Прикладные исследования
Проект «Научно-методическое обеспечение механизмов развития инклюзивной образовательной среды в дошкольных и общеобразовательных организациях на современном этапе» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2022 г.
Руководитель проекта: доктор психологических наук Рубцов В.В.
Подразделение: Кафедра ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства»
Результаты проекта:
- Техническое задание по созданию цифрового модуля «Инклюзивная образовательная среда»
- Программа дополнительного профессионального образования по подготовке экспертов для оценки инклюзивной образовательной среды образовательной организации (объем – 36 часов).
- Критерии оценки лучших инклюзивных технологий и практик на основе доказательного подхода.
- Методические и дидактические материалы по созданию инклюзивной образовательной среды в дошкольных образовательных организациях.
- Методические и дидактические материалы по созданию инклюзивной образовательной среды в общеобразовательных организациях.
- Модель сетевого взаимодействия региональных образовательных организаций, включающая системное взаимодействие с НКО и общественными организациями, выполняющей функции ресурсного обеспечения развития инклюзивной образовательной среды.
Реализованные в рамках научного проекта теоретические подходы к изучению и проектированию механизмов развития инклюзивной образовательной среды в дошкольных и общеобразовательных организациях найдут дальнейшее применение в исследованиях проблем инклюзивного образования. Методические и дидактические материалы по созданию инклюзивной образовательной среды в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, модель сетевого взаимодействия региональных образовательных организаций, включая системное взаимодействие с НКО и общественными организациями, выполняющая функции ресурсного обеспечения развития инклюзивной образовательной среды, система критериев оценки лучших инклюзивных технологий и практик на основе доказательного подхода найдут применение в практической деятельности дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций по созданию инклюзивной образовательной среды, при разработке нормативных и правовых документов в части оценки (мониторинга, экспертизы, общественного контроля) качества инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях, в системе управления образованием. Разработанное в результате исследования техническое задание по созданию цифрового модуля «Инклюзивная образовательная среда» ориентировано на применение в практике для создания новых информационных ресурсов и ИКТ-инструментария как механизмов развития инклюзивной образовательной среды, ее общественной экспертизы составления электронного паспорта доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования. Разработанная дополнительная профессиональная программа подготовки экспертов для оценки инклюзивной образовательной среды образовательной организации ориентирована на применение в системе дополнительного профессионального образования и при проведении других обучающих мероприятий для экспертов в области инклюзивного образования. Поскольку реализация инклюзивного образования как гарантированного Законом Российской Федерации права детей с ограниченными возможностями здоровья основана на качестве инклюзивной образовательной среды, результаты исследования составляют научно-методическую основу развития нормативно-правовой базы оценки (мониторинга, экспертизы, общественного контроля) качества инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях.
Публикации по проекту:
- Быстрова Ю.А. Развитие социальной компетентности у подростков с ОВЗ в условиях инклюзивного образования // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 6. C. 102-114. ISSN печатной версии: 1814-2052. ISSN электронной версии: 2311-7273
- Быстрова Ю.А Ресурсы формирования психологической готовности педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде // Современный учитель: профессиональная компетентность и социальная значимость. Материалы І Международной научно-практической конференции. Том 1. Донецк: Изд-во Донецкого национального университета, 2022. – С. 93-98 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49417364
- Быстрова Ю.А. Практическая подготовка специалистов сопровождения для работы по специальной индивидуальной программе развития (СИПР) в инклюзивном классе // Наука и школа. – 2022. – №6. – С. 134-145 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49985258 4. Алехина С.В. Юдина Т.А. К проблеме психологической диагностики социальных компетенций школьников в инклюзивном образовании // Современная зарубежная психология. – 2022. – №4 ISSN: 2304-4977
Проект «Научно-методическое обеспечение экспериментальной апробации психодиагностических процедур для обследования кандидатов в замещающие родители, воспитанников и работников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2022 г.
Руководитель проекта: кандидат психологических наук Ослон В.Н.
