В опросе приняли участие 726 респондентов из 73 субъектов Российской Федерации. На основании предложений респондентов подготовлен перечень организаций высшего образования, в которых было бы целесообразно открыть магистерские программы «Опека и попечительство в отношении несовершеннолетних» и «Защита прав и интересов детей (123 вуза в 66 субъектах РФ).
- Разработана программа повышения квалификации «Подготовка специалистов, осуществляющих обучение по дополнительным профессиональным программам работников органов опеки и попечительства, в том числе с использованием дистанционных технологий» (72 часа, из них 56 часов – обязательный модуль и два углубленных модуля для психологов и юристов, объемом 14 часов) и научное, учебно-методическое обеспечение процесса обучения (32 УМК).
- Проведена апробация программы в форме обучения 65 специалистов высшей школы из 16 субъектов РФ на курсах повышения квалификации.
В экспертной оценке курса приняли участие 59 слушателей из 16 субъектов РФ, по результатам разработаны дополнительные обучающие материалы.
- Разработаны методические рекомендации по организации комплексного подхода к вопросам профессионального развития специалистов ООиП, которые позволяют разработать дорожные карты в регионах по профессиональному развитию специалистов ООиП.
Новизну исследования составляет разработка комплексной системы профессионального развития специалистов ООиП, включая обучение на всех уровнях образования; внедрение программы каскадного обучения специалистов ООиП (обучение специалистов, обучающих сотрудников ООиП).
Выполнение проекта отвечает Плану основных мероприятий, проводимых в рамках десятилетия детства, на период до 2027 года (п. 80, п. 81, п. 83, п.88, п.90), протокольным решениям Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей (протокол от 30 ноября 2020 г.) и Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства социальной сфере Москва (протокол от 30 ноября 2020 г.).
Публикации по проекту:
- Семья Г.В., Яровикова О.А., Лашкул М.В. Комплексный подход к профессиональному развитию специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 6. C. 170—182. DOI: 10.17759/pse.2022270613
- Лашкул М.В. Краткое описание курса дополнительной профессиональной программы «Подготовка специалистов, осуществляющих обучение по дополнительным профессиональным программам работников органов опеки и попечительства, в том числе с использованием дистанционных технологий» [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2022. Том 3. № 1. C. 81–92. DOI:10.17759/ssc.2022030106
Проект «Научно-методическое обеспечение проведения и анализа оценки благополучия ребенка в Российской Федерации» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2022-2024 гг.
Руководитель проекта: доктор психологических наук Семья Г.В.
Подразделение: Факультет «Психология образования»
Результаты проекта:
Разработана операциональная модель проведения оценки благополучия детей в субъектах РФ, для которой доработана по сравнению с 2021 годом система показателей и индикаторов доменов (55 статистических показателей) Индекса детского благополучия (ИДБ), согласованная с Росстатом, заинтересованными министерствами и ведомствами.,.
Апробация модели прошла в 16 регионах (в ТЗ не менее 5). Для проведения исследования были подготовлены команды оценщиков в регионах (56 чел. через серию вебинаров) и привлечены Уполномоченные по правам ребенка для координации сбора статистических данных в пилотных регионах.
Проведен расчет доменов и показателей с помощью z-оценки. Сформулированы требования к показателям доменов.
Проведена апробация ИДБ и домена субъективного благополучия в 16 регионах. В оценке субъективного благополучия участвовало 14 809 подростков из 16 регионов России (по ТЗ не менее 500 детей).
Исследование проводилось:
- на условно «нормотипичных» территориях и «неблагоприятных для жизни территориях»: на территориях, отнесенных к Арктической зоне, приграничной зоне, на труднодоступной территории, куда можно добраться на вертолете, или по реке, только на машине, либо по снежнику и пр., экологически неблагополучной территории, территориях, затрудненных для жизни, где проживает 2 879 мальчиков и 3 175 девочек, всего 6054 подростков;
- в разных семьях: в многодетной – 5 657 подростков, неполной – 3 754, в замещающей – 566, детском доме – 443, семье мигрантов 1 248 детей;
- для категории детей, которые стоят на внутришкольном учете или на учете в комиссии по делам несовершеннолетних - 899 детей;
- для категорий детей: нормотипичные подростки; подростки с ОВЗ и инвалидностью, дети-мигранты, дети-сироты, воспитывающиеся в различных условиях: организация для детей-сирот или замещающая семья;
- в разных образовательных учреждениях: Малокомплектная сельская школа, Общеобразовательная школа, Школа, где меньше тысячи обучающихся, Школа, где больше тысячи обучающихся, Лицей/гимназия, Школа-интернат, Кочевая школа, Школа - интернат, где учатся дети народов Севера, Колледж/техникум, Коррекционная школа.
Для обработки данных и расчетов была разработана компьютерная модель ИДБ, включающая все пять доменов.
Разработанная модель проведения оценки ИДБ и субъективного благополучия позволяют: 1- выявить предикторы субъективного благополучия детейв школе и семье, мишени помощи детям разных категорий, 2- оценивать уровень благополучия детей (качество жизни) в России и в регионах и эффективность реализации мероприятий Плана Десятилетия детства (основания: п.128,п.127 Плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства (Распоряжение правительства РФ от 23 января 2021 года №122-р.).
