Отчет о проведении VII Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховой) «Возможности и риски цифровой среды»

Новость

Отчет о проведении VII Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховой) «Возможности и риски цифровой среды»

12-13 декабря 2019 года состоялась VII Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховой) «Возможности и риски цифровой среды» на базе ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 19-013-20132.

В работе конференции приняли участие представители более 200 научных, образовательных и других организаций. В том числе: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Психологический институт РАО, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт образования НИУ ВШЭ, РГПУ им. А.И. Герцена, Московский педагогический государственный университет, Уральский государственный педагогический университет, Университет «Дубна», Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского, Воронежский государственный университет.

Цель конференции – профессиональное обсуждение фундаментальных и прикладных проблем психологии развития человека в условиях современного цифрового общества, в том числе возможностей и рисков цифровой среды в образовании детей и взрослых.

Всего для очной и заочной форм участия в конференции было зарегистрировано 840 человек из 8 стран и 42 города Российской Федерации. Очное участие в конференции приняли 442 человека.

Организационным комитетом конференции было получено 265 тезисов для рассмотрения возможности публикации. К очному докладу были рекомендованы 137 авторов (93 материала), к публикации в сборнике материалов конференции – 338 авторов (237 тезисов, очное и заочное участие).

На конференции в пленарных заседаниях выступили представители международного и российского научно-педагогического сообщества:

  • Григоренко Елена Леонидовна, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Центра прикладных психолого-педагогических исследований МГППУ (Москва, Россия), профессор Йельского университета (Нью-Хейвен, Коннектикут, США), университета Хьюстона (Хьюстон, Техас, США), профессор Департамента молекулярной и человеческой генетики и педиатрии Медицинского колледжа Бейлора (Хьюстон, Техас, США), исследователь Лаборатории Haskins Laboratories Inc (Нью-Хейвен, Коннектикут, США);
  • Кристель Манске, доктор психологических наук, директор института им. Кристель Манске (Гамбург, Германия);
  • Антти Райала, доктор педагогических наук, научный сотрудник университета Хельсинки (Хельсинки, Финляндия);
  • Минюрова Светлана Алигарьевна, доктор психологических наук, профессор, ректор УрГПУ (Екатеринбург, Россия);
  • Нечаев Николай Николаевич, академик РАО, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» МГППУ (Москва, Россия);
  • Смирнова Елена Олеговна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры «Дошкольная педагогика и психология» факультета «Психология образования» МГППУ (Москва, Россия);
  • Эльконин Борис Даниилович, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией теоретических и экспериментальных проблем психологии развития ПИ РАО (Москва, Россия);
  • Кудрявцев Владимир Товиевич, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» МГППУ (Москва, Россия);
  • Карпова Наталия Львовна, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ПИ РАО (Москва, Россия);
  • Глозман Жанна Марковна, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва, Россия);
  • Наумова Валентина Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и практической психологии КамГУ им. Витуса Беринга (Петропавловск-Камчатский, Россия).

В соответствии с программой конференции были проведены заседания семи секций и круглого стола:

  • Секция 1 «У истоков развития» (руководители секции: Смирнова Елена Олеговна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры «Дошкольная педагогика и психология» факультета «Психология образования» МГППУ, Эльконинова Людмила Иосифовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» МГППУ).
  • Секция 2 «Ребенок в современном обществе» (руководители секции: Поливанова Катерина Николаевна, доктор психологических наук, профессор, научный руководитель Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ, профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» МГППУ, Рубцова Ольга Витальевна, кандидат психологических наук, руководитель Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ, доцент кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф.Обуховой» факультета «Психология образования» МГППУ).
  • Секция 3 «Младший школьник в современном цифровом обществе» (руководители секции: Егоренко Татьяна Анатольевна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой «Педагогическая психология» факультета «Психология образования» МГППУ, Салмина Нина Гавриловна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры «Психология образования и педагогики» факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова).
  • Секция 4 «На пороге взросления» (руководители секции: Толстых Наталия Николаевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой «Социальная психология развития» факультета «Социальная психология» МГППУ, Кочетова Юлия Андреевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» МГППУ).
  • Секция 5 «Горизонты зрелости» (руководители секции: Шаповаленко Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» МГППУ, Рощина Ирина Федоровна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры нейро- и патопсихологии развития факультета «Клиническая и специальная психология» МГППУ, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»).
  • Секция 6 «Другое детство» (руководители секции: Басилова Татьяна Александровна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета «Клиническая и специальная психология» МГППУ, Ослон Вероника Нисоновна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» МГППУ).
  • Секция 7 «Ребенок в современной семье» (руководители секции: Филиппова Елена Валентиновна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, заведующая кафедрой «Детская и семейная психотерапия» факультета "Консультативная и клиническая психология" МГППУ, Шведовская Анна Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» МГППУ).