Подразделение: Факультет «Психология образования»
Результаты проекта
- Разработано научно-методическое обеспечение апробации психодиагностических процедур для обследования кандидатов в замещающие родители, воспитанников и работников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
1.1. Разработаны научно-методические требования к проведению психодиагностических процедур для обследования кандидатов в замещающие родители, воспитанников и работников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- Проведена апробация трех психодиагностических комплексов для социально-психологического обследования воспитанников, кандидатов в замещающие родители и работников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 39 регионах РФ;
2.1. Подготовлены специалисты для проведения апробации и последующего внедрения психодиагностических комплексов в регионах РФ;
2.2. Проведена цифровизация психодиагностических методик;
2.3. Проведена валидизация психодиагностических комплексов;
2.4. Проанализированы экспертные оценки результатов апробации;
- Внесены коррективы в разработанные документы по итогам апробации.
- Составлены Методические рекомендации по проведению обследования кандидатов в замещающие родители, воспитанников и работников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Значимость для Российской Федерации:
Разработаны и апробированы единые требования к проведению психодиагностических процедур для социально-психологического обследования кандидатов в замещающие родители, воспитанников и работников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в РФ;
Представлен психодиагностический инструментарий для социально-психологического обследования кандидатов в замещающие родители, воспитанников и работников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошедший апробацию и доказавший свою валидность и надежность;
Подготовлена команда внедрения;
Разработанные Методические рекомендации расширяют доступ педагогов-психологов, психологов к разработанным психодиагностическим комплексам, что позволит повысить качество системы альтернативного воспитания такой сложной в психологическом, социальном, генетическом плане категории детей, как дети, оставшиеся без попечения родителей, а также качество жизни самого ребенка, что станет хорошей инвестицией в развитие будущего российского общества.
Публикации по проекту:
- Ослон В.Н., Одинцова М.А., Семья Г.В., Колесникова У.В., Зайцев Г.О. Психологические ресурсы работников организаций для детей-сирот с разным уровнем эмоционального интеллекта. Журнал «Психологическая наука и образование» 2022г.Том 27. N 6, С.155-159 DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2022270601 DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2022270601
ISSN: 1814-2052 ISSN: 1814-2052. ISSN: 2311-7273 (online)
Проект «Анализ социально-психологических, психолого-педагогических технологий сопровождения семей, в которых родители имеют риски возникновения зависимостей употреблений ПАВ или страдают зависимостями, разработка и апробация комплексных методических материалов для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2022 г.
Руководитель проекта: доктор психологических наук Семья Г.В.
Подразделение: Факультет «Психология образования»
Результаты проекта:
- Проведен анализ социально-психологических, психолого-педагогических технологий сопровождения семей, в которых родители имеют риски возникновения зависимостей употреблений ПАВ или страдают зависимостями в отечественной и зарубежной практике (число источников 114).
- Разработана единая концепция сопровождения семей с проблемой алкогольной и наркотической зависимости специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений н/л в рамках межведомственного взаимодействия.
- Разработана типология семей категории риска алкогольной или наркотической зависимости или страдающих зависимостями (8 типов).
- Разработаны Дорожные карты сопровождения семей с проблемой алкогольной и/или наркотической зависимости для каждой из 8 типов семей на основе работы со случаем.
- Разработаны алгоритмы работы различных специалистов с каждым членом семьи и семьей в целом.
- Проведен анализ законодательства, выявлены правовые проблемы организации сопровождения. Определена роль КДН и ЗП, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений н/л. Разработана организационная схема действий всех субъектов профилактики, от начала выявления неблагополучия, связанного с употреблением родителями ПАВ, до закрытия случая.
- Разработаны каталоги для специалистов: мероприятий в отношении родителей, страдающих зависимостями; видов помощи ребенку и реабилитационных мероприятий; мероприятий, направленных на повышение психологических ресурсов семьи; программ профилактики девиантного поведения (для детей).
- Разработаны диагностические материалы для психологов для оценки состояния и развития ребенка, пособие по нейропсихологическому сопровождению детей в семьях ПАВ.
- Разработаны комплексные информационные, методические, реабилитационные материалы для специалистов органов и учреждений системы профилактики. Разработано методическое пособие по сопровождению семей с рисками употребления ПАВ для специалистов системы учреждений субъектов профилактики.
