Образование
Проект «Психологическая поддержка обучающихся с особыми образовательными потребностями в инклюзивной образовательной среде общеобразовательных организаций» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Аннотация Период реализации: 2024 г. Руководитель проекта: кандидат психологических наук Алехина С.В. Подразделение: Научно-
Проект «Научно-методическое обеспечение разработки и апробации единой программы повышения квалификации специалистов в сфере защиты прав детей (руководителей и специалистов органов опеки и попечительства, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специалистов аппаратов региональных УПР в субъектах Российской Федерации) по вопросам защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (с апробацией на не менее 1000 чел. из всех субъектов Российской Федерации)» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Аннотация Период реализации: 2024 г. Руководитель проекта: доктор психологических наук Семья Г.В. Подразделение: Факультет «Психология образования»
Проект «Разработка пакета стандартизированного психодиагностического инструментария в цифровом формате для оценки индивидуально-психологических особенностей обучающихся на разных уровнях образования» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Аннотация Период реализации: 2024 - 2025 гг. Руководитель проекта: доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук Сорокова М.Г. Подразделение: Научно-
Проект «Психологическая диагностика для оценки метапредметных компетенций и личностных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Аннотация Период реализации: 2024 - 2025 гг. Руководитель проекта: доктор психологических наук Исаев Е.И. Подразделение: Факультет «Психология образования»Проект «Разработка примерного проекта функциональной модели психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования, предусматривающего ее реализацию на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях, (в разрезе типов образовательных организаций), а также вариативные модели организации психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2024 - 2025 гг. Руководитель проекта: доктор психологических наук Ульянина О.А.
Подразделение: Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации
Проект «Исследование распространенности травматического опыта и факторов успешного совладания с ним у участников образовательных отношений в свете разработки и апробации концепции школы, отзывчивой к детской травме - как среды обучения, развития и реабилитации» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2024 - 2025 гг. Руководитель проекта: доктор психологических наук Ульянина О.А.
Подразделение: Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации
Проект «Мониторинг готовности педагогических университетов к введению профессионального экзамена для выпускников программ подготовки педагогов-психологов системы образования» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Проект «Научно-методическая разработка комплексной системы психологического сопровождения обучающихся образовательных организаций высшего образования подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2023 - 2024 гг.
Руководитель проекта: доктор психологических наук Ульянина О.А.
Подразделение: Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации
Результаты проекта
- Аналитическая записка по результатам анализа современных социально-психологических характеристик молодежи, обучающейся в педагогических вузах Российской Федерации
- Перечень актуальных рисков, связанных с социально-психологической дезадаптацией молодежи, обучающейся в педагогических вузах Российской Федерации
- Описание групп риска – целевой аудитории психологического сопровождения обучающихся образовательных организаций высшего образования
- Требования к модели психологического сопровождения обучающихся образовательных организаций высшего образования подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации
- Рабочая модель психологического сопровождения обучающихся образовательных организаций высшего образования с учетом требований и актуальных рисков
- Система параметров, показателей, индикаторов выявления обучающихся педагогических вузов, относящихся к различным группам риска, связанных с социально-психологической дезадаптацией
- Психодиагностический инструментарий оценки различных проявлений социально психологической дезадаптации обучающейся в педагогических вузах.
Публикации по проекту
- Ульянина О.А., Юрчук О.Л., Никифорова Е.А., Кнышева Т.П., Борисенко Е.В. Социально-психологический портрет современного студента педагогического направления подготовки [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2023. Том 15. № 4. C. 3–24. DOI:10.17759/psyedu.2023150401
- Панич О.Е., Гупало Е.А. Особенности реагирования на фрустрацию юношей с разными типами адаптивного поведения // Актуальные проблемы и перспективы практической психологии образования: сборник научных статей по итогам II Всероссийской конференции (с международным участием), г. Белгород, 21-22 апреля 2023 года / под ред. Т.Н. Разуваевой, Н.С. Ткаченко, Ю.Ю. Ковтун – Белгород: ИД «БелГУ» НИУ «БелГУ», 2023. – 274 с.- С.83-88.
Проект «Научно-обоснованные требования к содержанию программ и организации подготовки кандидатов в замещающие семьи, системе подготовки специалистов для школ приемных родителей» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2023 г.
Руководитель проекта: кандидат психологических наук Ослон В.Н.
Подразделение: Факультет «Психология образования»
Результаты проекта
1) Актуализирован порядок организации подготовки кандидатов в замещающие родители в Школах приемных родителей, включая разработку дополнений и пояснений;
2) Разработан Порядок организации подготовки специалистов для школ приемных родителей;
3) Разработаны Научно- обоснованные требования к содержанию программ подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, близких родственников ребенка, оставшегося без попечения родителей, желающих принять ребенка в свою семью на воспитание, лиц, проживающих совместно с лицом, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (его супруга в случае, если лицо, желающее принять на воспитание в свою семью ребенка, состоят в браке, и других лиц, достигших возраста десяти лет);
4) Разработаны Научно-обоснованные требования к системе подготовки специалистов для Школ приемных родителей;
5) Разработан Учебно-методический комплекс к программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, из числа близких родственников;
6) Разработан Учебно-методический комплекс к программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, а также лиц, принявших на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в соответствии с формами семейного жизнеустройства детей;
7) Разработана Программа дополнительных (углубленных) модулей по выбору для подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, близких родственников ребенка, оставшегося без попечения родителей, желающих принять ребенка в свою семью на воспитание;
8) Разработана Программа подготовки лиц, проживающих совместно с лицом, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (его супруга в случае, если лицо, желающее принять на воспитание в свою семью ребенка, состоят в браке, и других лиц, достигших возраста 10 лет);
9) Разработан Учебно-методический комплекс к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Подготовка кандидатов в замещающие родители к воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей, в своей семье». Базовый и дополнительные модули;
10) Создана Книга-тренажер «Азбука счастливой семьи для приемных родителей»,
Рабочая тетрадь для детей 10-15 лет;
11) Проведен экспертный анализ региональных программ подготовки кандидатов в замещающие родители к приему детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; системный анализ отечественной практики подготовки специалистов для Школ приемных родителей;
12) Проведен системный анализ теоретических подходов к содержанию подготовки кандидатов в замещающие родители к воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Системный анализ результатов отечественных лонгитюдных исследований влияния подготовки кандидатов в замещающие родители на эффективность замещающей семейной заботы в процессе воспитания приемных детей.
