Вся психология в одном университете

На сессии ФПО России обсудили вопросы создания благоприятных условий для детей с особыми образовательными потребностями

Новость

2023-06-30 На сессии ФПО России обсуждены вопросы создания благоприятных условий для детей с особыми образовательными потребностями

23 июня на базе Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) совместно с общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России» (ФПО России) состоялась стратегическая сессия по теме «О создании в образовательной организации благоприятных условий обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями».

Стратегическая сессия проведена для представителей педагогических вузов, организаций дополнительного профессионального образования педагогических работников, главных внештатных педагогов-психологов субъектов РФ, педагогов-психологов и социальных педагогов образовательных организаций общего и среднего профессионального образования, а также центров психолого-педагогического медицинского и социального сопровождения. В мероприятии приняло участие более 2000 человек.

Во вступительном слове Виталий Владимирович Рубцов, президент Федерации психологов образования России, президент МГППУ, главный внештатный педагог-психолог Министерства просвещения РФ, доктор психологических наук, указал, что в соответствии с поручением Департамента государственной политики в сфере защиты прав и интересов детей Минпросвещения России стратегическая сессия посвящена задачам развития психологического и коррекционного педагогического обеспечения образования, а также подготовки предложений по актуализации Концепции развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в РФ на период до 2025 года и плана мероприятий по ее реализации в части оказания психологической помощи лицам с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья.

В ходе стратегической сессии рассматривались вопросы совершенствования проблем ресурсного обеспечения психологической службы, вопросы формирования системы взаимодействия участников образовательного процесса и развития сотрудничества педагогических коллективов и сообщества родителей в решении задач создания в образовательных организациях благоприятных условий образовательной среды; оказания психологической помощи семьям с детьми, создания специальных образовательных условий организации помощи детям с особыми образовательными потребностями; научно-методического обеспечения выявления и распространения лучших практик работы детьми с особыми образовательными потребностями.

Заместитель директора автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Пироженко Александр Александрович отметил, что в этой связи важной задачей является поддержка лучших практик организации межведомственного взаимодействия при оказании психологической помощи семьям с детьми, имеющими особые образовательные потребности, и выразил благодарность МГППУ за совместную значительную работу по организации психологической поддержки участников специальной военной операции в Самарской области.

Особое внимание эксперты стратегической сессии уделили ресурсам, необходимым для формирования благоприятных условий образовательной среды как основы обновления современной модели доступного образования, в том числе развитию профессиональных и межпрофессиональных компетенций педагогических работников с опорой на лучшие практики, позволяющих на основе командного взаимодействия создавать специальные образовательные условия в работе с обучающимися, имеющими повышенный риск уязвимости, взаимодействовать с родителями, а также организовывать широкие возможности участия детей в жизни школы и общества.

В рамках мероприятия эксперты МГППУ и ФПО России представили актуальные разработки, рекомендуемые для формирования методической̆ базы образовательной организации по вопросам:

проектирования дружелюбной образовательной среды в образовательных организациях
(Вихристюк Олеся Валентиновна, проректор по воспитательной и социально-психологической работе МГППУ, кандидат психологических наук)

психолого-педагогического сопровождения детей-свидетелей военных действий
(Ульянина Ольга Александровна, руководитель Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования РФ (ФКЦ МГППУ), доктор психологических наук)

технология со-учительства в инклюзивном образовании
(Алехина Светлана Владимировна, директор Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, проректор МГППУ, кандидат психологических наук)

технологии сопровождения детей с РАС и ресурсы тиражирования
(Хаустов Артур Валерьевич, директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ, кандидат педагогических наук);

условий реализации особых образовательных потребностей детей с дислексией и дисграфией
(Артемова Ева Эдуардовна, декан факультета «Клиническая и специальная психология» МГППУ, кандидат педагогических наук)

специальных условий организации дружелюбной образовательной среды для обучения, воспитания и развития детей с СДВГ
(Калитько Елена Николаевна, заместитель директора-начальник центра воспитательного и психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности Калужского государственного института развития образования, главный внештатный психолог системы образования Калужской области)

адресной помощи детям иностранных граждан при создании дружелюбной образовательной среды
(Солдатенкова Марина Леонидовна, заместитель руководителя Федерального координационного ресурсного центра по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан МГППУ)

– создания условий организации общего и дополнительного образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(Семья Галина Владимировна, профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» МГППУ, доктор психологических наук)

В ходе мероприятия обсуждались проекты по развитию системы работы по распространению лучших практик психологического и коррекционного педагогического обеспечения образования (Леонова Олеся Игоревна, исполнительный директор ФПО России, руководитель научно-методического центра сопровождения педагогических работников на базе МГППУ, кандидат психологических наук); а также реализации модели независимой оценки психолого-педагогических программ и инструментов диагностической работы в парадигме доказательного подхода (представила Сорокова Марина Геннадьевна, руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, руководитель Секции «Доказательный подход в психологии и образовании» Научно-экспертного совета МГППУ, доктор педагогических наук).

По итогам мероприятия участники констатировали необходимость уточнения принципов, задач и направлений деятельности психологической службы деятельности психологической службы, ожидаемых результатов реализации Концепции развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в РФ на период до 2025 года в целях совершенствования оказания психологической помощи лицам с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, а также внесение соответствующих им мероприятий в План реализации Концепции в части совершенствования управления психологической службой в системе общего образования и среднего профессионального образования, кадрового обеспечения психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования, методического обеспечения деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования.

Принято решение, что во исполнение поручения Департамента государственной политики в сфере защиты прав и интересов детей Минпросвещения России с учетом обсуждения будут направлены предложения по актуализации Концепции развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в РФ на период до 2025 года и плана мероприятий по ее реализации в ФКЦ МГППУ не позднее 27 июня 2023 года.

С целью развития научно-методического обеспечения выявления и распространения лучших практик работы детьми с особыми образовательными потребностями МГППУ приглашает участников стратегической сессии к сотрудничеству по проектам «Стандартизация психодиагностических методик, рекомендуемых для применения в образовательных организациях» и «Верификации коррекционно-развивающих и профилактических программ» (контактное лицо – Ботова Юлия Борисовна, ведущий аналитик Научно-методического центра сопровождения педагогических работников МГППУ).

Видеозапись сессии ФПО России на канале «Точка кипения МГППУ» VK


Модераторы стратегической сессии:

  • Вихристюк Олеся Валентиновна, проректор по воспитательной и социально-психологической работе МГППУ;
  • Юрчук Ольга Леонидовна, начальник отдела научно-методического обеспечения ФКЦ МГППУ.
  • Леонова Олеся Игоревна, исполнительный директор ФПО России, руководитель федерального центра научно-методического сопровождения педагогических работников на базе МГППУ.

Источники: Научно-методический центр сопровождения педагогических работников, Кафедра ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, Сектор «Точка кипения МГППУ»