Публикации по проекту:
- Брук Ж.Ю., Федина Л.В., Волосникова Л.М., Патрушева И.В., Кукуев Е.А. Связь уровня и структуры субъективного благополучия у старших школьников // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27. № 6. C. 130—143. DOI:10.17759/pse.2022270610
- Ослон В.Н., Прокопьева Л.М., Колесникова У.В. Активность образа жизни, субъективное здоровье и субъективное благополучие детей старшего подросткового и юношеского возраста в Российской Федерации // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 6. C. 116—129. DOI:10.17759/pse.2022270609
- Меркуль И.А. Индекс детского благополучия в России: актуальные вопросы, разработки и перспективы развития (обзор по итогам международной научно-практической конференции «Перспективы внедрения индекса детского благополучия в России») [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2022. Том 3. № 2-3. C. 141–151. DOI:10.17759/ssc.2022030210
- Брук Ж.Ю., Телицына А.Ю. Актуальные вопросы, результаты и перспективы развития исследований Международного проекта по изучению субъективного благополучия детей «Детские Миры» (обзор по итогам международной научно-практической конференции «Перспективы внедрения индекса детского благополучия в России») [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2022. Том 3. № 2-3. C. 151–165. DOI:10.17759/ssc.2022030211
Проект «Научно-методическое обеспечение разработки и апробация единой программы повышения квалификации специалистов в сфере защиты прав детей, опеки и попечительства (включая руководителей органов опеки и попечительства, аппараты УПР в субъектах Российской Федерации (с апробацией на не менее 700 чел. из всех субъектов Российской Федерации)» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2022-2023 гг.
Руководитель проекта: доктор психологических наук Семья Г.В.
Подразделение: Факультет «Психология образования»
Результаты проекта:
Проведено исследование образовательных потребностей, форм взаимодействия специалистов органов опеки и попечительства (ООиП) и региональных аппаратов уполномоченных по правам ребенка (УПР), которые были учтены при разработки программы повышения квалификации (ПК). В исследовании приняли участие 406 специалистов ООиП из 85 субъектов Российской Федерации (406 анкет).
Разработана единая модульная программа совместной подготовки руководителей и специалистов ООиП, специалистов аппарата УПР «Обеспечение и защита прав и законных интересов детей, их социальных и иных государственных гарантий» (72 час.) (обязательный общий модуль (56 час.) и четыре дополнительных модуля для четырех целевых групп (по 8 часов) в соответствии с образовательными потребностями отдельных категорий слушателей) с учебно-методическими комплексами (УМК).
Апробация программы прошла в форме проведения курсов ПК, в которых приняли участие 856 специалистов из 75 регионов, в том числе 201 слушатель из числа УПР, 20 чел. из ЛНР и ДНР. Экспертную оценку дали 467 человек (положительная). В соответствии с запросами специалистов дополнительно к УМК составлены пособия, содержащие нормативные правовые документы, бланки документов, журналы регистраций; опыт регионов в области профилактики социального сиротства; судебную практику по обеспечению выпускников жилыми помещениями; работу с наставниками для детей-сирот; особенности нейропсихиатрии детей-сирот и поведенческие признаки.
Внедренческий потенциал разработки связан с возможностью внедрить единую модульную программу с научно-методическим обеспечением в федеральную и региональную систему повышения квалификации 2023 года. Возможно использование отдельных модулей для самостоятельных программ ПК для отдельной группы специалистов. Совместное обучение специалистов обеспечивает сокращение числа принимаемых специалистами неправомерных решений в отношении детей и семей, обеспечивает взаимодействие специалистов ООиП и аппарата УПР в регионах на основе единых ценностей и подходов к защите прав детей.
Публикации по проекту:
- Семья Г.В., Яровикова О.А., Лашкул М.В. Комплексный подход к профессиональному развитию специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 6. C. 170—182. DOI: 10.17759/pse.2022270613
- Лашкул М.В. Краткое описание курса дополнительной профессиональной программы «Подготовка специалистов, осуществляющих обучение по дополнительным профессиональным программам работников органов опеки и попечительства, в том числе с использованием дистанционных технологий» [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2022. Том 3. № 1. C. 81–92. DOI:10.17759/ssc.2022030106
Проект «Научно-методическая разработка и апробация системы выявления особых образовательных потребностей несовершеннолетних иностранных граждан и необходимого психолого-педагогического сопровождения процессов их обучения, социальной и культурной адаптации» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2022 г.
Руководитель проекта: кандидат психологических наук Хухлаев О.Е.
Подразделение: Кафедра этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования
Результаты проекта:
Проведена экспериментальная апробация программы психолого-педагогической оценки особых образовательных потребностей детей иностранных граждан в сферах психологического благополучия, социальных навыков и культурной адаптации.
Разработана научно-методологическая концепция программы психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации детей иностранных граждан.
Подготовлен пакет инструментария программы психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации детей иностранных граждан.
Подготовлены методические рекомендации по проведению программы психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации детей иностранных граждан.
Данные результаты внесли значимый вклад в выполнение поручения Президента РФ по итогам заседания Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям 30.03.2021 п. 2б) «Принять меры в целях обеспечения разработки, апробации и внедрения системы выявления особых образовательных потребностей несовершеннолетних иностранных граждан, в том числе оценки уровня владения ими русским языком, а также механизмов дополнительной языковой подготовки, достаточной для освоения образовательных программ, и необходимого психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации» а также обеспечивают выполнение п.2 «Комплекса мер по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования на период до 2025 г.».
Публикации по проекту:
- Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю. Образовательные достижения учащихся в школах с высокой численностью детей-мигрантов // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 5. С. 46–56. doi:10.17759/pse.2022270504
«Формирование психологической компоненты методической подготовки будущего учителя,
необходимой для анализа причин ошибок учащихся в целях развития их предметного
понятийного мышления в процессе решения учебных задач»
(Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2021 – 2023
Руководитель проекта: доктор психологических наук Исаев Е.И.
