Психофизиология
Социальные аспекты формирования индивидуального опыта в онтогенетическом развитии
Период реализации: июнь 2019 – декабрь 2022
Руководитель проекта: Александров Ю.И.
Подразделение: Институт экспериментальной психологии, лаборатория нейрокогнитивных исследований индивидуального опыта
Результаты проекта: Отчет
Публикации по проекту:
- Sozinova, I. M. Spectral parameters of heart rate variability as indicators of the system mismatch during solving moral dilemmas / I. M. Sozinova, Y. I. Alexandrov, K. R. Arutyunova // Studies in Computational Intelligence. – 2020. – Vol. 856. – P. 138-143. – DOI 10.1007/978-3-030-30425-6_15. https://mgppu.ru/resources/science/Projects/psyfiz/Sozinova2019_Chapter_SpectralParametersOfHeartRateV.pdf
- Созинова, И. М. Психофизиологические закономерности формирования разных стратегий решения конфликтных ситуаций между "своими" и "чужими" / И. М. Созинова, А. В. Бахчина, Ю. И. Александров // Вопросы психологии. – 2020. – № 3. – С. 147-157.
- Арутюнова К.Р., Созинова И.М., Александров Ю.И. Мозговые основы моральной оценки действий [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 2. С. 67–81. doi:10.17759/jmfp.2020090206 https://psyjournals.ru/jmfp/2020/n2/Arutyunova_et_al.shtml
- Различия мозгового обеспечения решения аналитических и холистических задач / В. В. Апанович, Э. А. Арамян, М. С. Дольникова, Ю. И. Александров // Психологический журнал. – 2021. – Т. 42. – № 2. – С. 45-60. – DOI 10.31857/S020595920014240-0. https://ras.jes.su/psy/s020595920014240-0-1
- Созинова И.М. Тридцать второй международный конгресс по психологии (the 32th international congress of psychology) // Психологический журнал. 2021 (подана в журнал).
Влияние билингвизма на фонематическое восприятие у детей с РАС
(Грант Российского фонда фундаментальных исследований)
Период реализации: 2020-2022
Руководитель проекта: Николаева А.Ю.
Подразделение: Центр нейрокогнитивных исследований (МЭГ-центр)
Аннотация проекта:
Проект посвящен исследованию низкоуровневых процессов восприятия фонем у детей-билингвов с РАС по сравнению с детьми с РАС, говорящими на одном языке. Проект базируется на использовании слухо-речевых тестов, позволяющих оценить низкоуровневые процессы восприятия устной речи. Расстройство аутистического спектра, согласно МКБ-10, представляет собой группу расстройств, характеризующихся качественными отклонениями в социальных взаимодействиях и коммуникации, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и действий.
Изучение низкоуровневых процессов восприятия речи является актуальной междисциплинарной проблемой, стоящей перед нейронауками, клинической психологией и лингвистикой. Разные исследования отмечают у людей с РАС нарушения как прагматических функций речи, так и грамматики, морфологии. Тем не менее, большинство исследований касается высокоуровневых аспектов речи (прагматика, дискурс, напр.) или нарушений речевой продукции (Eigsti, 2011). В то время как низкоуровневые механизмы восприятия речи (в том числе дискриминация фонем) оказываются описаны недостаточно подробно.
Исследования детей, растущих в двуязычной среде, показали, что механизмы фонематического восприятия у них значительно отличаются по сравнению с детьми, говорящими на одном языке. Основные различия заключаются в специфике ошибок, а также временной динамике освоения основными речевыми функциями (Hambly et al., 2014). Но исследования влияния билингвизма на процесс освоения речи у детей с аутизмом посвящены проблематике высокоуровневых аспектов восприятия речи (Dai et a., 2018; Ohashi et al., 2012). Новизна нашего исследования заключается в том, что впервые будут изучены низкоуровневые механизмы восприятия речи у детей-билингвов с РАС.
