Вся психология в одном университете

Спикеры МГППУ в медиапространстве: обзор выступлений

СМИ о нас

Эксперты в СМИ июль

Частое использование социальных сетей ведет к снижению когнитивных способностей человека, рассказала «Газете.Ru» психофизиолог, кандидат химических наук, научный сотрудник Центра нейрокогнитивных исследований МГППУ, старший преподаватель кафедры общей психологии Института экспериментальной психологии МГППУ Вера Третьякова.


На самом деле, выбираясь на природу, стоит искать то место, которое порадует именно вас, рассказала «Комсомолке» психолог Ольга Даниленко, доцент кафедры теоретических основ социальной психологии факультета "Социальная психология" МГППУ .


Naked-science.ru: Психологи из МГППУ изучили то, как подростки старше 14 лет, склонные к саморазрушающему поведению, видят себя. В исследовании приняли участие 150 юношей и девушек. Оказалось, что у 37 процентов из них есть склонность к самоповреждениям. Результаты показали, что такие молодые люди чаще испытывают тревогу, разочарование и упрямство.

«Исследование показало, что подростки, склонные к аутоагрессии, чаще избегают саморефлексии и стремятся сохранять статичность своего образа “Я”, не прибегая к развитию или изменению своих качеств, – отметила автор проекта Маргарита Финашина, ассистент кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования» МГППУ. – Это позволяет им избежать ряда трудностей, с которыми придется столкнуться при изменении условий, что также обуславливается высоким уровнем фрустрации и тревожности».

«Мы можем сказать — то, как старшие подростки видят себя, влияет на склонность к агрессивному поведению, – рассказала научный руководитель проекта Ольга Павлова, заведующая кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ. – Эта работа показывает сложную связь между самоотношением и психологическим состоянием подростков, что важно учитывать при разработке программ поддержки и помощи. В дальнейших исследованиях этой проблемы возможно проведение лонгитюдного исследования на предмет изменения структурных компонентов Я-концепции юношей и девушек, а также изменение их склонности к аутоагрессивному поведению с течением времени».


Дзен-канал Минпросвещения: Период поступления в вузы – это не только важный, но и напряженный этап в жизни каждого. Это момент, когда волнуются и абитуриенты, и их родители. Зачастую в период приемной кампании взрослые даже сильнее подвержены стрессу. Как сохранить спокойствие и поддержать детей, не передавая им негативные эмоции? Советами делится Юлия Анцибор, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры научных основ экстремальной психологии факультета «Экстремальная психология» Московского психолого-педагогического университета.


Независимая газета: Эксперты из Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) назвали один из главных факторов эмоционального выгорания учителей. По словам заведующего кафедрой теоретических основ социальной психологии МГППУ Ольги Крушельницкой, профессиональное выгорание работников сферы школьного образования развивается, как правило, на фоне неудовлетворенности общением с родителями своих подопечных.


Когда ребенок достигает возраста 2,5–3,5 лет, его поведение резко меняется. Родители обычно описывают это так: еще вчера мой ребенок был послушным и аккуратным, кушал, сам одевался, ложился спать без проблем, а сегодня его (ее) как будто подменили: капризничает, кричит на всю улицу без повода, не слушается, своевольничает, может даже ударить или нагрубить. Ольга Саломатова, младший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ, рассказывает "Растим детей" о самом большом детском кризисе — кризисе 3 лет: в чем его особенности и как родителям и детям пережить его менее болезненно.


Психологи из Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) выяснили, что одна из главных причин профессионального выгорания учителей — сложности в общении с родителями учеников. Об этом «Газете.Ru» рассказали в МГППУ.

«Одной из главных причин профессионального выгорания у учителей является неудовлетворенность общением с родителями учеников. Это связано с тем, что учителя и родители часто предъявляют друг к другу различные требования, но не достигают конструктивного взаимодействия с целью обеспечения условий благоприятного личностного развития детей», – рассказала «Газете.Ru» профессор, завкафедрой теоретических основ социальной психологии МГППУ Ольга Крушельницкая.