Круглый стол «Подростковые риски и интернет» (руководители круглого стола: Дозорцева Елена Георгиевна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры юридической психологии и права факультета "Юридическая психология" МГППУ, главный научный сотрудник, и.о. руководителя лаборатории психологии детского и подросткового возраста «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России; Холмогорова Алла Борисовна, доктор психологических наук, профессор, декан факультета "Консультативная и клиническая психология" МГППУ, главный научный сотрудник лаборатории психологического консультирования и психотерапии Московского НИИ психиатрии (филиала «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России).

Участники конференции обсудили фундаментальные и прикладные проблемы психологии развития человека в условиях современного цифрового общества, в том числе возможности и риски цифровой среды в образовании детей и взрослых, установлении отношений между сверстниками и взрослыми, проблемы профессионального становления студенческой молодежи, организации образовательного процесса в условиях цифровизации.

В настоящее время практически невозможно представить социальную ситуацию развития детей и подростков вне ракурса информационного общества. Информационно-компьютерные технологии (далее – ИКТ) являются также инструментом реабилитации и социализации детей с различными особенностями развития: дети-сироты, дети с интеллектуальной недостаточностью, дети с комплексными, в том числе и с тяжелыми множественными нарушениями.

Работа секции «Горизонты зрелости» (руководители секции: Шаповаленко И.В., Рощина И.Ф.) показала интерес исследователей к проблематике всех периодов взрослости. Большое внимание участники уделили проблемам профессионального становления студенческой молодежи, организации образовательного процесса. Среди выступлений на секции можно выделить также выступления, в которых цифровизация общества выступает как условие, среда, характеристика современной эпохи в целом.

Например, материалы Борисовой Н.М. «Различия в уровне использования копинг-стратегий в разные периоды взрослости в условиях нарастающей цифровизации жизни», Великановой А.С., Чефрановой Д.В. «Связь саморегуляции поведения и психологического благополучия личности психологов образования», Душкиной М.Р. «Роль социокультурных факторов и социальных коммуникаций в прохождении кризисов жизненного пути взрослой личности», Каяшевой О.И. «Поиск смысла жизни в зрелом возрасте в условиях современного цифрового общества», Сорокова Д.Г. «Диадический копинг женщин с «ненадежными» стилями романтической привязанности: интернет-исследование», Талановой Н.В., Айсиной Р.М. «Специфика проживания личностью предпенсионного периода жизни в условиях цифрового общества».

Наиболее глубоко основная тема конференции «Возможности и риски цифровой среды» раскрыта в выступлениях, непосредственно ориентированных на анализ новых явлений интернет-пространства, социальных сетей, компьютерных игр. Это работы Азаровой Е.И., Кузнецовой О.В. «Анализ проблемы эмоционального выгорания в цифровой среде», Глинкиной Л.С. «Влияние изменения динамики переживания выгорания на динамику игровой активности у игроков FRPG», Зарудной Е.А., Балашовой Е.Ю. «Компенсация изменений памяти при старении: от традиционных идей к цифровым технологиям», Исаевой Ю.С., Князюк О.В. «Предрасположенность к киберкоммуникативной зависимости у студентов социономических профессий», Кислякова П.А., Шмелевой Е.А. «Психологический анализ восприятия молодежью содержания просоциального медиаресурса», Китовой Д.А. «Потребности интернет-пользователей в знаниях по психологии как педагогический ресурс общества» и ряд других.