Подразделение: Факультет «Психология образования»
Результаты проекта:
За 2021 г. были достигнуты следующие результаты:
- Разработана типология основных ошибок обучающихся на материале курса «Математика» и «Окружающий мир» начального общего образования на примере отдельных тем. Выделены концептуальные и процессуальные предметные ошибки обучающихся. Данная типология может составить основу методической работы учителя начальных классов над математическими и естественнонаучными ошибками обучающихся.
- Разработана типология исходных представлений обучающихся, связанная с основными ошибками, на материале курса «Математика» и «Окружающий мир» начального общего образования на примере отдельных тем. Показано, что исходные представления обучающихся составляют своего рода теории, с которыми необходимо работать на уроке при освоении научных понятий.
- Проведены анализ и отбор лучших практик деятельности общеобразовательных организаций по развитию исходных представлений обучающихся на материале курса «Математика» и «Окружающий мир» начального общего образования. В эмпирическом исследовании приняли участие 2,6 тыс. педагогов, осуществляющие деятельность по реализации программ начального общего образования из 7 субъектов Российской Федерации: Кабардино-Балкарской Республики, Республики Бурятии, Красноярского края, и четырех областей - Волгоградской, Вологодской, Нижегородской и Свердловской. Показано, что лучшие практики реализуются в деятельности педагогов, работающих по разным УМК начального общего образования. Сделан вывод, что лучшие практики педагогической деятельности по развитию исходных представлений обучающихся строятся на основе психологических составляющих методической компетентности педагогов начального общего образования.
- Разработана методика развития исходных представлений обучающихся до научных понятий на материале курса «Математика» и «Окружающий мир» начального общего образования. Методика строится на основе пяти психологических составляющих педагогической деятельности: представления учителя о значимости работы с исходными представлениями обучающихся, организация квазиисследовательской деятельности обучающихся, направленной на выявление ограничений исходных представлений в рамках специально организованных лабораторных и экспериментальных ситуаций со структурированной поддержкой и организацией этой деятельности со стороны учителя; организация учебной дискуссии в классе (полилога), в которой участвуют все обучающиеся; реализации в процессе обучения технологии развивающего оценивания; формирование универсальных учебных действий как условие развития исходных представлений.
- Подготовлены предложения по формированию психологической компоненты методической подготовки будущих учителей начальных классов в части развития предметного понятийного мышления обучающихся на материале курса «Математика» и «Окружающий мир» на примере отдельных тем. Предложения ориентированы на включение в учебные планы и рабочие программы психолого-педагогических и методических модулей подготовки учителей начальных классов разделов и тем, раскрывающих психологические и дидактико-методические составляющие методики работы над ошибками обучающихся, в основе которых лежат неправильные (наивные) исходные представления.
- Разработана программа дополнительного профессионального образования «Развитие предметного понятийного мышления обучающихся на материале курса «Математика» и «Окружающий мир» начального общего образования». Программа ориентирована на педагогов начального общего образования и включает в себя психолого-педагогический модуль, представляющий актуальность проблемы развития исходных представлений до научных понятий у младших школьников и основные подходы к решению данной проблемы в зарубежной и отечественной науке, и методический модуль, нацеленный на освоение педагогами методики работы над предметными ошибками обучающихся при развитии предметных понятий и предметного понятийного мышления.
За 2022 г. были достигнуты следующие результаты:
- Разработаны рекомендации по развитию исходных представлений, обучающихся на материале курса «Математика» и «Окружающий мир» начального общего образования для педагогов, обучающихся и родителей. Рекомендации размещены на официальном сайте МГППУ https://mgppu.ru/news/11796
- Разработаны предложения к программам в части психологической компоненты методической подготовки будущих учителей начальных классов для модуля учебно-исследовательской и проектной деятельности программ бакалавриата по УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки, предложения к УМК «Школа России» действующих учителей начальных классов на основе типологии ошибок обучающихся на материале курса «Математика» и «Окружающий мир» начального общего образования и связанной типологии исходных представлений обучающихся.
По результатам формирующего эксперимента по апробации методики развития исходных представлений обучающихся до научных понятий на предметном материале курса «Окружающий мир», в котором принимал участие 21 студент 3 курса программы бакалавриата психолого-педагогического направления подготовки, обучающиеся по ОПОП ВО «Психология и педагогика начального образования (учитель начальных классов)» очной формы обучения факультета «Психология образования» МГППУ и 51 обучающийся 3-х классов средней общеобразовательной школы г. Москвы, подготовлены предложения по проведению профессионального (демонстрационного) экзамена по модулю.
- Обоснована технология формирования психологической компоненты методической подготовки будущего учителя, необходимой для анализа причин ошибок обучающихся, в целях развития их предметного понятийного мышления в процессе решения учебных задач.
Практическая значимость:
Результаты могут быть внедрены в системе начального общего образования и высшего педагогического образования при подготовке учителей начальных классов по программам бакалавриата, в системе дополнительного профессионального педагогического образования.
Потенциальные пользователи: учителя начальных классов, родители и младшие школьники, методисты и педагоги-психологи начального общего образования; профессорско-преподавательский состав педагогических университетов, реализующий психолого-педагогический и учебно-исследовательской и проектной деятельности модули в программах бакалавриата.