Результаты проекта:
Результаты, полученные при анализе данных, собранных на монолингвальных группах нейротипичных детей и детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), показывают, что дети с РАС при повторении существующих и несуществующих слов демонстрируют значимо большее число ошибок, что свидетельствует о наличии дефицита фонематического восприятия. При этом выполнение речевых тестов у детей рассмотренного возраста (6-14 лет) никак не связано с возрастом и уровнем интеллекта, что может указывать на самостоятельность данного навыка и его общей сформированности к школьному возрасту. При выборе изображения, соответствующего предъявленному на слух слову, дети с РАС совершают не больше ошибок, чем типично развивающиеся сверстники в случае, если это существительные, и значимо больше ошибок, если это глаголы.
В билингвальной группе нейротипичных детей формирование выборки еще не завершено.
При сравнении групп билингвальных и монолингвальных нейротипичных детей на данном этапе на уровне тенденции выявляются различия в субтестах на повторение псевдослов: в монолингвальной группе дети выполняют задание без ошибок, начиная с 12 лет, а в билингвальной группе дети вплоть до 14 лет совершают ошибки, преимущественно в пробах с шипящими и глухими согласными. Данные результаты могут свидетельствовать о влиянии двуязычной среды на формирование слуховых паттернов, однако это предположение требует подтверждения, которое может быть получено при увеличении выборки детей-билингвов
Результаты проекта за 2020 год:
На начальном этапе исследования мы проверили гипотезу о разнице возможностей фонематического восприятия у детей с РАС и типично развивающихся сверстников (ТР). Для этого были использованы субтесты из теста «КОРАБЛИК» («Клиническая оценка развития базовых лингвистических компетенций»), позволяющие оценить возможности фонологической дискриминации - способности различать фонетические характеристики слов. Для оценки интеллектуального развития использовался батарея тестов Кауфман (KABC-II). Для подтверждения диагноза и оценки общего речевого развития использовались cоциально-коммуникативный опросник (Social Communication Questionnaire (SCQ), шкала социальной отзывчивости (Social Responsiveness Scale, SRS), коэффициент выраженности РАС (the Autism spectrum Quotient, AQ).
В рамках данного исследования нам впервые удалось выявить разницу в уровне сформированности навыков фонематического восприятия у типично развивающихся детей-монолингвов и детей-монолингвов с РАС. Количество ошибок, которые дети с РАС совершили при выполнении субтеста “Повторение псевдослов”, значимо выше по сравнению ТР сверстниками. Отсутствие у псевдослов лексического смысла дает возможность нивелировать влияние более высокофункциональных уровней восприятия речи. Это может объяснять отсутствие различий между результатами детей с РАС и ТР сверстниками при выполнении субтеста “Повторение слов”, когда требуется повторять реально существующие слова. На данный феномен не оказали влияние ни возраст испытуемых, ни степень интеллектуального развития.
Диверсификация видов ошибок, заложенных в архитектуру заданий субтестов “Понимание существительных” (ПС) и “Понимание глаголов” (ПГ), предоставила возможность анализа особенностей фонематического анализа при восприятии обозначенного слова (существительного или глагола) в ряду других стимулов-дистракторов. Новым результатом является то, что при сопоставлении предъявленного на слух существительного или глагола с соответствующими им изображениями дети с РАС характеризуются более высокой частотой фонетических ошибок при выборе изображения, обозначаемого другим словом, фонетически сходным с предъявленным. Фонетические ошибки в субтестах ПС и ПГ оказались независимыми от интеллектуального уровня и возраста. Следовательно, можно утверждать, что речь идет о дефиците процессов фонематического восприятия, а не о низком уровне интеллектуального развития.
Публикации по проекту:
Д. Э. Гояева, Т. С. Обухова, Т. М. Овсянникова (2021) Влияние билингвизма на восприятие фонем у детей с расстройствами аутистического спектра: методика исследования // Психология – наука будущего: Материалы IX Международной конференции молодых ученых «Психология – наука будущего», 18–19 ноября 2021 г., Москва / Отв. ред. Е. А. Сергиенко, Н. Е. Харламенкова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», с. 86-89