Результаты НИР позволят на федеральном уровне урегулировать и повысить эффективность деятельности Школ приемных родителей по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, близких родственников ребенка, оставшегося без попечения родителей, желающих принять ребенка в свою семью на воспитание, лиц, проживающих совместно с лицом, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (его супруга в случае, если лицо, желающее принять на воспитание в свою семью ребенка, состоят в браке, и других лиц, достигших возраста десяти лет), создать безопасные, благоприятные для полноценного развития и социализации детей условия семейного воспитания в соответствии с их возможностями и потребностями, предотвратить отказы от воспитания детей, подготовить к самостоятельной жизни выпускников семейных форм воспитания по завершении попечительства, снизить уровень вторичного сиротства, и в целом повысить качество семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации.
Публикации по проекту
- Ослон В.Н., Одинцова М.А., Семья Г.В., Колесникова У.В. Развитие потенциала посттравматического роста как психологическая мишень подготовки кандидатов в замещающие родители [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 4. С. 195–215. DOI: 10.17759/psylaw.2023130414.
Проект «Социальная и образовательная реинтеграция детей с онкологическими заболеваниями после продолжительного лечения» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2023 г.
Руководитель проекта: кандидат психологических наук Куртанова Е.Ю.
Подразделение: Факультет «Клиническая и специальная психология»
Результаты проекта
Результатом является программа психологической реабилитации детей младшего школьного возраста с онкологическими заболеваниями по подготовке к реинтеграции в социум после продолжительного лечения. Программу психологической реабилитации можно внедрить работу клинических психологов, работающих в детских медицинских учреждениях, а также в работу педагогов и психологов госпитальных школ по психологической подготовке детей младшего школьного возраста с онкологическими заболеваниями к реинтеграции в социум после продолжительного лечения.
Была создана Модель комплексной медико-психолого-педагогической помощи по подготовке детей с онкологическими заболеваниями к реинтеграции в социум после продолжительного лечения.
Публикации по проекту
- Куртанова Ю. Е., Щербакова А. М., Бурдукова Ю. А., Зорина Е. С., Белозерская О. В., Лыкова Н. С., Щукина В. Д., Бриллиантова А. А. Психосоциальная реабилитация в детской онкологии // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2023 (23). №3. – С. 108-118.
- Куртанова, Ю.Е., Бурдукова, Ю.А. Щербакова, А.М., Зорина, Е.С., Белозерская, О.В., Лыкова, Н.С., Щукина, В.Д., Бриллиантова, А.А. Когнитивные, эмоциональные и социальные особенности детей младшего школьного возраста с онкологическими заболеваниями // Новые психологические исследования. 2023. № 3. С. 108–126.
Проект «Научно-исследовательская работа разработка социально-психологической технологии предупреждения и преодоления профессионального выгорания у педагогов общеобразовательных организаций» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2023 г.
Руководитель проекта: кандидат психологических наук Сечко А.В.
Подразделение: Факультет «Экстремальная психология»
Результаты проекта
Создан продукт, позволяющий преодолеть противоречия, содержащиеся в многообразном материале о феномене выгорания, который не всегда объективен и достоверен. Систематизация этих данных и представление материала с обоснованной технологией предупреждения и преодоления обеспечивает субъектов управленческого и образовательного процесса инструментарием, позволяющем эффективно решать проблему предупреждения и преодоления профессионального выгорания у педагогов общеобразовательной организации.
Полноценное внедрение результатов исследования в значительной степени позволит снизить риск возникновения и силу проявления профессионального выгорания, и как следствие, создаст условия для сохранения психического здоровья педагогов, снижения текучести кадров, повышения лояльности к общеобразовательной организации и улучшение качества образовательного процесса. По самым скромным и оптимистичным оценкам примерно 22 тысяч выпускников педагогических вузов идет работать в школу. По всем оценкам, это максимум, 30%. Таким образом, только на подготовку не пришедших в общеобразовательную организацию студентов, бюджет теряет, минимум, 26 400 000 000 рублей в год. К этому прилагаются затраты на уход не сумевших адаптироваться молодых учителей в первые годы профессиональной деятельности. Создания условий для профессиональной вовлеченности, решение проблемы привлекательности педагогической деятельности, повышения ее престижа, позволит в значительной степени снизить эти неэффективные расходы.
Публикации по проекту
- Взаимосвязь профессионального выгорания с показателями возраста и характеристиками образовательной среды / Т. Н. Березина, Д. В. Деулин, А. В. Сечко, М. И. Розенова // Психология и право. – 2023. – Т. 13, № 3. – С. 193-210.
- Berezina Tatiana N., Sechko Alexandr V., Deulin Dmitry V., Tyulyupergeneva Raushan Zh. The relationship between the environmental safety of the school educational environment and teacher burnout. E3S Web of Conf.. International Scientific Conference Energy Management of Municipal Facilities and Environmental Technologies (EMMFT-2023). Volume 458, 2023, р. 9.
- Сечко Александр Владимирович, Абгаров Антон Леванович. Личность руководителя в системе профилактики профессионального выгорания у педагогов общеобразовательной организации // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №4 (104). Номер статьи: 10421. Дата публикации: 14.12.2023. Режим доступа: https://sovman.ru/article/10421/
Проект «Оценка эффективности реализации программы психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации детей иностранных граждан, обучающихся в общеобразовательных организациях (на основе доказательного подхода к социальным практикам в сфере детства и дифференцированного подхода к обучению детей иностранных граждан)» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2023 г.
Руководитель проекта: кандидат педагогических наук Павлова О.С.
Подразделение: Факультет «Социальная психология»
Результаты проекта
Реализация в образовательных организациях России Программы психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан будет способствовать формированию психологического благополучия, социальной, языковой и культурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан при соблюдении следующих условий: реализации систематизированной деятельности, включающей реализацию практик различной направленности, а также обеспечения методического сопровождения педагогов, работающих с несовершеннолетними иностранными гражданами. Необходимо предусмотреть проведение мероприятий, направленных на повышение межкультурной компетентности учителей, и формирование их профессиональных компетенций в области работы с данной категорией обучающихся.
Публикации по проекту
- Гриценко В.В., Чибисова М.Ю., Ткаченко Н.В., Павлова О.С., Хухлаев О.Е. Стратегии социокультурной адаптации как предикторы психологического благополучия детей иностранных граждан в России // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 5. С. 200 – 212. DOI: 10.17759/pse.2023280515
Социальная психология: вопросы теории и практики. Материалы VIII Международной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики» (11–12 мая 2023 г.). – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. – с. 627-629.
Проект «Научно-методическое обоснование и разработка программы подготовки тьютора по сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания»» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2022-2023 гг.
Руководитель проекта: Доцент, кандидат психологических наук Самсонова Елена Валентиновна
Подразделение: Научно-методический центр ИПИО МГППУ
Результаты проекта:
- Профиль профессиональных компетенций тьютора на основе профессионального стандарта «Специалист в области воспитания».
- Аналитический отчет о результатах прикладного исследования профессиональной подготовки тьюторов, сопровождающих обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания».