Публикации по проекту:
- Марголис А.А. Новая научная грамотность: проблемы и трудности формирования // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 5–24. doi:10.17759/pse.2021260601. https://psyjournals.ru/psyedu/2021/n6/Margolis.shtml
- Исаев Е.И., Марголис А.А., Сафронова М.А. Методика развития исходных математических и естественно-научных представлений обучающихся до научных понятий в начальной школе // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 25–45. doi:10.17759/pse.2021260602. https://psyjournals.ru/psyedu/2021/n6/Isaev.shtml
- Егоренко Т.А., Санина С.П. Подходы к выявлению типовых ошибок младших школьников при освоении естественно-научных понятий [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. № 4. С. 94–106. doi:10.17759/psyedu.2021130406. https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2021/n4/Egorenko_Sanina.shtml
- Санина С.П., Соколов В.Л. Подходы к типологии основных ошибок младших школьников при освоении математических понятий [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 4. С. 138–146. doi:10.17759/jmfp.2021100413 https://psyjournals.ru/jmfp/2021/n4/Sanina_Sokolov.shtml
- Соколов В.Л. Подготовка учителя начальных классов к профессиональной деятельности по развитию математического мышления младших школьников [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2022. Том 14. № 4. C. 67–81. DOI:10.17759/psyedu.2022140405
- Санина С.П., Расторгуева М.Д. Психолого-педагогические основы подготовки педагогов к развитию исходных представлений младших школьников (на материале курса «Окружающий мир») [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2022. Том 14. № 2. C. 82–98. DOI:10.17759/psyedu.2022140406
«Научно-методическое сопровождение развития инклюзивной образовательной среды
в системе общего и профессионального образования»
(Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2021 – 2023
Руководитель проекта: кандидат психологических наук Алехина С.В.
Подразделение: Институт проблем инклюзивного образования
Результаты проекта:
За 2021 г. были достигнуты следующие результаты:
В результате исследования осуществлено научно-методическое обеспечение и сопровождение развития инклюзивной образовательной среды в организациях дошкольного, общего и профессионального образования в соответствии с поставленными на 2021 год задачами. Разработаны методологические, методические и дидактические материалы по развитию инклюзивной образовательной среды в организациях дошкольного, общего и профессионального образования, подготовлено учебно-методическое пособие «Философско-методологические основания инклюзивного образования» для научно-методического обеспечения магистерских программ. Выявлены теоретико-методологические подходы к проектированию научно-методического обеспечения и реализации сопровождения педагогической деятельности по развитию инклюзивной образовательной среды в организациях дошкольного, общего и профессионального образования. Охарактеризованы принципы и методологические концепции инклюзии в образовании, раскрыто значение положений культурно-исторической психологии, гуманистического, антропологического, аксиологического, деятельностного подходов в развитии инклюзивного образования. Раскрыты основные концептуальные положения инклюзивной образовательной парадигмы. Защищена диссертация на соискание степени кандидата психологических наук на тему: Психологические факторы посттравматического роста у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья 19.00.13 – Психология развития. Акмеология.
Разработаны и опубликованы методические рекомендации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций по созданию в них инклюзивной образовательной среды и проведению образовательной организацией самообследования инклюзивной образовательной среды. Разработаны дидактические материалы по развитию инклюзивной образовательной среды в организациях общего и профессионального образования, которые могут применяться в системе методического сопровождения практической деятельности педагогов общего и профессионального образования, при реализации дополнительных профессиональных программ, в системе среднего и высшего профессионального образования.
Дано концептуальное обоснование подходов к изучению, оценке инклюзивной образовательной среды и разработана программа мониторингового исследования инклюзивной образовательной среды организаций общего и профессионального образования, которая ориентирована на применение организациями общего и профессионального образования, органами управления образованием субъектов Российской Федерации. Проведены мониторинговые исследования инклюзивной образовательной среды, на основе которых сформирована масштабная база эмпирических данных. В результате анализа полученных данных охарактеризовано состояние инклюзивной образовательной среды в современных образовательных организациях, подготовлен аналитический доклад.
Проведены научно-практические он-лайн семинары «Проектирование инклюзивной образовательной среды общего образования и среднего профессионального
образования», «Оценка инклюзивного процесса в образовании» и др., в которых приняли участие более 2000 чел. из более чем 45 субъектов Российской Федерации
За 2022 г. были достигнуты следующие результаты:
В результате исследования создана система научно-методического сопровождения инклюзивной образовательной среды организаций дошкольного, общего и профессионального образования, включая ее мониторинговую составляющую, систему работы с экспертами, комплект дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, общественное обсуждение механизмов научно-методического сопровождения инклюзивной образовательной среды в форме научно-практической конференции и цифровые ресурсы. В экспериментальном режиме проведено мониторинговое исследование инклюзивной образовательной среды образовательных организаций в 10 субъектах Российской Федерации; создана экспертная группа по оценке состояния инклюзивной образовательной среды и проведено экспертное обсуждение результатов апробации программы мониторингового исследования инклюзивной образовательной среды организаций дошкольного, общего и среднего профессионального образования, подготовлен аналитический отчет по результатам апробации программы федерального мониторинга; разработан комплект программ квалификации по созданию инклюзивной образовательной среды в организациях: дошкольного, общего и среднего профессионального образования (3 программы); проведена Всероссийская научно-практическая конференция по проблеме научно-методического сопровождения развития инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях и подготовлен сборник докладов; создана цифровая платформа федерального мониторинга инклюзивной образовательной среды.
Результаты исследования отражены в аналитическом отчете по итогам мониторинга инклюзивной образовательной среды, 3-х опубликованных научных статьях, включая 1 статью Web of Science, 3-х дополнительных профессиональных программах повышения квалификации; 2-х докладах на научно-практических конференциях и сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции по научно-методическому сопровождению развития инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях.