Одной из таких деликатных тем, требующих особого участия родителя, является вопрос религии, формирования религиозного мировоззрения ребенка. Дмитрий Деулин, кандидат психологических наук, доцент кафедры научных основ экстремальной психологии факультета «Экстремальная психология», декан факультета «Экстремальная психология» МГППУ, рассказывает для "Растим детей" о важных моментах в разговоре с ребенком о религии.


Некоторые современные мультфильмы приводят к тому, что у ребенка формируется шаблонное мышление. Кроме того, он может перенять из них ролевую модель непослушания, рассказала «Газете.Ru» психолог, старший научный сотрудник Центра когнитивных исследований цифровой образовательной среды ЦМИСД МГППУ Елена Шепелева.


Российское образование: В летние каникулы родители обычно берут отпуск, чтобы отдохнуть вместе с детьми. О том, как провести это время с пользой для ребенка и на что следует обратить особое внимание, в эфире онлайн-программы «Образовательная среда» рассказала старший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства, доцент факультета «Психология образования» Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Екатерина Клопотова.


Растим детей: Как известно, одним из самых кризисных периодов в жизни любого человека является подростковый период, когда старшие школьники начинают пробовать курение, алкоголь и, что особенно опасно, психоактивные вещества. Все это способно вызывать сильнейшую зависимость и приводить к негативным последствиям в отношении физического и психического здоровья, причем статус семьи не играет здесь никакой роли. Преподаватель кафедры научных основ экстремальной психологии факультета «Экстремальная психология» МГППУ, психолог Азалия Зинатуллина помогает выяснить основные причины употребления психоактивных веществ среди подростков.


Clever-lab.pro: Выпускные и промежуточные экзамены — ОГЭ и ЕГЭ — позади. Но, как известно, «готовь сани летом» — следующие девяти- и одиннадцатиклассники уже на подходе, и многие родители уже этим летом засадили их за учебники и гоняют по репетиторам, опасаясь, что их дети все провалят, если не начнут готовиться уже сейчас. Правильно ли это? Нас об этом спросил без пяти минут девятиклассник Сергей, а мы переадресовали этот вопрос доценту кафедры общей психологии Института экспериментальной психологии МГППУ Ирине Стрижовой.


АиФ: «Любящие родители своим хорошим отношением формируют у ребёнка базовое доверие к окружающим, – объясняет профессор кафедры возрастной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета Наталия Авдеева. – Сейчас все дети сыты. Поэтому вариант «угощу конфеткой» как способ заманить их в ловушку уже неэффективен. А вот когда эксплуатируют естественное детское любопытство, желание познавать окружающий мир (а, например, 7–8 лет – как раз возраст такого познания), это может сработать».


Блогер Мела Илья Сальков поговорил со студенткой 5-го курса МГППУ Сашей Никифоровой. Саша учится на клинического психолога, и недавно она проходила практику в детском наркологическом центре. Илье она рассказала о детях с зависимостями и о том, как отношения с родителями влияют на выбор, который делают подростки.


Учительская газета: Многие из тех, кто окончил в РосНОУ бакалавриат, продолжают обучение в других топовых вузах России и зарубежья. Валерия Попова, выпускница 2020 года, окончила магистратуру Московского государственного психолого-педагогического университета. Во время обучения в РосНОУ была двукратным победителем всероссийского этапа Олимпиады «Я-профессионал» (в 2019 и в 2020 гг.). Сейчас участвует в олимпиаде «Линия знаний» по направлению «Социальная работа». В 2021 выиграла грант Президента Российской Федерации за заслуги в направлении «Наука».


Слово «травма» пришло к нам из древне-греческого языка и переводится как «повреждение», «рана», «результат насилия». Но если физическая травма внешне заметна, то психологическая «рана» может быть не столь очевидна. И тем не менее полученная в детстве психическая травма — это не просто негативный опыт, это сильнейшая эмоциональная реакция на тяжелую жизненную ситуацию, которая остается в душе человека на долгие годы. Подробнее об этом порталу "Растим детей" рассказывает доктор психологических наук, профессор Валентина Екимова, заведующая кафедрой научных основ экстремальной психологии факультета «Экстремальная психология» МГППУ.