- Отчет по результатам научно-практического семинара по вопросам подготовки тьюторов, сопровождающих обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания».
- Методические рекомендации для педагогических вузов и институтов развития образования по организации профессиональной подготовки тьютора по сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания»
- Модульная программа профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение в инклюзивном образовании» в объеме 250 часов.
Результаты НИР ориентированы на применение в образовательной практике реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации тьюторов, при проведении обучающих семинаров и других образовательных практик. Научно-методическое обеспечение, дидактические материалы могут использоваться тьюторами в их практической профессиональной деятельности по сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Результаты НИР обеспечивают также переход на новые профессиональные стандарты, представляют собой методическое обеспечение изложенных в профессиональном стандарте «Специалист в области воспитания» (в части «тьютор») трудовых функций и трудовых действий специалиста.
Публикации по проекту:
- Профессиональная подготовка тьюторов, сопровождающих обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования : методические рекомендации для педагогических вузов и институтов развития образования / авт. колл. : Е.В. Самсонова [и др.] ; под ред. Е.В. Самсоновой. – М. : МГППУ, 2022. ‒ 147 с. ISBN 978-5-94051-274-5
- Шеманов А.Ю., Самсонова Е.В., Быстрова Ю.А., Кутепова Е.Н Особенности профессиональной компетентности тьютора в условиях инклюзивного образования // Клиническая и специальная психология. – 2022. №4.
- Самсонова Е.В., Быстрова Ю.А., Шеманов А.Ю., Кутепова Е.Н. Компетенции тьютора в инклюзивном образовании: специфика программ профессиональной подготовки [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2022. Том 14. № 2. C. 84– 99. DOI:10.17759/psyedu.2022140206 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49192357
- Карпенкова И.В. Анализ программ профессиональной подготовки тьюторов для инклюзивного образования// Психолого-педагогические исследования 2022. Том 14. № 3. С. 78–96. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2022140305 ISSN: 2587-6139 (online). Статья РИНЦ https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49593816
За 2023 г. были достигнуты следующие результаты:
Получены следующие результаты: 1) Апробирована дополнительная профессиональная программа переподготовки «Тьюторское сопровождение в инклюзивном образовании» в объеме 288 часов, 39 чел. (22 региона РФ); 2). Разработаны процедуры оценки формируемых профессиональных компетенций тьютора, сопровождающего обучающихся с ОВЗ и инвалидностью на основе профессионального стандарта, включая 4 анкеты самооценки, оценку индивидуальных образовательных маршрутов студентов, симуляционную методику оценки, кейс-метод оценки компетенций (40 кейсов). 3. Апробированы процедуры оценки профессиональных компетенций тьютора и подготовлен аналитический отчет 4). Проведен вебинар «Оценка формируемых профессиональных компетенций тьютора сопровождающего обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в условиях инклюзивного образования» (140 участников из 60 регионов). 5). Разработано и опубликовано учебное пособие для педагогических вузов и институтов развития образования по профессиональной подготовке тьютора по сопровождению обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с профессиональным стандартом (9,75 п.л.). Результаты отражены в 3-х опубликованных научных статьях. Полученные результаты обладают научной новизной, теоретической и практической значимостью. Реализованные в рамках научного проекта теоретические подходы к изучению профессиональной деятельности и профессиональных компетенций тьютора и проектированию процесса его профессиональной подготовки найдут дальнейшее применение в исследованиях проблем инклюзивного образования, педагогики тьюторства. Разработанные и апробированные в результате исследования дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение в инклюзивном образовании», процедуры оценки формируемых профессиональных компетенций тьютора, сопровождающего обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, на основе профессионального стандарта «Специалист в области воспитания», учебного пособия для педагогических вузов и институтов развития образования по профессиональной подготовке тьютора по сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания» ориентированы на применение как в системе подготовки педагогических кадров в педагогических вузах, институтах развития образования, в системе дополнительного профессионального образования, в различных формах профессиональной подготовки тьюторов, так и в профессиональной деятельности тьюторов по сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в образовательных организациях общего образования..
Публикации по проекту:
- Быстрова Ю.А., Карпенкова И.В. и др Исследование компетенции морально-этической ответственности у молодых людей с РАС на этапе их профессиональной подготовки, включающей тьюторское сопровождение // Аутизм и нарушения развития. – 2023. – Т. 21. – № 4. – С. 52-60
- Самсонова Е.В., Карпенкова И.В. Профессиональная подготовка тьюторов для инклюзивного образования: учебное пособие / под ред. Е.В. Самсоновой. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. ‒ 207 с.
- Самсонова Е.В., Быстрова Ю.А., Шеманов А.Ю. Самооценка студентами профессиональных компетенций для тьюторского сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования / Samsonova, Elena, Self-assessment of professional competencies by students for tutor support of students with special educational needs in the conditions of inclusive educationter (October 13, 2023) [Электронный ресурс]. – URL: Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=4601282 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.4601282; https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=4601282
- Самсонова Е.В., Быстрова Ю.А., Шеманов А.Ю., Прокопьева Л.М. Исследование субъективной оценки готовности и способности студентов и работающих тьюторов к тьюторскому сопровождению в условиях инклюзивного образования // Психолого-педагогические исследования. – 2023. – Том 15. – № 4. – С. 43–61
Проект «Научно-методическое обеспечение проведения и анализа оценки благополучия ребенка в Российской Федерации» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2022-2024 гг.
Руководитель проекта: доктор психологических наук Семья Г.В.
Подразделение: Факультет «Психология образования»
Результаты проекта:
Разработана операциональная модель проведения оценки благополучия детей в субъектах РФ, для которой доработана по сравнению с 2021 годом система показателей и индикаторов доменов (55 статистических показателей) Индекса детского благополучия (ИДБ), согласованная с Росстатом, заинтересованными министерствами и ведомствами.,.
Апробация модели прошла в 16 регионах (в ТЗ не менее 5). Для проведения исследования были подготовлены команды оценщиков в регионах (56 чел. через серию вебинаров) и привлечены Уполномоченные по правам ребенка для координации сбора статистических данных в пилотных регионах.
Проведен расчет доменов и показателей с помощью z-оценки. Сформулированы требования к показателям доменов.
Проведена апробация ИДБ и домена субъективного благополучия в 16 регионах. В оценке субъективного благополучия участвовало 14 809 подростков из 16 регионов России (по ТЗ не менее 500 детей).