Созданные разработки ориентированы на применение в системе дошкольного, общего и профессионального образования в качестве научно-методического сопровождения инклюзивной образовательной среды, для проведения мониторинговых исследований и экспертной оценки инклюзивной образовательной среды, в системе профессионального образования и при проведении обучающих мероприятий для подготовки экспертов по оценке состояния инклюзивной образовательной среды организаций дошкольного, общего и профессионального образования.
Публикации по проекту:
- Шеманов А.Ю., Самсонова Е.В. Оценка инклюзивной культуры в дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. № 3. С. 3–17. doi:10.17759/psyedu.2021130301
https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2021/n3/Shemanov_Samsomova.shtml - Алехина С.В., Мельник Ю.В., Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. Оценка инклюзивного процесса как инструмент проектирования инклюзии в образовательной организации // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 5. С. 116–126. doi:10.17759/pse.2021260509 https://psyjournals.ru/psyedu/2021/n5/Alekhina_et_al.shtml
- Юдина Т.А., Алехина С.В. Возрастная динамика социальной ситуации развития младших школьников в условиях инклюзивного образования // Культурно-историческая психология. 2021. Том 17. № 3. С. 135–142. doi:10.17759/chp.2021170317
https://psyjournals.ru/kip/2021/n3/Yudina_Alekhina.shtml - Инклюзивная образовательная среда : материалы I Всероссийской научно-практической онлайн-конференции (Москва, 25 ноября 2022 г.) / гл. ред. С.В. Алехина ; ред. совет : Е.Н. Кутепова, Е.В. Самсонова. – М. : МГППУ, 2022. – 232 с. ISBN 978-5-94051-271-4
- Алехина С.В., Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. Подход к моделированию инклюзивной среды образовательной организации // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 5. С. 69–84. doi:10.17759/pse.2022270506 Подход к моделированию инклюзивной среды образовательной организации — Психологическая наука и образование — 2022. Том 27. № 5 | PsyJournals.ru ISSN (печатная версия): 1814-2052. ISSN (online): 2311-7273
- Кутепова Е.Н., Самсонова Е.В., Алексеева М.Н. Специфика инклюзивной образовательной среды в организациях среднего профессионального образования. Журнал Профессиональное образование в современном мире №4 2022. ISSN 2224-1841
- Быстрова Ю.А. Психологическое консультирование молодых людей с интеллектуальными нарушениями по проблемам профессионального самоопределения и трудоустройства // Консультативная психология и психотерапия. - №4. – 2022. ISSN: 2075-3470
«Научно-методическая разработка системы оценки готовности выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников замещающих семей к самостоятельному проживанию и успешности социальной адаптации после выпуска из организаций и завершения пребывания в замещающих семьях»
(Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2021-2023 гг.
Руководитель проекта: доктор психологических наук Семья Г.В.
Подразделение: факультет «Психология образования»
Результаты проекта:
За 2021 г. были достигнуты следующие результаты:
- Составлен аналитический обзор российского (85 субъектов РФ) и международного опыта (18 стан, 49 источников) подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни и сопровождения их в постинтернатный период.
- Разработана методология оценки готовности выпускников к самостоятельной жизни и их успешности в самостоятельной жизни.
- Разработан набор жизненных компетенций с учетом социально-психологических особенностей выпускников, путей их формирования и оценки.
- Разработана система оценки субъективного благополучия выпускников в постинтернатный период (инструментарий апробирован на выборке выпускников, проживающих в разных формах жилья).
За 2022 г. были достигнуты следующие результаты:
Проведена апробация системы оценки готовности выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников замещающих семей к самостоятельному проживанию и успешности их социальной адаптации после выпуска из организаций и завершения пребывания в замещающих семьях.
Проведена оценка субъективного благополучия подростков и молодых людей до выпуска из детского дома и в самостоятельной жизни до 23 лет, что позволило выявить мишени помощи выпускникам на всех жизненных этапах.
Проведен мониторинг сформированности жизненных компетенций перед завершением пребывания воспитанников в организации или замещающей семье и успешности их постинтернатной адаптации в субъектах Российской Федерации.
Общую выборку составили 616 выпускников в возрасте от 14 до 23 лет из 34 субъектов РФ и 348 воспитателей, приемных родителей, наставников, специалистов центров и служб сопровождения выпускников, которые выступили в качестве экспертов оценки эффективности разработанного инструментария.
Полученные результаты позволяют создать единую систему оценки готовности выпускников к самостоятельной жизни и их успешности в постинтерный период, которая позволяет проследить динамику их адаптации, личностного развития и обеспечить преемственность оказания ему помощи и поддержки до 23 лет. Впервые изучены проблемы готовности и успешности выпускников замещающих семей. Обосновано содержание стандарта подготовки воспитанников к самостоятельной жизни и стандарта сопровождения в самостоятельной жизни, разработка которых планируется в 2023 году, что предусмотрено п.90 Плана основных мероприятий по реализации Десятилетия детства до 2027 года (Распоряжение правительства Российской Федерации от 23 января 2021 года №122-р.).
Областью применения результатов работы является государственная система попечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и сфера семейного устройства детей-сирот.
Полученные результаты могут быть внедрены в работу организаций для детей-сирот, службы сопровождения замещающих семей и службы/центры сопровождения выпускников.
Экономическая эффективность связана с увеличением числа выпускников, успешно адаптировавшихся в самостоятельной жизни; сокращением числа молодых людей, зарегистрировавшихся в качестве безработных.