- Проведена апробация (обсуждение разработанных комплексных информационно-методических материалов) в пяти регионах: Город Ленск (Республика Саха-Якутия); Город Печоры (Псковская область); Город Анадырь (Чукотский автономный округ); Город Череповец (Вологодская область); Город Москва (ЮЗАО, район Коньково).
Полученные материалы могут быть использованы для повышения профессионального уровня специалистов системы субъектов профилактики безнадзорности, специалистов, работающих в области профилактики сиротства, в том числе специалистов по социальной работе, психологов, чья работа с семьями группы риска приведет к увеличению числа кровных семей, которые изменили образ жизни и сохранили ребенка в семье.
Публикации по проекту:
- Барцалкина В.В., Третяк Э.В., Хромышева Е.В. Реабилитационный потенциал социально-психологического сопровождения семей с проблемами алкогольной или наркотической зависимости // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 6. C. 144—154. DOI:10.17759/pse.2022270611 DOI:10.17759/pse.2022270611
- Семья Г.В., Барцалкина В.В., Флорова Н.Б. Современный опыт системного реагирования на трудности детей и взрослых в проблемных семьях [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2022. Том 3. № 2-3. C. 16–33. DOI:10.17759/ssc.2022030202 DOI:10.17759/ssc.2022030202
- Барцалкина В.В., Моисеев О.О., Третяк Э.В., Хромышева Е.В. Социально-психологическая типология семей с проблемами алкоголизации и наркотизации [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2022. Том 3. № 2-3. C. 33–49. DOI:10.17759/ssc.2022030203 DOI:10.17759/ssc.2022030203
Проект «Научное и учебно-методическое сопровождение внедрения системы профессионального развития специалистов органов опеки и попечительства» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2022 г.
Руководитель проекта: доктор психологических наук Семья Г.В.
Подразделение: Факультет «Психология образования»
Результаты проекта:
- Разработаны методические материалы к учебно-методическим комплексам примерной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации для специалистов ООиП . По узконаправленным темам созданы видео- каталоги, записанные в профессиональной студии (разрешение 1920*1080. Формат MP4. Битрейт 10000 Кб/с, звук стерео). Общее время видео-занятий 417 минут или 7 часов.
- Определены образовательные потребностей по программам магистратуры в сфере ООиП и в сфере защиты прав и интересов детей. В опросе приняли участие 726 респондентов из 73 субъектов Российской Федерации. На основании предложений респондентов подготовлен перечень организаций высшего образования, в которых было бы целесообразно открыть магистерские программы «Опека и попечительство в отношении несовершеннолетних» и «Защита прав и интересов детей (123 вуза в 66 субъектах РФ).
- Разработана программа повышения квалификации «Подготовка специалистов, осуществляющих обучение по дополнительным профессиональным программам работников органов опеки и попечительства, в том числе с использованием дистанционных технологий» (72 часа, из них 56 часов – обязательный модуль и два углубленных модуля для психологов и юристов, объемом 14 часов) и научное, учебно-методическое обеспечение процесса обучения (32 УМК).
- Проведена апробация программы в форме обучения 65 специалистов высшей школы из 16 субъектов РФ на курсах повышения квалификации.
В экспертной оценке курса приняли участие 59 слушателей из 16 субъектов РФ, по результатам разработаны дополнительные обучающие материалы.
- Разработаны методические рекомендации по организации комплексного подхода к вопросам профессионального развития специалистов ООиП, которые позволяют разработать дорожные карты в регионах по профессиональному развитию специалистов ООиП.
Новизну исследования составляет разработка комплексной системы профессионального развития специалистов ООиП, включая обучение на всех уровнях образования; внедрение программы каскадного обучения специалистов ООиП (обучение специалистов, обучающих сотрудников ООиП).
Выполнение проекта отвечает Плану основных мероприятий, проводимых в рамках десятилетия детства, на период до 2027 года (п. 80, п. 81, п. 83, п.88, п.90), протокольным решениям Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей (протокол от 30 ноября 2020 г.) и Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства социальной сфере Москва (протокол от 30 ноября 2020 г.).