Исследование проводилось:
- на условно «нормотипичных» территориях и «неблагоприятных для жизни территориях»: на территориях, отнесенных к Арктической зоне, приграничной зоне, на труднодоступной территории, куда можно добраться на вертолете, или по реке, только на машине, либо по снежнику и пр., экологически неблагополучной территории, территориях, затрудненных для жизни, где проживает 2 879 мальчиков и 3 175 девочек, всего 6054 подростков;
- в разных семьях: в многодетной – 5 657 подростков, неполной – 3 754, в замещающей – 566, детском доме – 443, семье мигрантов 1 248 детей;
- для категории детей, которые стоят на внутришкольном учете или на учете в комиссии по делам несовершеннолетних - 899 детей;
- для категорий детей: нормотипичные подростки; подростки с ОВЗ и инвалидностью, дети-мигранты, дети-сироты, воспитывающиеся в различных условиях: организация для детей-сирот или замещающая семья;
- в разных образовательных учреждениях: Малокомплектная сельская школа, Общеобразовательная школа, Школа, где меньше тысячи обучающихся, Школа, где больше тысячи обучающихся, Лицей/гимназия, Школа-интернат, Кочевая школа, Школа - интернат, где учатся дети народов Севера, Колледж/техникум, Коррекционная школа.
Для обработки данных и расчетов была разработана компьютерная модель ИДБ, включающая все пять доменов.
Разработанная модель проведения оценки ИДБ и субъективного благополучия позволяют: 1- выявить предикторы субъективного благополучия детейв школе и семье, мишени помощи детям разных категорий, 2- оценивать уровень благополучия детей (качество жизни) в России и в регионах и эффективность реализации мероприятий Плана Десятилетия детства (основания: п.128,п.127 Плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства (Распоряжение правительства РФ от 23 января 2021 года №122-р.).
Публикации по проекту:
- Брук Ж.Ю., Федина Л.В., Волосникова Л.М., Патрушева И.В., Кукуев Е.А. Связь уровня и структуры субъективного благополучия у старших школьников // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27. № 6. C. 130—143. DOI:10.17759/pse.2022270610
- Ослон В.Н., Прокопьева Л.М., Колесникова У.В. Активность образа жизни, субъективное здоровье и субъективное благополучие детей старшего подросткового и юношеского возраста в Российской Федерации // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 6. C. 116—129. DOI:10.17759/pse.2022270609
- Меркуль И.А. Индекс детского благополучия в России: актуальные вопросы, разработки и перспективы развития (обзор по итогам международной научно-практической конференции «Перспективы внедрения индекса детского благополучия в России») [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2022. Том 3. № 2-3. C. 141–151. DOI:10.17759/ssc.2022030210
- Брук Ж.Ю., Телицына А.Ю. Актуальные вопросы, результаты и перспективы развития исследований Международного проекта по изучению субъективного благополучия детей «Детские Миры» (обзор по итогам международной научно-практической конференции «Перспективы внедрения индекса детского благополучия в России») [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2022. Том 3. № 2-3. C. 151–165. DOI:10.17759/ssc.2022030211
За 2023 г. были достигнуты следующие результаты:
Модель оценки эффективности мероприятий десятилетия детства с позиции благополучия детей (по типу 360 градусов) и математическая модель расчета индекса детского благополучия, которая в автоматическом режиме позволяет строить диаграммы z-оценки и профили относительных значений СБ детей разных категорий и в зависимости от условий проживания, типа семьи и обучения, социального и медицинского статуса. Проведена апробация инструментария в 12 регионах.
Научно-методические рекомендации по проведению оценки эффективности мероприятий, нацеленных на обеспечение благополучия ребенка в Российской Федерации, включающих, в том числе процедуры проведения оценки. Возможно построение рейтингов уровня благополучия детей среди регионов по любому параметру и рейтингов внутри региона (по школам, категориям детей и пр.); возможна оценка для конкретного ребенка уровня его субъективного благополучия, что позволяет определять для него мишени помощи.
Проведены обучающие вебинары с практикой для региональных оценщиков СБ (132 чел. в 22 регионах), что позволит проводить в регионах своими силами оценку благополучия детей.
Проведена Международная научно-практическая конференция по теме: «Детское благополучие: от научных исследований к практике применения в интересах детей»: https://mgppu.ru/news/13388. Число участников - около 3200 человек увеличение числа специалистов, занимающихся исследованиями благополучия детей, в том числе детей-инвалидов.
Публикации по проекту
- Зайцева Н.Г., Зайцев Г.О., Ослон В.Н., Семья Г.В. Визуализация оценки субъективного благополучия подростков [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2023. Том 4. № 3. C. 7–32. https://doi.org/10.17759/ssc.2023040301
- Семья Г.В., Зайцев Г.О., Зайцева Н.Г., Телицына А.Ю. Особенности оценки собственной безопасности и благополучия подростками на территориях военных конфликтов [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 4. С. 308–328. DOI: 10.17759/psylaw.2023130421
Проект «Научно-методическое обеспечение разработки и апробация единой программы повышения квалификации специалистов в сфере защиты прав детей, опеки и попечительства (включая руководителей органов опеки и попечительства, аппараты УПР в субъектах Российской Федерации (с апробацией на не менее 700 чел. из всех субъектов Российской Федерации)» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2022-2023 гг.
Руководитель проекта: доктор психологических наук Семья Г.В.
Подразделение: Факультет «Психология образования»
Результаты проекта:
Проведено исследование образовательных потребностей, форм взаимодействия специалистов органов опеки и попечительства (ООиП) и региональных аппаратов уполномоченных по правам ребенка (УПР), которые были учтены при разработки программы повышения квалификации (ПК). В исследовании приняли участие 406 специалистов ООиП из 85 субъектов Российской Федерации (406 анкет).
Разработана единая модульная программа совместной подготовки руководителей и специалистов ООиП, специалистов аппарата УПР «Обеспечение и защита прав и законных интересов детей, их социальных и иных государственных гарантий» (72 час.) (обязательный общий модуль (56 час.) и четыре дополнительных модуля для четырех целевых групп (по 8 часов) в соответствии с образовательными потребностями отдельных категорий слушателей) с учебно-методическими комплексами (УМК).
Апробация программы прошла в форме проведения курсов ПК, в которых приняли участие 856 специалистов из 75 регионов, в том числе 201 слушатель из числа УПР, 20 чел. из ЛНР и ДНР. Экспертную оценку дали 467 человек (положительная). В соответствии с запросами специалистов дополнительно к УМК составлены пособия, содержащие нормативные правовые документы, бланки документов, журналы регистраций; опыт регионов в области профилактики социального сиротства; судебную практику по обеспечению выпускников жилыми помещениями; работу с наставниками для детей-сирот; особенности нейропсихиатрии детей-сирот и поведенческие признаки.
Внедренческий потенциал разработки связан с возможностью внедрить единую модульную программу с научно-методическим обеспечением в федеральную и региональную систему повышения квалификации 2023 года. Возможно использование отдельных модулей для самостоятельных программ ПК для отдельной группы специалистов. Совместное обучение специалистов обеспечивает сокращение числа принимаемых специалистами неправомерных решений в отношении детей и семей, обеспечивает взаимодействие специалистов ООиП и аппарата УПР в регионах на основе единых ценностей и подходов к защите прав детей.