Публикации по проекту:
- Бобылева И.А. Готовность воспитанников организаций для детей-сирот к самостоятельной жизни: подходы к оценке и организации // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 176–188. DOI:10.17759/pse.2021260614. https://psyjournals.ru/psyedu/2021/n6/Bobyleva.shtml
- Меркуль И.А., Волчанская В.О. Актуальные проблемы социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 189–199. DOI:10.17759/pse.2021260615. https://psyjournals.ru/psyedu/2021/n6/Merkul_Volchanskaya.shtml
- Телицына А.Ю., Милакова А.Ю. Социальные установки выпускников детских (интернатных) учреждений в отношении будущего // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 200–210. DOI:10.17759/pse.2021260616. https://psyjournals.ru/psyedu/2021/n6/Teplitsyna_Milakova.shtml
- Ослон В.Н., Семья Г.В., Колесникова У.В., Яровикова О.А. Субъективное благополучие выпускников организаций для детей-сирот в различных условиях проживания // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 211–224. DOI:10.17759/pse.2021260617. https://psyjournals.ru/psyedu/2021/n6/Oslon_Semya.shtml
- Семья Г.В. Сравнительный анализ постинтернатной адаптации выпускников из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей: двадцать лет спустя [Электронный ресурс] // Психология и право. 2021. Том 11. № 4. С. 25–41. DOI:10.17759/psylaw.2021110403. https://psyjournals.ru/psyandlaw/2021/n4/semya_full.shtml
- Араканцева Т.А., Заводилкина О.В., Романова Е.А. Особенности оценки готовности к трудовой занятости воспитанников организаций для детей-сирот с ментальными нарушениями [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2021. Том 2. № 2. С. 47–58. DOI:10.17759/ssc.2021020204. https://psyjournals.ru/ssc/2021/n2/Arakantseva_Zavodilkina_Romanova.shtml
- Бобылева И.А. Анализ программ воспитания в организациях для детей-сирот [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2022. Том 3. № 2-3. C. 49–66. DOI:10.17759/ssc.2022030204.
- Ослон В.Н., Одинцова М.А., Семья Г.В., Колесникова У.В. Психологические ресурсы и личностные дефициты у выпускников организаций для детей-сирот [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2022. Том 3. № 2-3. C. 66–88. DOI:10.17759/ssc.2022030205.
«Комплексное сопровождение детей с РАС
на основе доказательного подхода»
(Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2021 – 2023
Руководитель проекта: кандидат педагогических наук Хаустов А.В.; кандидат биологических наук Давыдова Е.Ю.
Подразделение: Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра
Результаты проекта:
За 2021 г. были достигнуты следующие результаты:
Были разработаны два принципиально важных инструмента в области разработки оценки эффективности практик работы с РАС в рамках доказательного подхода:
- Алгоритм описания практики работы с детьми с РАС, который включает в себя все необходимые сведения о практике для организации исследований ее эффективности;
- Протокол независимой оценки результативности практик, основная цель которого состоит в предоставлении необходимой информации о показателях эффективности практики для организации исследований и последующего экспертного заключения. Практическая значимость протокола состоит в том, что его использование позволит специалисту-разработчику и независимому эксперту контролировать соответствие диагностических инструментов заявленным целям практики, планировать исследование в соответствии с этапами реализации практики и оценивать динамику показателей развития детей и достижения целей практики.
- С помощью разработанного Алгоритма были описаны три инновационные технологии, принадлежащие разным сферам комплексного сопровождения детей с РАС: консультативно-диагностическая помощь семье, обучение и развитие, социализация и социокультурная интеграции.
- В результате пилотных исследований по каждой из представленных практик был собран первый срез данных, свидетельствующий о результативности их применении.
- В ходе проведенного мониторинга опыта работы региональных ресурсных центров с детьми с РАС была получена актуальная информация о методах диагностики, развития и обучения, применяемых специалистами в работе с людьми с РАС, свидетельствующая о достаточно высокой распространенности практик с доказанной эффективностью в работе с людьми с РАС (более 50% всех отмеченных практик были отнесены к этой категории).
- Результаты НИР отражены в 8 научных журнальных статьях и были доложены на 12 научно-практических мероприятиях, в том числе на заседании рабочей группы по вопросам образования и психолого-педагогической помощи лицам с расстройствами аутистического спектра Совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (детей-инвалидов).
За 2022 г. были достигнуты следующие результаты:
Проведена научно-практическая школа по организации исследований эффективности практик работы с РАС для специалистов. Проведено 7 онлайн-сессий и индивидуальные консультации для участников по описанию практик работы с РАС с учетом требований доказательного подхода. В школе приняли участие 104 специалиста из 21 региона РФ. Участники школы обучались применению алгоритма описания практик работы с детьми с РАС, разработанного на первом этапе НИР, который включает в себя все необходимые сведения о практике для организации исследований ее эффективности. Программа и материалы научно-практической школы по организации исследований эффективности практик работы с РАС могут быть использованы в работе системы экспертной помощи и научного сопровождения разработчиков практик работы с РАС.
Потенциальные пользователи: ВУЗы, региональные ресурсные центры.
С помощью разработанного алгоритма были описаны три инновационные технологии, принадлежащие разным сферам комплексного сопровождения детей с РАС: адаптивная физкультура, обучение чтению и развитие речи, организация тьюторского сопровождения класса. Оформленные технологии могут быть внедрены в практику работы с детьми с РАС специалистами психолого-педагогического сопровождения.
Партнеры по апробации и внедрению – специалисты Региональных ресурсных центров и других организаций, осуществляющих обучение и сопровождение детей с РАС. Взаимодействие осуществляется на основе 25 соглашений о сотрудничестве с региональными органами исполнительной власти субъектов РФ).