Одной из тем обсуждения на секции «Ребенок в современной семье» (руководители: Филиппова Е.В., Шведовская А.А.) стала взаимосвязь использования подростками и детьми гаджетов и интернета и детско-родительских отношений. Как показывают исследования, подростки ищут эмоциональный отклик и так необходимую им поддержку в общении с родителями и близкими взрослыми и, не получая этого, уходят в виртуальность. Они компенсируют потребность в эмоциональном доверительном общении, подменяя его общением в интернете. При этом важно учитывать, что современные подростки крайне некритичны к информации, содержащейся в интернете, и склонны доверять ей. Показано, что степень вовлеченности в использование гаджетов и интернета детьми и подростками связана с характером детско-родительских отношений. В частности, чем ниже уровень эмоционального принятия ребенка в семье, тем сильнее его увлечение гаджетами и интернетом, тем в большей степени он предпочитает виртуальное общение реальному.

Таким образом, перед психологами остро встает задача изучения характера внутрисемейной коммуникации в условиях неизбежного присутствия интернета и гаджетов в семье. А также задача разработки средств профилактики нарушений детско-родительского взаимодействия и формирования у родителей способности к эффективной коммуникации с детьми, а у детей – способности к критическому осознанному отношению к информации, содержащейся в интернете.

Доклады, представленные на обсуждение круглого стола «Подростковые риски и интернет» (руководители: Е.Г. Дозорцева и А.Б. Холмогорова), были посвящены проблемному использованию подростками сети интернет и подходам к профилактике его неблагоприятных последствий.

Рискам, связанным с интернет-активностью девушек, были посвящены доклады А.Б. Холмогоровой (совместно с А.А. Герасимовой) «Проблемное использование интернета у девушек подросткового и юношеского возраста» и С.О. Лепешевой (совместно с А.Б. Холмогоровой) «Участие в фитнес-блогах и неудовлетворенность своим телом у девушек». В первом из них отражен опыт использования наряду с известными личностными опросниками новой адаптированной авторами методики «Шкала проблемного использования Интернета» – Generalized Problematic Internet Use Scale 2 (GPIUS2). Сделан вывод о связи проблемного использования интернета с психологическим неблагополучием, в том числе депрессией, фобической тревогой и другими неблагоприятными состояниями психики. Во втором докладе констатируется изменение параметров идеальной женской фигуры в последние десятилетия и получившее широкое распространение стремление девушек ему соответствовать путем посещения фитнес-блогов. Эта тенденция сопровождается ростом неудовлетворенности девушек своим телом, что также связано с такими эмоциональными состояниями, как подавленность и депрессия.

Тема кибербуллинга как агрессии детей и подростков в интернет-среде раскрывалась в докладах О.В. Мылтасовой (Екатеринбург) «Кибербуллинг в подростковой среде» и Д.В. Кирюхиной (совместно с Е.Г. Дозорцевой) «Индивидуально-психологические характеристики подростков, участвующих в кибербуллинге». О.В. Мылтасова дала общую характеристику этому явлению и его распространенности среди подростков. Д.В. Кирюхина показала на основе эмпирического исследования связь между позицией подростка в кибербуллинге и его индивидуальными особенностями (агрессивностью, сензитивностью и т.п.) и сделала вывод о циклическом характере процесса кибербуллинга и риске вовлечения в агрессивное взаимодействие все более широкого круга подростков.

В сообщении А.С. Медведевой (Санкт-Петербург) «Сексуальный онлайн-груминг как риск для оптимального развития подростка» был проанализирован процесс сексуальных домогательств взрослых по отношению к несовершеннолетним с использованием сети интернет, а также реакции подростков на действия взрослых. Указаны возможные варианты профилактики сексуального злоупотребления по отношению к детям в интернет-среде.

В докладе «Психологическое сопровождение семей с киберзависимым поведением» Т.А. Симакова (Рязань) рассказала о еще одном виде рисков проблемного поведения подростков в сети интернет – репутационном риске, который заключается в том, что девиантное поведение подростка в сети оставляет следы, которые впоследствии могут помешать ему поступить в престижные учебные заведения. С целью предупреждения этого, а также иных рисков, предлагаются варианты психологического сопровождения подростков и их семей, проведения специальной тренинговой работы.