Публикации по проекту:
- Семья Г.В., Яровикова О.А., Лашкул М.В. Комплексный подход к профессиональному развитию специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 6. C. 170—182. DOI: 10.17759/pse.2022270613
- Лашкул М.В. Краткое описание курса дополнительной профессиональной программы «Подготовка специалистов, осуществляющих обучение по дополнительным профессиональным программам работников органов опеки и попечительства, в том числе с использованием дистанционных технологий» [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2022. Том 3. № 1. C. 81–92. DOI:10.17759/ssc.2022030106
Проект «Научно-методическая разработка и апробация системы выявления особых образовательных потребностей несовершеннолетних иностранных граждан и необходимого психолого-педагогического сопровождения процессов их обучения, социальной и культурной адаптации» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2022 г.
Руководитель проекта: кандидат психологических наук Хухлаев О.Е.
Подразделение: Кафедра этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования
Результаты проекта:
Проведена экспериментальная апробация программы психолого-педагогической оценки особых образовательных потребностей детей иностранных граждан в сферах психологического благополучия, социальных навыков и культурной адаптации.
Разработана научно-методологическая концепция программы психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации детей иностранных граждан.
Подготовлен пакет инструментария программы психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации детей иностранных граждан.
Подготовлены методические рекомендации по проведению программы психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации детей иностранных граждан.
Данные результаты внесли значимый вклад в выполнение поручения Президента РФ по итогам заседания Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям 30.03.2021 п. 2б) «Принять меры в целях обеспечения разработки, апробации и внедрения системы выявления особых образовательных потребностей несовершеннолетних иностранных граждан, в том числе оценки уровня владения ими русским языком, а также механизмов дополнительной языковой подготовки, достаточной для освоения образовательных программ, и необходимого психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации» а также обеспечивают выполнение п.2 «Комплекса мер по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования на период до 2025 г.».
Публикации по проекту:
- Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю. Образовательные достижения учащихся в школах с высокой численностью детей-мигрантов // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 5. С. 46–56. doi:10.17759/pse.2022270504
Проект «Диагностика трудностей в обучении у обучающихся начальной школы» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
- Аннотация проекта
- Период реализации: 2022 г.
- Руководитель проекта: доктор психологических наук Исаев Е.И.
- Подразделение: Факультет «Психология образования»
- Результаты проекта:
- Составлено описание основных трудностей в обучении у обучающихся начальной школы в коммуникативной сфере и социальной адаптации, в сфере общеучебных и универсальных действий.
- Проведены анализ и отбор диагностических методик по выявлению основных трудностей в обучении у обучающихся начальной школы в коммуникативной сфере и социальной адаптации, в сфере общеучебных и универсальных действий.
- Разработана программа диагностики трудностей в обучении у обучающихся начальной школы в коммуникативной сфере и социальной адаптации, в сфере общеучебных и универсальных действий, включающая семь методик. Программа опубликована на сайте МГППУ https://mgppu.ru/news/11836
- Проведено экспериментальное обоснование и апробация программы диагностики трудностей в обучении у обучающихся начальной школы (в 4 классе) в коммуникативной сфере и социальной адаптации, в сфере общеучебных и универсальных действий, в пяти субъектах Российской Федерации: Волгоградская область, Липецкая область, Самарская область, Чувашская республика, Республика Татарстан. В ходе апробации была собрана выборка более 2500 обучающихся 4 класса. Экспериментальное обоснование программы было проведено на итоговой выборке, которую составил 2031 ученик 4 класса. Результаты экспериментальной апробации показали обоснованность исходных теоретических предположений о сферах и формах проявления трудностей в обучении у младших школьников и валидность методик диагностики конкретных проявлений трудностей в выделенных сферах. Экспериментальные результаты программы диагностики трудностей в обучении у обучающихся четвертых классов начальной школы в коммуникативной сфере и социальной адаптации, в сфере общеучебных и универсальных действий показали, что по каждой представленной в ней методике были выделены обучающиеся, продемонстрировавшие один из пяти уровней выполнения предложенных заданий: высокий уровень, возрастную норму, немного ниже нормы, низкий уровень, очень низкий уровень умственного, коммуникативного, социального развития. Уровни умственного, коммуникативного, социального развития ниже нормы, низкий уровень, очень низкий уровень являются основаниями для квалификации результатов диагностики как проявившихся у обучающихся трудностей в определенной сфере образовательного процесса: коммуникативной, в области социальной адаптации или в области общеучебных и универсальных действий, определяющей необходимость проведения психолого-педагогической работы по их преодолению.