Публикации по проекту:
- Семья Г.В., Яровикова О.А., Лашкул М.В. Комплексный подход к профессиональному развитию специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 6. C. 170—182. DOI: 10.17759/pse.2022270613
- Лашкул М.В. Краткое описание курса дополнительной профессиональной программы «Подготовка специалистов, осуществляющих обучение по дополнительным профессиональным программам работников органов опеки и попечительства, в том числе с использованием дистанционных технологий» [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2022. Том 3. № 1. C. 81–92. DOI:10.17759/ssc.2022030106
За 2023 г. были достигнуты следующие результаты:
Программа супервизии специалистов органов опеки и попечительства, уполномоченных по правам ребенка с разобранными кейсами, банк обучающих кейсов являются методическими материалами и могут применяться при обучении и профессиональном развити специалистов.
Методические рекомендации по организации и проведению программ повышения квалификации специалистов в сфере защиты прав детей, опеки и попечительства способствуют организации эффективной системы подготовки кадров в регионах.
Обучение специалистов ресурсных центров в регионах повышает качество обучения специалистов, способствует созданию новых ресурсных центров.
Публикации по проекту
- Омельченко А.С., Волчанская В.О., Колесникова У.В. Кейс-метод в обучении специалистов органов опеки и попечительства и специалистов аппарата уполномоченного по правам ребенка [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2023. Том 4. № 1. С. 79–101. DOI: 10.17759/ssc.2023040105
- Меркуль И.А., Колесникова У.В. Программы повышения профессиональных компетенций и поддержка деятельности специалистов сферы защиты детства в России [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2023. Том 4. № 3. C. 64–81. DOI: 10.17759/ssc.2023040304
«Формирование психологической компоненты методической подготовки будущего учителя, необходимой для анализа причин ошибок учащихся в целях развития их предметного понятийного мышления в процессе решения учебных задач» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2021 – 2023
Руководитель проекта: доктор психологических наук Исаев Е.И.
Подразделение: Факультет «Психология образования»
Результаты проекта:
За 2021 г. были достигнуты следующие результаты:
- Разработана типология основных ошибок обучающихся на материале курса «Математика» и «Окружающий мир» начального общего образования на примере отдельных тем. Выделены концептуальные и процессуальные предметные ошибки обучающихся. Данная типология может составить основу методической работы учителя начальных классов над математическими и естественнонаучными ошибками обучающихся.
- Разработана типология исходных представлений обучающихся, связанная с основными ошибками, на материале курса «Математика» и «Окружающий мир» начального общего образования на примере отдельных тем. Показано, что исходные представления обучающихся составляют своего рода теории, с которыми необходимо работать на уроке при освоении научных понятий.
- Проведены анализ и отбор лучших практик деятельности общеобразовательных организаций по развитию исходных представлений обучающихся на материале курса «Математика» и «Окружающий мир» начального общего образования. В эмпирическом исследовании приняли участие 2,6 тыс. педагогов, осуществляющие деятельность по реализации программ начального общего образования из 7 субъектов Российской Федерации: Кабардино-Балкарской Республики, Республики Бурятии, Красноярского края, и четырех областей - Волгоградской, Вологодской, Нижегородской и Свердловской. Показано, что лучшие практики реализуются в деятельности педагогов, работающих по разным УМК начального общего образования. Сделан вывод, что лучшие практики педагогической деятельности по развитию исходных представлений обучающихся строятся на основе психологических составляющих методической компетентности педагогов начального общего образования.
- Разработана методика развития исходных представлений обучающихся до научных понятий на материале курса «Математика» и «Окружающий мир» начального общего образования. Методика строится на основе пяти психологических составляющих педагогической деятельности: представления учителя о значимости работы с исходными представлениями обучающихся, организация квазиисследовательской деятельности обучающихся, направленной на выявление ограничений исходных представлений в рамках специально организованных лабораторных и экспериментальных ситуаций со структурированной поддержкой и организацией этой деятельности со стороны учителя; организация учебной дискуссии в классе (полилога), в которой участвуют все обучающиеся; реализации в процессе обучения технологии развивающего оценивания; формирование универсальных учебных действий как условие развития исходных представлений.
- Подготовлены предложения по формированию психологической компоненты методической подготовки будущих учителей начальных классов в части развития предметного понятийного мышления обучающихся на материале курса «Математика» и «Окружающий мир» на примере отдельных тем. Предложения ориентированы на включение в учебные планы и рабочие программы психолого-педагогических и методических модулей подготовки учителей начальных классов разделов и тем, раскрывающих психологические и дидактико-методические составляющие методики работы над ошибками обучающихся, в основе которых лежат неправильные (наивные) исходные представления.
- Разработана программа дополнительного профессионального образования «Развитие предметного понятийного мышления обучающихся на материале курса «Математика» и «Окружающий мир» начального общего образования». Программа ориентирована на педагогов начального общего образования и включает в себя психолого-педагогический модуль, представляющий актуальность проблемы развития исходных представлений до научных понятий у младших школьников и основные подходы к решению данной проблемы в зарубежной и отечественной науке, и методический модуль, нацеленный на освоение педагогами методики работы над предметными ошибками обучающихся при развитии предметных понятий и предметного понятийного мышления.
За 2022 г. были достигнуты следующие результаты:
- Разработаны рекомендации по развитию исходных представлений, обучающихся на материале курса «Математика» и «Окружающий мир» начального общего образования для педагогов, обучающихся и родителей. Рекомендации размещены на официальном сайте МГППУ https://mgppu.ru/news/11796
- Разработаны предложения к программам в части психологической компоненты методической подготовки будущих учителей начальных классов для модуля учебно-исследовательской и проектной деятельности программ бакалавриата по УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки, предложения к УМК «Школа России» действующих учителей начальных классов на основе типологии ошибок обучающихся на материале курса «Математика» и «Окружающий мир» начального общего образования и связанной типологии исходных представлений обучающихся.
По результатам формирующего эксперимента по апробации методики развития исходных представлений обучающихся до научных понятий на предметном материале курса «Окружающий мир», в котором принимал участие 21 студент 3 курса программы бакалавриата психолого-педагогического направления подготовки, обучающиеся по ОПОП ВО «Психология и педагогика начального образования (учитель начальных классов)» очной формы обучения факультета «Психология образования» МГППУ и 51 обучающийся 3-х классов средней общеобразовательной школы г. Москвы, подготовлены предложения по проведению профессионального (демонстрационного) экзамена по модулю.
- Обоснована технология формирования психологической компоненты методической подготовки будущего учителя, необходимой для анализа причин ошибок обучающихся, в целях развития их предметного понятийного мышления в процессе решения учебных задач.