Проведен анализ результатов мониторинга опыта работы с детьми с РАС с целью выявления перспективных технологий сопровождения в региональных ресурсных центрах. В мониторинге приняли участие представители 135 организаций, включая 48 региональных ресурсных центров из 42 регионов России. Была получена актуальная информация о диагностических методах, применяемых в РРЦ, возрастных характеристиках лиц, получающих помощь в РРЦ, трудностях организации помощи. Были выявлены дефициты в обеспечении организаций, оказывающих помощь лицам с РАС, современными диагностическими методами, методическими материалами, дефицит квалифицированных кадров. Отмечается неравномерность охвата коррекционно-развивающей работой людей с РАС разных возрастных категорий. Результаты анализа позволили сделать вывод о перспективных направлениях развития системы помощи лицам с РАС.
Получено свидетельство о регистрации изобретения «Способ диагностики синдрома умственной отсталости, сцепленной с ломкой хромосомой X (FXS) у детей и подростков в возрасте от 3-х до 19 лет по данным спектрального анализа ЭЭГ». Изобретение предназначено для использования при дифференциальной диагностике РАС специалистами по функциональной диагностике по ЭЭГ.
Результаты НИР отражены в 9 научных журнальных статьях и были освещены на 14 научно-практических мероприятиях, в том числе на Всероссийском педагогическом конгрессе «Подготовка учителя будущего поколения России».
Публикации по проекту:
- Переверзева Д.С., Мамохина У.А., Давыдова Е.Ю., Лопухина А.А., Арутюнян В.Г., Хаустов А.В. Особенности понимания речи у детей с РАС младшего школьного возраста // Клиническая и специальная психология. 2021. Том 10. № 4. С. 137–161. doi:10.17759/cpse.2021100407. https://psyjournals.ru/psyclin/2021/n4/Pereverzeva_et_al.shtml
- Давыдова Е.Ю., Хилькевич Е.В., Хаустов А.В., Давыдов Д.В., Сорокин А.Б. Исследование проблем организации инклюзивной среды для работы с детьми с РАС в музеях различного профиля // Консультативная психология и психотерапия. 2021. Том 29. No 4. С. 95—110. doi:10.17759/cpp.2021290406. https://psyjournals.ru/mpj/2021/n4/Davydova.shtml
- Дон Г.В., Ерофеева Ю.И., Салимова К.Р., Давыдова Е.Ю., Хаустов А.В. Комплексная оценка результативности технологии индивидуализации АООП дошкольного образования для детей с РАС «Скорошкольник» // Аутизм и нарушения развития. 2021. Том 19. № 4. С. 70–85. doi:10.17759/autdd.2021190408. https://psyjournals.ru/autism/2021/n4/don_et_al.shtml
- Громова М.А. Горбачевская Н.Л., Мамохина У.А., Данилина К.К. Связь сенсорного профиля с поведенческими проблемами и психофизиологическими маркерами у детей младшего школьного возраста с РАС // Аутизм и нарушения развития. 2021. Том 19. № 4. С. 5–14. doi:10.17759/autdd.2021190401. https://psyjournals.ru/autism/2021/n4/Gromova_et_al.shtml
- Переверзева Д.С., Тюшкевич С.А., Брагинец Е.И. Опыт адаптации инструмента оценки академических достижений с учетом особенностей детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2021. Том 19. № 4. С. 15–23. doi:10.17759/autdd.2021190402. https://psyjournals.ru/autism/2021/n4/Pereverzeva_et_al.shtml
- Панцырь С.Н., Красносельская Е.Л., Данилина К.К., Давыдова Е.Ю., Хаустов А.В. Программа консультивного психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с РАС, «Кашенкин луг». Опыт оценки эффективности // Аутизм и нарушения развития. 2021. Том 19. № 4. С. 50–61. doi:10.17759/autdd.2021190406. https://psyjournals.ru/autism/2021/n4/Pantsyr_et_al.shtml
- Тюшкевич С.А., Мовчан А.А., Ерофеева Ю.А., Дон Г.В., Давыдова Е.Ю. Исследование специфики проявлений стереотипного поведения у детей с РАС 6-7 лет в условиях групповых занятий в очном и дистанционном формате обучения // Дефектология. 2021. № 6. С. 15—25. https://elibrary.ru/item.asp?id=47436863
- Хилькевич Е.В. Внеурочная деятельность обучающихся с РАС и оценка эффективности ее реализации на примере программы «Идем в музей!» // Аутизм и нарушения развития. 2021. Том 19. № 4. С. 62–69. doi:10.17759/autdd.2021190407. https://psyjournals.ru/autism/2021/n4/hilkevich.shtml
- Нигматуллина И. А., Садретдинова Э. А., Долотказина А. Р. [и др.] Система комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра: региональный опыт // Образование и Саморазвитие. 2022. Т. 17. № 3. С. 296-316. DOI:10.26907/esd.17.3.21
- Мамохина У.А., Переверзева Д.С., Тюшкевич С.А., Хаустов А.В., Давыдова Е.Ю. Проблемы и перспективы реализации доказательного подхода в рамках деятельности региональных ресурсных центров по сопровождению лиц с РАС // Аутизм и нарушения развития. 2022. Том 20. № 3. С. 15–25. doi:10.17759/autdd.2022200302
- Хаустов А.В., Шумских М.А. Динамика в развитии системы образования детей с расстройствами аутистического спектра в России: результаты Всероссийского мониторинга 2021 года // Аутизм и нарушения развития. 2022. Том 20. № 3. С. 6–14. doi:10.17759/autdd.2022200301
- Хилькевич Е.В., Стейнберг А.С., Хаустов А.В. Создание специальных условий при обучении студентов с РАС по специальностям творческой направленности // Аутизм и нарушения развития. 2022. Том 20. № 2. С. 53–61. doi:10.17759/autdd.2022200207
- Переверзева Д.С., Тюшкевич С.А., Улас Е.В., Горбачевская Н.Л. Спектр синдромальных нарушений при экспансии CGG-повторов промотора гена FMR1: патогенетические механизмы и клинические проявления // Журнал Высшей Нервной Деятельности Им. И.П. Павлова. 2022. 72(3), 293–316. DOI:10.31857/S004446772203008X