Доклад Ю.В. Кисуркиной «Социальные сети как пространство для противодействия формированию суицидального поведения подростков» содержал информацию о процессе и характере воздействия на подростков со стороны организаторов групп суицидальной направленности типа «Синие киты», полученную автором в качестве виртуального участника подобной группы. О.В. Никитина в сообщении «Использование современных информационных технологий в профилактике суицидального поведения у подростков» описала масштабный проект первичной и вторичной онлайн-профилактики, выполняемый Союзом охраны психического здоровья и заключающийся в представлении интернет-аудитории важных для молодежной аудитории людей – рэперов, блогеров, артистов, спортсменов, космонавтов, которые рассказывали о своих трудностях, переживаниях и преодолении критических ситуаций. Сопровождающая такие беседы дискуссия позволяет оказать помощь и поддержку подросткам, попавшим в сложные обстоятельства и переживающим кризис.

Описанные сообщения вызвали у аудитории большой интерес и отклик, что отразилось в многочисленных вопросах и комментариях. Была отмечена многоаспектность проблемы рисков для подростков в интернет-среде и необходимость продолжения и расширения исследований.

В результате обсуждений на конференции участниками были выделены возможности цифровой среды и риски цифровой среды, даны практические рекомендации и предложения, а также определены доклады, признанные лучшими по результатам голосования участников конференции.

            Возможности цифровой среды:

  • Доступность информации как возможность. С появлением интернета существенно возрос объем знаний, которым теоретически можно овладеть, информация стала более доступной любому пользователю. В настоящее время активно исследуются различные интернет-области: общение по «сети», познавательная и игровая сферы.
  • Цифровая среда может стать площадкой для эффективного обучения детей и подростков, при условии, что она проектируется с учетом возрастной специфики и различных особенностей детей.
  • Цифровой ресурс, опирающийся, с одной стороны, на некие готовые умения и способности ребенка, а с другой – предоставляющий ему возможности поиска и пробы, может влиять на развитие ребенка, позволяя ему самостоятельно строить ориентиры (опоры) своего действия. При проектировании или анализе цифрового ресурса необходимо определять, какие детские действия в структуре ресурса замещены готовыми «взрослыми» действиями, на какие сформированные действия ребенка он опирается, и создает ли ресурс пространство пробы, в котором ребенком могут быть выстроены ориентиры новых действий.
  • Цифровые технологии помогают родителям отслеживать местоположение ребенка в течение дня, что уменьшает риск попадания младшего школьника в ситуацию опасности.
  • Современное образование с использованием электронных образовательных и цифровых ресурсов может ускорить процесс получения и усвоения знаний.
  • Значительный вклад цифровые технологии внесли в сферу образования, сделав ее более доступной. На данный момент существует множество онлайн-занятий, дистанционных курсов, обучающих интерактивов, что позволяет детям, особенно с ограниченными возможностями здоровья, получить качественное образование, не подвергая себя излишним нагрузкам.
  • Электронный ресурс в случае его осмысленного использования на уроке поддерживает совместную работу класса. Сама учебная деятельность при этом не меняет своей структуры и содержания, просто ее организация может быть более эффективной в смысле общей организации процесса. В свою очередь, это означает, что цифровые ресурсы, которые фрагментарны, имеют строго ограниченную функцию, встраиваемы в совместно-разделенную учебную деятельность младших школьников.
  • Подростки, в том числе с особенностями развития, имеют возможность освоения и эксперементирования с различными ролями в социальных сетях, поиска референтных моделей, в том числе моделей просоциального поведения.
  • Активность подростков в цифровом пространстве может рассматриваться как ведущая деятельность, в контексте решения возрастных задач. Большинство современных подростков зарегистрированы в социальных сетях. Активность в цифровом пространстве фактически становится для большинства современных подростков ведущей деятельностью, т.е. деятельностью, в которой, говоря словами Л.С. Выготского, они движутся в своем развитии. Такая активность многолика и может выступать для подростка как интимно-личностное общение с характерной для него спецификой, связанной с опосредствованием социальными сетями; она может выступать как поиск социального признания и, конечно, как социально-психологическое экспериментирование, которое может выступать для подростка проектом реализации своего авторского действия. Такое представление о ведущей деятельности современных подростков позволяет наметить целый ряд исследований такой деятельности, например, анализ ее развивающих эффектов (для познавательного, эмоционального, личностного развития и т.д.).
  • Компьютерные игры (в том числе форумные) могут рассматриваться как способ решения психологических проблем взрослой личности.
  • Современные цифровые технологии используются для поддержания мнестической функции при нормальном старении и при различных вариантах снижения адаптации в позднем онтогенезе.
  • Профилактика когнитивного снижения в позднем возрасте (системы когнитивной тренировки) возможна с использованием цифровых технологий.
  • Онлайн-исследования представляют собой особый формат психологического исследования.