Форум доноров: Участники встречи обсуждали также инклюзивные проекты в музеях. По словам Евгении Хилькевич, руководителя направления социокультурной интеграции Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ (ФРЦ МГППУ), за последние десять лет ситуация значительно улучшилась, проекты появились не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других регионах. Выкса делает очень много в этом направлении, у города амбициозные проекты, в которых могут участвовать люди с самыми разными особенностями. Евгения также озвучила вопрос о цели привлечения аудиторий в музеи, кроме очевидных — человекоцентричного подхода, гуманистических ценностей и инклюзии. Для людей с РАС остается проблемным вопрос того, как будут жить взрослые с аутизмом. Здесь также могут помочь музеи. Например, Царицыно дает возможность для будущей работы озеленителями: он предлагает детям программы, которые дают первичные навыки — с ними подростки могут поступать в колледжи, а потом возвращаться в Царицыно и другие музеи уже с профессией.


Известия: В свою очередь, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения МГППУ Виктория Барцалкина рассказала, что сны о работе могут свидетельствовать о синдроме профессионального выгорания.


Как воспитать ребенка, чтобы он не реагировал на критику? Такая постановка вопроса не совсем корректна, ведь невосприимчивость к критике может стать препятствием к развитию у ребенка и критического мышления, и стремления к самосовершенствованию. Гораздо важнее научить ребенка правильно реагировать на критику. Доктор психологических наук, профессор Валентина Екимова, заведующая кафедрой научных основ экстремальной психологии факультета «Экстремальная психология» МГППУ, рассказывает "Растим детей" о том, какие качества нужно развивать у ребенка, чтобы он был менее восприимчив к критике (или она его меньше задевала).


Растим детей: Понятие школьного стресса и учебных нагрузок является актуальной темой для родителей, поскольку влияние образовательной среды на психологическое и эмоциональное благополучие детей неоспоримо. Школьные годы часто ассоциируются с повышенным уровнем стресса, вызванного различными факторами: от учебной нагрузки до социальных взаимодействий. Родители играют ключевую роль в поддержке и сопровождении детей через эти вызовы, что требует понимания основных аспектов школьного стресса и его влияния на учебный процесс и психологическое состояние ребенка. О том, что важно знать родителям о школьном стрессе и учебных нагрузках, рассказывает Варвара Делибалт, доцент кафедры юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» МГППУ.


Дидактическое насилие — это феномен, который редко обсуждается открыто, но имеет глубокие и длительные последствия для психического здоровья и образовательного опыта школьников. О формах дидактического насилия, о его причинах и последствиях рассказывает "Растим детей" психолог Артём Дегтярёв, старший преподаватель кафедры юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» МГППУ, член Евразийской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии.


Растим детей: Распознание депрессии у детей и подростков — это важная задача для родителей и опекунов, поскольку состояние депрессии серьезно влияет на психическое и физическое здоровье. Депрессия у детей и подростков может представлять собой серьезное психическое расстройство, которое значительно влияет на повседневную жизнь, социальные взаимодействия, учебу и общее благополучие. Она отличается от временных эмоциональных колебаний, характерных для детского и подросткового возраста, и часто требует профессионального вмешательства для эффективного лечения и помощи.

Самые важные признаки депрессии у детей и подростков, а также способы лечения назвала Наталья Богданович, кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» МГППУ.


Источники: Отдел по информационной политике и связям с общественностью (Пресс-служба МГППУ) Факультет "Юридическая психология" Факультет "Психология образования" Институт экспериментальной психологии Факультет "Экстремальная психология" Факультет "Социальная психология" Центр междисциплинарных исследований современного детства Факультет "Дистанционное обучение" Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра