Исследование МГППУ: студенческая оценка преподавания в университете

Новость

анкета

В преддверии окончания второго семестра и нового студенческого опроса о качестве преподавания учебных дисциплин и профессиональном мастерстве преподавателей, предлагаем студентам и преподавателям МГППУ ознакомиться с результатами опроса, проведенного после окончания первого семестра 2020/2021 учебного года.

Студенческая оценка преподавания учебных дисциплин напрямую связана с качеством образования самих обучающихся, именно поэтому университету очень важно мнение студентов, как активных и заинтересованных участников учебного процесса.

При проведении опроса были соблюдены строгие методические процедуры и, в первую очередь, анонимность респондентов.

В опросе приняли участие 1 867 студентов очной и очно-заочной форм обучения из 12 учебных подразделений университета (или 47% от предполагаемой численности опрашиваемых), заполнившие 24,9 тыс. анкет. Высокие показатели участия студентов отмечены на общеуниверситетской кафедре ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» (80% от предполагаемой численности студентов учебного подразделения), на факультетах "Социальная коммуникация" (73%), "Консультативная и клиническая психология" (65,3%) и "Социальная психология" (61,6%). Наименьшая активность - среди студентов факультета "Информационные технологии" (28,5%).

В шести учебных группах четырех учебных подразделений абсолютно все студенты приняли участие в анкетировании:

Учебные группы, все студенты которых приняли участие в опросе

Учебное подразделение

Учебная группа

Институт иностранных языков, современных коммуникаций и управления

19ИЯСКУ-ГМУ(м/о)УУСБ-1

Факультет "Социальная коммуникация"

17СК-ОРМ(б/о)УП-1

17СК-СР(б/о)СР-1

20СК-ППО(м/о)ППДО-1

Факультет "Психология образования"

20ПО-П(м/о)ПР-1

Факультет "Консультативная и клиническая психология"

19ПК-КП(с/о)ПДП-2

После завершения опроса была проведена обработка полученных результатов, в ходе которой отбирались только те анкеты, которые удовлетворяли двум условиям: посещение студентами не менее 25% занятий с оцениваемым преподавателем и достижение необходимого порогового количества заполненных анкет на одного преподавателя.

Для всех преподавателей были получены средние оценки по всем изучаемым критериям преподавания, каждая из которых, в свою очередь, проверялась на однородность мнений с помощью коэффициента вариации, показывающего, насколько солидарны студенты при оценке качеств преподавателя.

Для анализа рассчитывались интегральные показатели в целом по университету, в целом по каждому учебному подразделению и персонально по каждому преподавателю.

Результаты опроса показали, что в целом по университету наиболее высоко студенты оценили в преподавателях объективность к оценке знаний студентов (интегральный показатель оценки качества работы преподавателей в целом по университету составил 4,66 балла) и использование в учебном процессе примеров из профессиональной деятельности, иллюстрирующих связь изучаемого материала с будущей специальностью (4,64 балла). В меньшей степени студенты оценили умение у преподавателей университета вызывать и поддерживать интерес к предмету (4,49 балла).

Наивысшие оценки среди учебных подразделений получили преподаватели общеуниверситетской кафедры ЮНЕСКО (ИП=4,726 балла) за счет высокого умения использовать в преподавании современные научные знания и данные современных эмпирических исследований, а также примеры, показывающие связь изучаемого материала с будущей профессиональной деятельностью. Также высокие оценки получили преподаватели факультета "Социальная коммуникация" (ИП=4,725 балла) за счет не только мастерства применения примеров и эмпирики из современных исследований, но и уровня работы преподавателей в дистанционном формате.

В соответствии с методологией исследования по каждому преподавателю был рассчитан персональный интегральный показатель, определяющий место преподавателя в общем рейтинге. Это позволило распределить их на три группы: преподаватели с высокими оценками (набрали свыше 4,799 баллов), преподаватели со средними оценками (от 4,000 до 4,799 баллов) и преподаватели с низкими оценками (менее 4,000 баллов).

По результатам анализа данных, в 1 семестре 2020/2021 учебного года группа преподавателей с высокими оценками значительно расширилась. Если в предыдущем исследовании в нее входили 59 преподавателей, то в текущем – 91 преподаватель.

Представим лучших преподавателей по учебным подразделениям МГППУ по мнению студентов (порядок учебных подразделений представлен с учетом иерархии интегрального показателя по учебным подразделениям):

  • Общеуниверситетская кафедра - ЮНЕСКО: Культурно-историческая психология детства

Марголис Аркадий Аронович

Рубцов Виталий Владимирович

Вересов Николай Николаевич

  • Факультет "Социальная коммуникация"

Куранина Надежда Михайловна

Попова Светлана Юрьевна

Габриелян Яна Суреновна

Илюхина Наталия Анатольевна

  • Общеуниверситетская кафедра - Физическая культура и ОБЖ

Афонина Галина Семеновна

  • Факультет "Экстремальная психология"

Коджаспиров Алексей Юрьевич

Славинская Юлия Валентиновна

Березина Татьяна Николаевна

  • Факультет "Дистанционное обучение"

Одинцова Мария Антоновна

Кузьмина Елена Ивановна

Третяк Элина Валериевна

  • Институт иностранных языков, современных коммуникаций и управления

Лыкова Наталья Михайловна

Иванова Светлана Петровна

Николаева Алла Алексеевна

Мурадян Айарпи Андраниковна

Савченко Ирина Алексеевна

  • Факультет "Консультативная и клиническая психология"

Карягина Татьяна Дмитриевна

Холмогорова Алла Борисовна

Щукина Юлия Владимировна

Зарецкий Юрий Викторович

  • Факультет "Социальная психология"

Первушина Ирина Михайловна

Любитов Игорь Евгеньевич

Гриценко Валентина Васильевна

Александрова Елена Андреевна

  • Факультет "Психология образования"

Семья Галина Владимировна

Ослон Вероника Нисоновна

Лашкул Марина Валерьевна

Сафронова Мария Александровна

Зайцев Сергей Викторович

  • Общеуниверситетская кафедра - Зарубежная и русская филология

Ермолова Татьяна Викторовна

Дедова Ольга Витальевна

Иволина Татьяна Викторовна

  • Факультет "Юридическая психология"

Булыгина Вера Геннадьевна

Штейнберг Илья Ефимович

Моисеева Людмила Петровна

Мельникова Дарья Вячеславовна

  • Факультет "Информационные технологии"

Куравский Лев Семенович

Степанов Михаил Евграфович

  • Институт экспериментальной психологии

Доронина Татьяна Владимировна

Васильева Надежда Николаевна

  • Факультет "Клиническая и специальная психология"

Лыкова Наталья Сергеевна

Хромов Антон Игоревич

Антонова Елена Евгеньевна

В каждое подразделение университета были направлены подробные отчеты с оценками студентов по каждому преподавателю, включая рекомендации и комментарии студентов.

Благодарим всех студентов, принявших участие в опросе, и приглашаем вновь к участию в исследовании по окончании 2 семестра 2020/2021 учебного года. Мнение каждого очень важно для университета и способно повлиять на качество и эффективность преподавания учебных дисциплин и профессиональное мастерство преподавателей.

Источник: Отдел планирования и сопровождения научных проектов и мероприятий