Риски цифровой среды:

  • Огромные возможности информационного, коммуникационного, развлекательного характера, предоставляемые сетью интернет, сопряжены для детей и подростков с существенными рисками кибераддикции, киберманипуляции, киберпреступности и киберрискованного поведения.
  • Риском для психического благополучия девушек подросткового и юношеского возраста является участие в фитнес-блогах, связанное со стремлением изменить свое тело в соответствии с идеалами женской фигуры и часто приводящее к неудовлетворенности собой, депрессии, фобической тревоге и другим неблагоприятным состояниям психики. Рекомендуется проведение профилактической психологической работы с девушками, включая первичную профилактику и специальные занятия, ориентированные на принятие себя, для групп риска.
  • Существенным риском для подростков является кибербуллинг, вызывающий негативные переживания у жертвы и стимулирующий развитие агрессивных тенденций как у буллера (агрессора), так и у пострадавшей стороны. Рекомендуемая превенция может состоять в обсуждении с подростками кибербуллинга как явления, его морально-этических сторон, а при выявлении конкретных проявлений кибербуллинга – в индивидуальной работе как с агрессором, так и с жертвой.
  • Один из распространенных рисков для детей и подростков в сети интернет – сексуальный груминг, или сексуальные домогательства с целью эксплуатации детей взрослыми. Для предупреждения этого чрезвычайно вредоносного явления необходимо информировать детей и их родителей о возможных рисках и мерах по обеспечению информационной безопасности, безопасном поведении ребенка в интернете, а также о необходимости сообщения о попытках груминга в правоохранительные органы.
  • При различного рода коммуникациях в сети интернет подростки должны знать о возможности репутационных рисков, так как их действия, нарушающие этические нормы, могут впоследствии препятствовать реализации их планов (например, при поступлении в военные училища или другие учебные заведения).
  • Значительный риск представляют собой сообщества в интернете или индивидуальные чаты суицидальной направленности. Общая профилактика суицидов несовершеннолетних в образовательных организациях должна включать в себя отслеживание и пресечение подобных коммуникаций в сети интернет с привлечением Роскомнадзора и правоохранительных органов.
  • Риск пребывания в интернет-пространстве может быть связан с предъявлением несоизмеримых с возрастом ребенка требований к социальной компетентности, эмоциональному интеллекту, которые, в свою очередь, обуславливают радикальные изменения детской картины мира и «образа человека» в нем.
  • Возможно вовлечение легко поддающихся внушению детей и подростков с легкими и пограничными нарушениями в криминальные сообщества, освоение ими токсичных моделей поведения в играх, онлайн-коммуникациях; «уход» от реальной жизни в онлайн-пространство подростков с нарушениями общения, особенно страдающих одиночеством.
  • Виртуальная коммуникация о депрессии и суициде с использованием интернет-мемов также содержит риски. В последние годы получили распространение интернет-мемы, ставшие как элементом коммуникации, так и социальным символом. Набирают популярность так называемые «депрессивные мемы», это мемы, так или иначе использующие контекст депрессии, ее симптомов, суицида и суицидальных мыслей.
  • Социальную тревожность подростков и молодежи связывают в том числе и с предпочитаемым контентом в интернете. По данным Всемирной Психиатрической Ассоциации, социальная тревожность занимает третье место по распространенности среди психических расстройств после алкоголизма и депрессии. Подростки с высоким уровнем тревожности предпочитают онлайн-общение, потому что данный способ коммуникации позволяет им чувствовать себя в безопасности и контролировать ситуацию. У подростков и молодежи высокие значения суммарного показателя социальной тревожности связаны с высокой частотой использования интернета с целью «убить время». Это можно объяснить тем, что подобный способ помогает молодым людям с высоким уровнем социальной тревожности избегать реального общения с окружающими и связанных с этим неприятных переживаний и дистресса. Опасная сторона такой стратегии поведения – все большая утрата социальных навыков и рост социальных страхов как следствие стратегии избегания, что может приводить к формированию клинических форм социальной фобии. Это косвенно подтверждается тем, что показатели социальной тревожности у подростков растут по мере увеличения времени, проводимого в интернете.
  • Риск интернет-зависимости. Хотя интернет-аддикция распространяется практически на все возрастные группы, однако сенситивным возрастом является именно подростковый.
  • Риск использования механизмов морального самооправдания подростками в условиях информационной социализации. В условиях информационной социализации самоопределяющийся подросток сталкивается со значительным разнообразием представлений о социальных и моральных нормах. Изменение механизмов трансляции ценностей с увеличивающимся значением интернета, социальных сетей приводит к размыванию традиционных ценностных ориентиров предыдущих поколений. Социальная ситуация развития претерпевает изменения, что выражается в многообразии представлений о социальных и моральных нормах современных подростков. Происходит возрастание частоты встречаемости девиантного поведения в среде тинейджеров.