Практическая значимость:
Результаты могут быть внедрены в системе начального общего образования и высшего педагогического образования при подготовке учителей начальных классов по программам бакалавриата, в системе дополнительного профессионального педагогического образования.
Потенциальные пользователи: учителя начальных классов, родители и младшие школьники, методисты и педагоги-психологи начального общего образования; профессорско-преподавательский состав педагогических университетов, реализующий психолого-педагогический и учебно-исследовательской и проектной деятельности модули в программах бакалавриата.
Публикации по проекту:
- Марголис А.А. Новая научная грамотность: проблемы и трудности формирования // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 5–24. doi:10.17759/pse.2021260601. https://psyjournals.ru/psyedu/2021/n6/Margolis.shtml
- Исаев Е.И., Марголис А.А., Сафронова М.А. Методика развития исходных математических и естественно-научных представлений обучающихся до научных понятий в начальной школе // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 25–45. doi:10.17759/pse.2021260602. https://psyjournals.ru/psyedu/2021/n6/Isaev.shtml
- Егоренко Т.А., Санина С.П. Подходы к выявлению типовых ошибок младших школьников при освоении естественно-научных понятий [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. № 4. С. 94–106. doi:10.17759/psyedu.2021130406. https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2021/n4/Egorenko_Sanina.shtml
- Санина С.П., Соколов В.Л. Подходы к типологии основных ошибок младших школьников при освоении математических понятий [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 4. С. 138–146. doi:10.17759/jmfp.2021100413 https://psyjournals.ru/jmfp/2021/n4/Sanina_Sokolov.shtml
- Соколов В.Л. Подготовка учителя начальных классов к профессиональной деятельности по развитию математического мышления младших школьников [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2022. Том 14. № 4. C. 67–81. DOI:10.17759/psyedu.2022140405
- Санина С.П., Расторгуева М.Д. Психолого-педагогические основы подготовки педагогов к развитию исходных представлений младших школьников (на материале курса «Окружающий мир») [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2022. Том 14. № 2. C. 82–98. DOI:10.17759/psyedu.2022140406
«Научно-методическое сопровождение развития инклюзивной образовательной среды в системе общего и профессионального образования» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2021 – 2023
Руководитель проекта: кандидат психологических наук Алехина С.В.
Подразделение: Научно-методический центр ИПИО МГППУ
Результаты проекта:
За 2021 г. были достигнуты следующие результаты:
В результате исследования осуществлено научно-методическое обеспечение и сопровождение развития инклюзивной образовательной среды в организациях дошкольного, общего и профессионального образования в соответствии с поставленными на 2021 год задачами. Разработаны методологические, методические и дидактические материалы по развитию инклюзивной образовательной среды в организациях дошкольного, общего и профессионального образования, подготовлено учебно-методическое пособие «Философско-методологические основания инклюзивного образования» для научно-методического обеспечения магистерских программ. Выявлены теоретико-методологические подходы к проектированию научно-методического обеспечения и реализации сопровождения педагогической деятельности по развитию инклюзивной образовательной среды в организациях дошкольного, общего и профессионального образования. Охарактеризованы принципы и методологические концепции инклюзии в образовании, раскрыто значение положений культурно-исторической психологии, гуманистического, антропологического, аксиологического, деятельностного подходов в развитии инклюзивного образования. Раскрыты основные концептуальные положения инклюзивной образовательной парадигмы. Защищена диссертация на соискание степени кандидата психологических наук на тему: Психологические факторы посттравматического роста у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья 19.00.13 – Психология развития. Акмеология.
Разработаны и опубликованы методические рекомендации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций по созданию в них инклюзивной образовательной среды и проведению образовательной организацией самообследования инклюзивной образовательной среды. Разработаны дидактические материалы по развитию инклюзивной образовательной среды в организациях общего и профессионального образования, которые могут применяться в системе методического сопровождения практической деятельности педагогов общего и профессионального образования, при реализации дополнительных профессиональных программ, в системе среднего и высшего профессионального образования.
Дано концептуальное обоснование подходов к изучению, оценке инклюзивной образовательной среды и разработана программа мониторингового исследования инклюзивной образовательной среды организаций общего и профессионального образования, которая ориентирована на применение организациями общего и профессионального образования, органами управления образованием субъектов Российской Федерации. Проведены мониторинговые исследования инклюзивной образовательной среды, на основе которых сформирована масштабная база эмпирических данных. В результате анализа полученных данных охарактеризовано состояние инклюзивной образовательной среды в современных образовательных организациях, подготовлен аналитический доклад.
Проведены научно-практические он-лайн семинары «Проектирование инклюзивной образовательной среды общего образования и среднего профессионального образования», «Оценка инклюзивного процесса в образовании» и др., в которых приняли участие более 2000 чел. из более чем 45 субъектов Российской Федерации
За 2022 г. были достигнуты следующие результаты:
В результате исследования создана система научно-методического сопровождения инклюзивной образовательной среды организаций дошкольного, общего и профессионального образования, включая ее мониторинговую составляющую, систему работы с экспертами, комплект дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, общественное обсуждение механизмов научно-методического сопровождения инклюзивной образовательной среды в форме научно-практической конференции и цифровые ресурсы. В экспериментальном режиме проведено мониторинговое исследование инклюзивной образовательной среды образовательных организаций в 10 субъектах Российской Федерации; создана экспертная группа по оценке состояния инклюзивной образовательной среды и проведено экспертное обсуждение результатов апробации программы мониторингового исследования инклюзивной образовательной среды организаций дошкольного, общего и среднего профессионального образования, подготовлен аналитический отчет по результатам апробации программы федерального мониторинга; разработан комплект программ квалификации по созданию инклюзивной образовательной среды в организациях: дошкольного, общего и среднего профессионального образования (3 программы); проведена Всероссийская научно-практическая конференция по проблеме научно-методического сопровождения развития инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях и подготовлен сборник докладов; создана цифровая платформа федерального мониторинга инклюзивной образовательной среды.
Результаты исследования отражены в аналитическом отчете по итогам мониторинга инклюзивной образовательной среды, 3-х опубликованных научных статьях, включая 1 статью Web of Science, 3-х дополнительных профессиональных программах повышения квалификации; 2-х докладах на научно-практических конференциях и сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции по научно-методическому сопровождению развития инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях.
Созданные разработки ориентированы на применение в системе дошкольного, общего и профессионального образования в качестве научно-методического сопровождения инклюзивной образовательной среды, для проведения мониторинговых исследований и экспертной оценки инклюзивной образовательной среды, в системе профессионального образования и при проведении обучающих мероприятий для подготовки экспертов по оценке состояния инклюзивной образовательной среды организаций дошкольного, общего и профессионального образования.
Публикации по проекту:
- Шеманов А.Ю., Самсонова Е.В. Оценка инклюзивной культуры в дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. № 3. С. 3–17. doi:10.17759/psyedu.2021130301 https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2021/n3/Shemanov_Samsomova.shtml
- Алехина С.В., Мельник Ю.В., Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. Оценка инклюзивного процесса как инструмент проектирования инклюзии в образовательной организации // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 5. С. 116–126. doi:10.17759/pse.2021260509 https://psyjournals.ru/psyedu/2021/n5/Alekhina_et_al.shtml
- Юдина Т.А., Алехина С.В. Возрастная динамика социальной ситуации развития младших школьников в условиях инклюзивного образования // Культурно-историческая психология. 2021. Том 17. № 3. С. 135–142. doi:10.17759/chp.2021170317 https://psyjournals.ru/kip/2021/n3/Yudina_Alekhina.shtml
- Инклюзивная образовательная среда : материалы I Всероссийской научно-практической онлайн-конференции (Москва, 25 ноября 2022 г.) / гл. ред. С.В. Алехина ; ред. совет : Е.Н. Кутепова, Е.В. Самсонова. – М. : МГППУ, 2022. – 232 с. ISBN 978-5-94051-271-4
- Алехина С.В., Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. Подход к моделированию инклюзивной среды образовательной организации // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 5. С. 69–84. doi:10.17759/pse.2022270506 Подход к моделированию инклюзивной среды образовательной организации — Психологическая наука и образование — 2022. Том 27. № 5 | PsyJournals.ru ISSN (печатная версия): 1814-2052. ISSN (online): 2311-7273
- Кутепова Е.Н., Самсонова Е.В., Алексеева М.Н. Специфика инклюзивной образовательной среды в организациях среднего профессионального образования. Журнал Профессиональное образование в современном мире №4 2022. ISSN 2224-1841
- Быстрова Ю.А. Психологическое консультирование молодых людей с интеллектуальными нарушениями по проблемам профессионального самоопределения и трудоустройства // Консультативная психология и психотерапия. - №4. – 2022. ISSN: 2075-3470
За 2023 г. были достигнуты следующие результаты:
1). Проведен федеральный мониторинг инклюзивной образовательной среды организаций дошкольного, общего и среднего профессионального образования в 85 субъектах Российской Федерации.
2). Подготовлен аналитический отчет по результатам мониторинга.
3). Подготовлен сборник материалов международной научно-практической конференции по инклюзивному образованию.
4). Проведена апробация 3-х программ повышения квалификации по созданию инклюзивной образовательной среды организаций дошкольного, общего и среднего профессионального образования (обучено более 100 слушателей).
5). Разработан цифровой модуль «Инклюзивная образовательная среда».
6). Создана группа экспертов инклюзивной образовательной среды, подготовленная на базе программы дополнительного профессионального образования.
7). Разработаны процедуры оценки лучших инклюзивных практик на основе доказательного подхода.
8). Создана ресурсная сеть региональных организаций по развитию инклюзивной образовательной среды в субъектах Российской Федерации, включающая некоммерческие и общественные организации.
9). Подготовлены и представлены научные доклады на 3-х научно-практических конференциях.
10). Опубликованы 3 статьи в научных журналах.
11). Подготовлено учебное пособие по оценке инклюзивной образовательной среды в организациях дошкольного, общего и среднего профессионального образования для программ подготовки бакалавров и магистров.
Результаты предназначены для внедрения в практику инклюзивного образования, включая образовательную деятельность с детьми с особыми образовательными потребностями, систему методической работы с педагогами; в систему подготовки кадров для инклюзивного образования в организациях высшего и дополнительного профессионального образования, включая экспертов для проведения мониторинга; в систему управления инклюзивным образованием и социального партнерства с целью создания условий для развития инклюзивного образования.
Результаты исследования предназначены для внедрения:
- в практику инклюзивного образования, включая непосредственную образовательную деятельность с детьми с особыми образовательными потребностями, систему методической работы с педагогами в образовательной организации;
- в систему подготовки кадров для инклюзивного образования в системе высшего и дополнительного профессионального образования, включая экспертов для проведения мониторинга;
- в систему управления инклюзивным образованием и социального партнерства, межведомственного взаимодействия с целью создания условий для развития инклюзивного образования.
Результаты мониторинга показали целесообразность его продолжения с целью выявления не только текущего состояния, но динамики на временном отрезке в 3-5 лет. Апробация программ повышения квалификации по созданию инклюзивной образовательной среды организаций дошкольного, общего и среднего профессионального образования показала их эффективность. Целесообразно развитие системы подготовки кадров и продолжение работы по проведению курсов повышения квалификации по созданию инклюзивной образовательной среды в организациях дошкольного, общего и среднего профессионального образования, а также курсов повышения квалификации по подготовке экспертов инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях с целью кадрового обеспечения мониторинга.
Публикации по проекту
- Алехина С.В., Быстрова Ю.А., Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. Использование в конкурсных процедурах критериев оценки инклюзивных практик на основе доказательного подхода // Психологическая наука и образование. – 2023. – Т. 28, № 3. – С. 33–46
- Самсонова Е.В., Быстрова Ю.А. и др. Актуальное состояние инклюзивной образовательной среды в профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования: пилотное исследование // Клиническая и специальная психология. – 2023. – Т. 12, № 2. – С. 192–214
- Самсонова Е.В., Быстрова Ю.А. Исследование возможностей ресурсной сети для развития инклюзивной образовательной среды // Вестник практической психологии образования. – 2023. – Т. 20, № 2. – С. 47–62. – DOI 10.17759/bppe.2023200204
«Научно-методическая разработка системы оценки готовности выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников замещающих семей к самостоятельному проживанию и успешности социальной адаптации после выпуска из организаций и завершения пребывания в замещающих семьях» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2021-2023 гг.
Руководитель проекта: доктор психологических наук Семья Г.В.
Подразделение: факультет «Психология образования»
Результаты проекта:
За 2021 г. были достигнуты следующие результаты:
- Составлен аналитический обзор российского (85 субъектов РФ) и международного опыта (18 стан, 49 источников) подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни и сопровождения их в постинтернатный период.
- Разработана методология оценки готовности выпускников к самостоятельной жизни и их успешности в самостоятельной жизни.
- Разработан набор жизненных компетенций с учетом социально-психологических особенностей выпускников, путей их формирования и оценки.
- Разработана система оценки субъективного благополучия выпускников в постинтернатный период (инструментарий апробирован на выборке выпускников, проживающих в разных формах жилья).
За 2022 г. были достигнуты следующие результаты:
Проведена апробация системы оценки готовности выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников замещающих семей к самостоятельному проживанию и успешности их социальной адаптации после выпуска из организаций и завершения пребывания в замещающих семьях.
Проведена оценка субъективного благополучия подростков и молодых людей до выпуска из детского дома и в самостоятельной жизни до 23 лет, что позволило выявить мишени помощи выпускникам на всех жизненных этапах.
Проведен мониторинг сформированности жизненных компетенций перед завершением пребывания воспитанников в организации или замещающей семье и успешности их постинтернатной адаптации в субъектах Российской Федерации.
Общую выборку составили 616 выпускников в возрасте от 14 до 23 лет из 34 субъектов РФ и 348 воспитателей, приемных родителей, наставников, специалистов центров и служб сопровождения выпускников, которые выступили в качестве экспертов оценки эффективности разработанного инструментария.
Полученные результаты позволяют создать единую систему оценки готовности выпускников к самостоятельной жизни и их успешности в постинтерный период, которая позволяет проследить динамику их адаптации, личностного развития и обеспечить преемственность оказания ему помощи и поддержки до 23 лет. Впервые изучены проблемы готовности и успешности выпускников замещающих семей. Обосновано содержание стандарта подготовки воспитанников к самостоятельной жизни и стандарта сопровождения в самостоятельной жизни, разработка которых планируется в 2023 году, что предусмотрено п.90 Плана основных мероприятий по реализации Десятилетия детства до 2027 года (Распоряжение правительства Российской Федерации от 23 января 2021 года №122-р.).
Областью применения результатов работы является государственная система попечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и сфера семейного устройства детей-сирот.
Полученные результаты могут быть внедрены в работу организаций для детей-сирот, службы сопровождения замещающих семей и службы/центры сопровождения выпускников.
Экономическая эффективность связана с увеличением числа выпускников, успешно адаптировавшихся в самостоятельной жизни; сокращением числа молодых людей, зарегистрировавшихся в качестве безработных.
Публикации по проекту:
- Бобылева И.А. Готовность воспитанников организаций для детей-сирот к самостоятельной жизни: подходы к оценке и организации // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 176–188. DOI:10.17759/pse.2021260614. https://psyjournals.ru/psyedu/2021/n6/Bobyleva.shtml
- Меркуль И.А., Волчанская В.О. Актуальные проблемы социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 189–199. DOI:10.17759/pse.2021260615. https://psyjournals.ru/psyedu/2021/n6/Merkul_Volchanskaya.shtml
- Телицына А.Ю., Милакова А.Ю. Социальные установки выпускников детских (интернатных) учреждений в отношении будущего // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 200–210. DOI:10.17759/pse.2021260616. https://psyjournals.ru/psyedu/2021/n6/Teplitsyna_Milakova.shtml
- Ослон В.Н., Семья Г.В., Колесникова У.В., Яровикова О.А. Субъективное благополучие выпускников организаций для детей-сирот в различных условиях проживания // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 211–224. DOI:10.17759/pse.2021260617. https://psyjournals.ru/psyedu/2021/n6/Oslon_Semya.shtml
- Семья Г.В. Сравнительный анализ постинтернатной адаптации выпускников из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей: двадцать лет спустя [Электронный ресурс] // Психология и право. 2021. Том 11. № 4. С. 25–41. DOI:10.17759/psylaw.2021110403. https://psyjournals.ru/psyandlaw/2021/n4/semya_full.shtml
- Араканцева Т.А., Заводилкина О.В., Романова Е.А. Особенности оценки готовности к трудовой занятости воспитанников организаций для детей-сирот с ментальными нарушениями [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2021. Том 2. № 2. С. 47–58. DOI:10.17759/ssc.2021020204. https://psyjournals.ru/ssc/2021/n2/Arakantseva_Zavodilkina_Romanova.shtml
- Бобылева И.А. Анализ программ воспитания в организациях для детей-сирот [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2022. Том 3. № 2-3. C. 49–66. DOI:10.17759/ssc.2022030204.
- Ослон В.Н., Одинцова М.А., Семья Г.В., Колесникова У.В. Психологические ресурсы и личностные дефициты у выпускников организаций для детей-сирот [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2022. Том 3. № 2-3. C. 66–88. DOI:10.17759/ssc.2022030205.
За 2023 г. были достигнуты следующие результаты:
- Проведен мониторинг программ подготовки к самостоятельной жизни (134 организации из 67 регионов РФ) и программ постинтернатного сопровождения (131 организация из 64 регионов РФ). Программы с доказанной эффективностью будут являться образцом разработки стандарта.
- Разработан стандарт подготовки выпускников организаций для детей-сирот к самостоятельной жизни. Обеспечивает во всех организациях для детей-сирот обязательность подготовки воспитанников к современной жизни с единой системой оценки эффективности подготовки.
- Разработан стандарт сопровождения выпускников в постинтернатный период и по завершении пребывания в замещающей семье. Обеспечивает единый подход к сопровождению разных категорий выпускников: из организаций для детей-сирот и из замещающих семей (после 18 лет).
- Проведена апробация Стандартов в 5 регионах и проведена их корректировка по итогам апробации. Учтены региональные особенности реализации стандарта.
- Проведены 5 онлайн семинаров для специалистов, осуществляющих подготовку детей-сирот к самостоятельной жизни и постинтернатное сопровождение, организованные в последовательные циклы, в которых приняли участие более 800 специалистов. Подготовлены условия внедрения стандартов
- Проведена Всероссийская конференция «Стандартизация деятельности специалистов в сфере подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни и постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот» конференции по вопросам внедрения стандарта подготовки и стандарта сопровождения выпускников организаций для детей-сирот в постинтернатный период (число участников более 3500, более 60 субъектов РФ), https://mgppu.ru/events/1724. Выявлен региональный опыт внедрения стандартов, который можно тиражировать; расширено число специалистов разных категорий, включая специалистов НКО, корпоративных наставников, принимающих участие в подготовке и сопровождении выпускников, работающих в едином методологическом подходе и системе оценки эффективности.
Публикации по проекту
- Ослон В.Н., Одинцова М.А., Семья Г.В., Зайцев Г.О., Колесникова У.В. Субъективное благополучие молодых людей из числа детей-сирот в условиях перехода в самостоятельную жизнь [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 4. С. 272–293. DOI: 10.17759/psylaw.2023130419
- Ослон В.Н., Одинцова М.А., Семья Г.В., Колесникова У.В. Ресурсы устойчивости у выпускников организаций для детей-сирот и замещающих семей с разными профилями эмоционального интеллекта [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 4. С. 252–271. DOI: 10.17759/psylaw.2023130418
- Меркуль И.А., Волчанская В.О. Актуальные вопросы стандартизации деятельности специалистов по подготовке выпускников к самостоятельной жизни и постинтернатному сопровождению (по итогам научно-практической конференции) [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2023. Том 4. № 3. C. 24–41. DOI: 10.17759/ssc.2023040305