- Шмелева Е.В., Давыдова Е.Ю., Тюшкевич С.А., Шведовский Е.Ф., Хаустов А.В. Организация тьюторского сопровождения учебного процесса младших школьников с РАС: технология «Классный тьютор» // Аутизм и нарушения развития. 2022. Том 20. № 4. C. 3—16. DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2022200401
- Соловьева М.В., Давыдов Д.В. Технология организации занятий адаптивной физкультурой для детей с РАС «АутФитнес» // Аутизм и нарушения развития. 2022. Том 20. № 4. C. 17—25. DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2022200402
- Никонова Н.А., Павлова Ю.Б., Данилина К.К., Салимова К.Р., Давыдова Е.Ю. Формирование навыков чтения у детей с РАС по авторской методике «Мастерская речи» // Аутизм и нарушения развития. 2022. Том 20. № 4. C.26—38. DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2022200403
- Давыдова Е.Ю., Сорокин А.Б., Давыдов Д.В., Тюшкевич С.А, Хаустов А.В На пути к доказательности: принципы описания практик помощи лицам с РАС// Клиническая психология Том 11. № 4. C.264—279. DOI: 10.17759/cpse.2022110411
Проект «Диагностика трудностей в обучении у обучающихся начальной школы» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
- Аннотация проекта
- Период реализации: 2022 г.
- Руководитель проекта: доктор психологических наук Исаев Е.И.
- Подразделение: Факультет «Психология образования»
- Результаты проекта:
- Составлено описание основных трудностей в обучении у обучающихся начальной школы в коммуникативной сфере и социальной адаптации, в сфере общеучебных и универсальных действий.
- Проведены анализ и отбор диагностических методик по выявлению основных трудностей в обучении у обучающихся начальной школы в коммуникативной сфере и социальной адаптации, в сфере общеучебных и универсальных действий.
- Разработана программа диагностики трудностей в обучении у обучающихся начальной школы в коммуникативной сфере и социальной адаптации, в сфере общеучебных и универсальных действий, включающая семь методик. Программа опубликована на сайте МГППУ https://mgppu.ru/news/11836
- Проведено экспериментальное обоснование и апробация программы диагностики трудностей в обучении у обучающихся начальной школы (в 4 классе) в коммуникативной сфере и социальной адаптации, в сфере общеучебных и универсальных действий, в пяти субъектах Российской Федерации: Волгоградская область, Липецкая область, Самарская область, Чувашская республика, Республика Татарстан. В ходе апробации была собрана выборка более 2500 обучающихся 4 класса. Экспериментальное обоснование программы было проведено на итоговой выборке, которую составил 2031 ученик 4 класса. Результаты экспериментальной апробации показали обоснованность исходных теоретических предположений о сферах и формах проявления трудностей в обучении у младших школьников и валидность методик диагностики конкретных проявлений трудностей в выделенных сферах. Экспериментальные результаты программы диагностики трудностей в обучении у обучающихся четвертых классов начальной школы в коммуникативной сфере и социальной адаптации, в сфере общеучебных и универсальных действий показали, что по каждой представленной в ней методике были выделены обучающиеся, продемонстрировавшие один из пяти уровней выполнения предложенных заданий: высокий уровень, возрастную норму, немного ниже нормы, низкий уровень, очень низкий уровень умственного, коммуникативного, социального развития. Уровни умственного, коммуникативного, социального развития ниже нормы, низкий уровень, очень низкий уровень являются основаниями для квалификации результатов диагностики как проявившихся у обучающихся трудностей в определенной сфере образовательного процесса: коммуникативной, в области социальной адаптации или в области общеучебных и универсальных действий, определяющей необходимость проведения психолого-педагогической работы по их преодолению.
- Разработан модуль программы дополнительного профессионального образования педагогов начального общего образования и педагогов-психологов по повышению их квалификации в области диагностики трудностей в обучении у обучающихся начальной школы в коммуникативной сфере и социальной адаптации в объеме 48 часов.
Практическая значимость:
Разработка системы диагностики трудностей в обучении у обучающихся 4 классов создаст новые возможности для педагогов и педагогов-психологов в выявлении и коррекционно-развивающей работе с обучающимися с трудностями в обучении, индивидуализации обучения, будет способствовать сопровождению обучающихся при переходе в основную школу.
Потенциальные пользователи: учителя начальных классов, педагоги-психологи общеобразовательных организаций; профессорско-преподавательский состав педагогических университетов, реализующий психолого-педагогический модуль в программах бакалавриата.
Партнеры по апробации и внедрению результатов: Федеральные центры научно-методического сопровождения педагогических работников.
Публикации по проекту:
- Исаев Е.И., Косарецкий С.Г., Королева Я.П. Современные модели профилактики и коррекции трудностей в обучении в работе школьных служб поддержки в зарубежных странах [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 3. С. 17–26. DOI: 10.17759/jmfp.2022110302
- Лобанова А.В., Хаперская А.Ю. Реализация моделей мотивации в условиях смешанного обучения: обзор зарубежных исследований [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 3. С. 71–83. DOI: 10.17759/jmfp.2022110307