 

Практические рекомендации и предложения:

  • Необходимо повышение уровня цифровой грамотности и цифровой гигиены среди детей и подростков, а также их родителей и учителей.
  • Необходимо продолжать и развивать научно-исследовательскую работу по выявлению позитивных и негативных эффектов деятельности детей и подростков в сети интернет, определению конкретных рисков для их психического и личностного развития и разработке мер профилактики вредных последствий.
  • Необходимо исследовать влияние интернет-контента про депрессию и суицид (в частности, интернет-мемов) на настроение людей с этой симптоматикой и возможное усиление или, напротив, освобождение от суицидальных мыслей за счет психологического отреагирования. Возможно, использование таких мемов является новой своеобразной формой коммуникации людей с симптомами депрессии и суицидальными мыслями, своего рода призывом о помощи. Необходимы дальнейшие исследования в данной области.
  • Остается открытым вопрос о связи характера использования интернета: в частности, связи предпочитаемой в интернете информации с социальной тревожностью подростков и молодежи, что вызывает необходимость изучения этой проблемы.
  • Встает необходимость разработки тренингов безопасного поведения в интернете, которые не только создавали бы ресурс безопасности для подростка, но и способствовали развитию, а не редукции навыков общения, расширению интересов и возможностей развития личности в подростковом возрасте за счет амплифицированного общения.
  • Подчеркивается необходимость выявления пользователей с повышенным риском развития компьютерной аддикции или зависимости от социальных сетей. В качестве перспективного подхода в решении ряда практических задач профилактики компьютерной зависимости подростков может рассматриваться возможность выявления личностного ресурса как условия предупреждения подобного рода нарушений в поведении подростков.
  • Перед психологами остро стоят задачи изучения характера внутрисемейной коммуникации в условиях неизбежного присутствия интернета и гаджетов в семье, а также задача разработки средств профилактики нарушений детско-родительского взаимодействия и формирования у родителей способности к эффективной коммуникации с детьми, а у детей – способности к критическому, осознанному отношению к информации, содержащейся в интернете.
  • Необходимо выявить компьютерные игры, обладающие развивающим потенциалом для детей разных возрастов, провести исследование электронных игр, адресованных, прежде всего, детям раннего и дошкольного возраста.
  • Необходимо разработать критерии психолого-педагогической экспертизы компьютерных игр.
  • Необходимо провести цикл сравнительных исследований деятельности детей с реальными и виртуальными материалами (предметной, продуктивной, исследовательской деятельности), а также разных видов игры (ролевой, режиссерской, с правилами и пр.).
  • Предлагается проводить квалифицированную просветительскую работу психологов с родителями, педагогами и другими взрослыми, занимающимися с детьми и подростками, которая должна быть направлена как на ответственный подбор электронных игровых средств, так и на изменение отношения родителей к электронной игре как к средству, предоставляющему им время для себя.
  • Предлагается проводить фундаментальные исследования, направленные на логико-предметный и логико-психологический анализ игровой или познавательной задачи, включенной разработчиком в электронное устройство. Все больше социальных центров активно используют компьютерные программы и тренажеры для развития детей с умственной отсталостью. Необходимо собирать о них информацию, анализировать ее и распространять наиболее успешный опыт.
  • Необходима организация междисциплинарного комплексного исследования влияния ИКТ на реабилитацию и социализацию детей с различными особенностями развития в рамках культурно-исторической парадигмы, включающего метааналитические и лонгитюдные, качественные и количественные методы.
  • Предлагается провести исследование эффективности практики создания реабилитационной среды, основанной на использовании современных возможностей виртуальных, информационных и цифровых технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями доказательного подхода.

