На сессии ФПО России обсудили вопросы создания благоприятных условий для детей с особыми образовательными потребностями
Новость
23 июня на базе Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) совместно с общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России» (ФПО России) состоялась стратегическая сессия по теме «О создании в образовательной организации благоприятных условий обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями».
Стратегическая сессия проведена для представителей педагогических вузов, организаций дополнительного профессионального образования педагогических работников, главных внештатных педагогов-психологов субъектов РФ, педагогов-психологов и социальных педагогов образовательных организаций общего и среднего профессионального образования, а также центров психолого-педагогического медицинского и социального сопровождения. В мероприятии приняло участие более 2000 человек.
Во вступительном слове Виталий Владимирович Рубцов, президент Федерации психологов образования России, президент МГППУ, главный внештатный педагог-психолог Министерства просвещения РФ, доктор психологических наук, указал, что в соответствии с поручением Департамента государственной политики в сфере защиты прав и интересов детей Минпросвещения России стратегическая сессия посвящена задачам развития психологического и коррекционного педагогического обеспечения образования, а также подготовки предложений по актуализации Концепции развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в РФ на период до 2025 года и плана мероприятий по ее реализации в части оказания психологической помощи лицам с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья.
В ходе стратегической сессии рассматривались вопросы совершенствования проблем ресурсного обеспечения психологической службы, вопросы формирования системы взаимодействия участников образовательного процесса и развития сотрудничества педагогических коллективов и сообщества родителей в решении задач создания в образовательных организациях благоприятных условий образовательной среды; оказания психологической помощи семьям с детьми, создания специальных образовательных условий организации помощи детям с особыми образовательными потребностями; научно-методического обеспечения выявления и распространения лучших практик работы детьми с особыми образовательными потребностями.
Заместитель директора автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Пироженко Александр Александрович отметил, что в этой связи важной задачей является поддержка лучших практик организации межведомственного взаимодействия при оказании психологической помощи семьям с детьми, имеющими особые образовательные потребности, и выразил благодарность МГППУ за совместную значительную работу по организации психологической поддержки участников специальной военной операции в Самарской области.
Особое внимание эксперты стратегической сессии уделили ресурсам, необходимым для формирования благоприятных условий образовательной среды как основы обновления современной модели доступного образования, в том числе развитию профессиональных и межпрофессиональных компетенций педагогических работников с опорой на лучшие практики, позволяющих на основе командного взаимодействия создавать специальные образовательные условия в работе с обучающимися, имеющими повышенный риск уязвимости, взаимодействовать с родителями, а также организовывать широкие возможности участия детей в жизни школы и общества.
В рамках мероприятия эксперты МГППУ и ФПО России представили актуальные разработки, рекомендуемые для формирования методической̆ базы образовательной организации по вопросам:
– проектирования дружелюбной образовательной среды в образовательных организациях
(Вихристюк Олеся Валентиновна, проректор по воспитательной и социально-психологической работе МГППУ, кандидат психологических наук)
– психолого-педагогического сопровождения детей-свидетелей военных действий
(Ульянина Ольга Александровна, руководитель Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования РФ (ФКЦ МГППУ), доктор психологических наук)
– технология со-учительства в инклюзивном образовании
(Алехина Светлана Владимировна, директор Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, проректор МГППУ, кандидат психологических наук)
– технологии сопровождения детей с РАС и ресурсы тиражирования
(Хаустов Артур Валерьевич, директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ, кандидат педагогических наук);
– условий реализации особых образовательных потребностей детей с дислексией и дисграфией
(Артемова Ева Эдуардовна, декан факультета «Клиническая и специальная психология» МГППУ, кандидат педагогических наук)
– специальных условий организации дружелюбной образовательной среды для обучения, воспитания и развития детей с СДВГ
(Калитько Елена Николаевна, заместитель директора-начальник центра воспитательного и психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности Калужского государственного института развития образования, главный внештатный психолог системы образования Калужской области)
– адресной помощи детям иностранных граждан при создании дружелюбной образовательной среды
(Солдатенкова Марина Леонидовна, заместитель руководителя Федерального координационного ресурсного центра по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан МГППУ)
– создания условий организации общего и дополнительного образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(Семья Галина Владимировна, профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» МГППУ, доктор психологических наук)
В ходе мероприятия обсуждались проекты по развитию системы работы по распространению лучших практик психологического и коррекционного педагогического обеспечения образования (Леонова Олеся Игоревна, исполнительный директор ФПО России, руководитель научно-методического центра сопровождения педагогических работников на базе МГППУ, кандидат психологических наук); а также реализации модели независимой оценки психолого-педагогических программ и инструментов диагностической работы в парадигме доказательного подхода (представила Сорокова Марина Геннадьевна, руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, руководитель Секции «Доказательный подход в психологии и образовании» Научно-экспертного совета МГППУ, доктор педагогических наук).
По итогам мероприятия участники констатировали необходимость уточнения принципов, задач и направлений деятельности психологической службы деятельности психологической службы, ожидаемых результатов реализации Концепции развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в РФ на период до 2025 года в целях совершенствования оказания психологической помощи лицам с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, а также внесение соответствующих им мероприятий в План реализации Концепции в части совершенствования управления психологической службой в системе общего образования и среднего профессионального образования, кадрового обеспечения психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования, методического обеспечения деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования.
Принято решение, что во исполнение поручения Департамента государственной политики в сфере защиты прав и интересов детей Минпросвещения России с учетом обсуждения будут направлены предложения по актуализации Концепции развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в РФ на период до 2025 года и плана мероприятий по ее реализации в ФКЦ МГППУ не позднее 27 июня 2023 года.
С целью развития научно-методического обеспечения выявления и распространения лучших практик работы детьми с особыми образовательными потребностями МГППУ приглашает участников стратегической сессии к сотрудничеству по проектам «Стандартизация психодиагностических методик, рекомендуемых для применения в образовательных организациях» и «Верификации коррекционно-развивающих и профилактических программ» (контактное лицо – Ботова Юлия Борисовна, ведущий аналитик Научно-методического центра сопровождения педагогических работников МГППУ).
Видеозапись сессии ФПО России на канале «Точка кипения МГППУ» VK
Модераторы стратегической сессии:
- Вихристюк Олеся Валентиновна, проректор по воспитательной и социально-психологической работе МГППУ;
- Юрчук Ольга Леонидовна, начальник отдела научно-методического обеспечения ФКЦ МГППУ.
- Леонова Олеся Игоревна, исполнительный директор ФПО России, руководитель федерального центра научно-методического сопровождения педагогических работников на базе МГППУ.