Доклады, признанные лучшими по результатам голосования участников конференции:

  1. Внутренняя структура развивающего цифрового ресурса для младших школьников

Чудинова Е.В., ведущий научный сотрудник, Психологический институт РАО (Москва, Россия)

  1. Виртуальная коммуникация о депрессии и суициде с использованием интернет-мемов

Костюхина Е.Д., студентка факультета «Консультативная и клиническая психология», ФГБОУ ВО МГППУ (Москва, Россия)

Холмогорова А.Б., доктор психологических наук, профессор, декан факультета консультативной и клинической психологии ФГБОУ ВО МГППУ (Москва, Россия)

  1. «Язык» и «речь» в системе онтогенеза психологических возможностей человека

Нечаев Н.Н., академик РАО, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» ФГБОУ ВО МГППУ (Москва, Россия)

  1. Отношение к собственному телу как фактор психологического благополучия современных подростков

Ерохина Е.А., магистрант программы «Детская и семейная психотерапия» ФГБОУ ВО МГППУ (Москва, Россия)

Филиппова Е.В., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, заведующая кафедрой детской и семейной психотерапии ФГБОУ ВО МГППУ (Москва, Россия)

Булыгина М.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры детской и семейной психотерапии ФГБОУ ВО МГППУ (Москва, Россия)

Коваль О.В., кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры детской и семейной психотерапии ФГБОУ ВО МГППУ (Москва, Россия)

Филиппова Ю.А., магистрант программы «Детская и семейная психотерапия» ФГБОУ ВО МГППУ (Москва, Россия)

  1. Связь родительского перфекционизма и самооценки подростков

Гареева Р.А., магистрант ФГБОУ ВО МГППУ (Москва, Россия)

Кочетова Ю.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры «Возрастная психология имени Л.Ф. Обуховой» ФГБОУ ВО МГППУ (Москва, Россия)

  1. Особенности предъявления и распознавания эмоций подростками и их родителями

Кедрова Н.Б., доцент кафедры детской и семейной психотерапии факультета консультативной и клинической психологии ФГБОУ ВО МГППУ (Москва, Россия)

  1. Культурно-специфические факторы сепарации студентов от родителей

Садовникова Т.Ю., кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия)

Дзукаева В.П., психолог, Центр психологической помощи населению (Москва, Россия)

  1. Цифровые технологии: современное средство социального взросления детей младшего школьного возраста

Стрельцова А.А., студент МГОУ, факультет психологии, кафедра начального образования (Мытищи, Россия)

Кузьминов Н.Н., доцент кафедры МГОУ, факультет психологии, кафедра начального образования (Мытищи, Россия)

  1. Поведенческие проявления эмпатии у детей раннего возраста

Томчук М.А., магистрант ФГБОУ ВО МГППУ (Москва, Россия)

Карягина Т.Д., доцент ФГБОУ ВО МГППУ (Москва, Россия)

  1. Родительский стресс российских матерей и его связь со стилем привязанности

Петрановская Л.В., руководитель учебных программ АНО ДО «Институт развития семейного устройства» (Москва, Россия)

Чеботарева Е.Ю., кандидат психологических наук, доцент, доцент факультета консультативной и клинической психологии ФГБОУ ВО МГППУ, доцент департамента психологии НИУ ВШЭ (Москва, Россия)

 

Источники: Отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек , Факультет "Психология образования", Факультет "Клиническая и специальная психология", Факультет "Социальная психология", Факультет "Консультативная и клиническая психология", Кафедра ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», Центр прикладных психолого-педагогических исследований, Сектор «Центр междисциплинарных исследований современного детства»

Связанное событие: VII Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития «Возможности и риски цифровой среды»