- Разработан модуль программы дополнительного профессионального образования педагогов начального общего образования и педагогов-психологов по повышению их квалификации в области диагностики трудностей в обучении у обучающихся начальной школы в коммуникативной сфере и социальной адаптации в объеме 48 часов.
Практическая значимость:
Разработка системы диагностики трудностей в обучении у обучающихся 4 классов создаст новые возможности для педагогов и педагогов-психологов в выявлении и коррекционно-развивающей работе с обучающимися с трудностями в обучении, индивидуализации обучения, будет способствовать сопровождению обучающихся при переходе в основную школу.
Потенциальные пользователи: учителя начальных классов, педагоги-психологи общеобразовательных организаций; профессорско-преподавательский состав педагогических университетов, реализующий психолого-педагогический модуль в программах бакалавриата.
Партнеры по апробации и внедрению результатов: Федеральные центры научно-методического сопровождения педагогических работников.
Публикации по проекту:
- Исаев Е.И., Косарецкий С.Г., Королева Я.П. Современные модели профилактики и коррекции трудностей в обучении в работе школьных служб поддержки в зарубежных странах [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 3. С. 17–26. DOI: 10.17759/jmfp.2022110302
- Лобанова А.В., Хаперская А.Ю. Реализация моделей мотивации в условиях смешанного обучения: обзор зарубежных исследований [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 3. С. 71–83. DOI: 10.17759/jmfp.2022110307
Разработка и внедрение цифровой адаптивной платформы для обучения программированию с функцией формирования навыков командной работы
Период реализации: сентябрь 2020 – февраль 2022 г
Руководитель проекта: Попков С.И.
Подразделения: Факультет "Информационные технологии"
Результаты проекта: Отчет
Публикации по проекту:
Попков С.И. Особенности программной реализации цифровой адаптивной платформы для обучения программированию с функцией формирования навыков командной работы // Моделирование и анализ данных. 2020. Том 10. № 3. С. 85–100. https://doi.org/10.17759/mda.2020100307
Попков С.И. Организация клиент-серверного взаимодействия на одной электронно- вычислительной машине // Моделирование и анализ данных. 2020. Том 10. № 4. С. 60–78. doi:10.17759/mda.2020100406 https://doi.org/10.17759/mda.2020100406
Социальные аспекты формирования индивидуального опыта в онтогенетическом развитии
Социальные аспекты формирования индивидуального опыта в онтогенетическом развитии
Период реализации: июнь 2019 – декабрь 2022
Руководитель проекта: Александров Ю.И.
Подразделение: Институт экспериментальной психологии, лаборатория нейрокогнитивных исследований индивидуального опыта
Результаты проекта: Отчет
Публикации по проекту:
- Sozinova, I. M. Spectral parameters of heart rate variability as indicators of the system mismatch during solving moral dilemmas / I. M. Sozinova, Y. I. Alexandrov, K. R. Arutyunova // Studies in Computational Intelligence. – 2020. – Vol. 856. – P. 138-143. – DOI 10.1007/978-3-030-30425-6_15. https://mgppu.ru/resources/science/Projects/psyfiz/Sozinova2019_Chapter_SpectralParametersOfHeartRateV.pdf
- Созинова, И. М. Психофизиологические закономерности формирования разных стратегий решения конфликтных ситуаций между "своими" и "чужими" / И. М. Созинова, А. В. Бахчина, Ю. И. Александров // Вопросы психологии. – 2020. – № 3. – С. 147-157.
- Арутюнова К.Р., Созинова И.М., Александров Ю.И. Мозговые основы моральной оценки действий [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 2. С. 67–81. doi:10.17759/jmfp.2020090206 https://psyjournals.ru/jmfp/2020/n2/Arutyunova_et_al.shtml
- Различия мозгового обеспечения решения аналитических и холистических задач / В. В. Апанович, Э. А. Арамян, М. С. Дольникова, Ю. И. Александров // Психологический журнал. – 2021. – Т. 42. – № 2. – С. 45-60. – DOI 10.31857/S020595920014240-0. https://ras.jes.su/psy/s020595920014240-0-1
- Созинова И.М. Тридцать второй международный конгресс по психологии (the 32th international congress of psychology) // Психологический журнал. 2021 (подана в журнал).
«Комплексное сопровождение детей с РАС на основе доказательного подхода» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2021 – 2022
Руководитель проекта: кандидат педагогических наук Хаустов А.В.; кандидат биологических наук Давыдова Е.Ю.
Подразделение: Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра
Результаты проекта:
За 2021 г. были достигнуты следующие результаты:
Были разработаны два принципиально важных инструмента в области разработки оценки эффективности практик работы с РАС в рамках доказательного подхода:
- Алгоритм описания практики работы с детьми с РАС, который включает в себя все необходимые сведения о практике для организации исследований ее эффективности;
- Протокол независимой оценки результативности практик, основная цель которого состоит в предоставлении необходимой информации о показателях эффективности практики для организации исследований и последующего экспертного заключения. Практическая значимость протокола состоит в том, что его использование позволит специалисту-разработчику и независимому эксперту контролировать соответствие диагностических инструментов заявленным целям практики, планировать исследование в соответствии с этапами реализации практики и оценивать динамику показателей развития детей и достижения целей практики.
- С помощью разработанного Алгоритма были описаны три инновационные технологии, принадлежащие разным сферам комплексного сопровождения детей с РАС: консультативно-диагностическая помощь семье, обучение и развитие, социализация и социокультурная интеграции.
- В результате пилотных исследований по каждой из представленных практик был собран первый срез данных, свидетельствующий о результативности их применении.
- В ходе проведенного мониторинга опыта работы региональных ресурсных центров с детьми с РАС была получена актуальная информация о методах диагностики, развития и обучения, применяемых специалистами в работе с людьми с РАС, свидетельствующая о достаточно высокой распространенности практик с доказанной эффективностью в работе с людьми с РАС (более 50% всех отмеченных практик были отнесены к этой категории).
- Результаты НИР отражены в 8 научных журнальных статьях и были доложены на 12 научно-практических мероприятиях, в том числе на заседании рабочей группы по вопросам образования и психолого-педагогической помощи лицам с расстройствами аутистического спектра Совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (детей-инвалидов).
За 2022 г. были достигнуты следующие результаты:
Проведена научно-практическая школа по организации исследований эффективности практик работы с РАС для специалистов. Проведено 7 онлайн-сессий и индивидуальные консультации для участников по описанию практик работы с РАС с учетом требований доказательного подхода. В школе приняли участие 104 специалиста из 21 региона РФ. Участники школы обучались применению алгоритма описания практик работы с детьми с РАС, разработанного на первом этапе НИР, который включает в себя все необходимые сведения о практике для организации исследований ее эффективности. Программа и материалы научно-практической школы по организации исследований эффективности практик работы с РАС могут быть использованы в работе системы экспертной помощи и научного сопровождения разработчиков практик работы с РАС.
Потенциальные пользователи: ВУЗы, региональные ресурсные центры.
С помощью разработанного алгоритма были описаны три инновационные технологии, принадлежащие разным сферам комплексного сопровождения детей с РАС: адаптивная физкультура, обучение чтению и развитие речи, организация тьюторского сопровождения класса. Оформленные технологии могут быть внедрены в практику работы с детьми с РАС специалистами психолого-педагогического сопровождения.
Партнеры по апробации и внедрению – специалисты Региональных ресурсных центров и других организаций, осуществляющих обучение и сопровождение детей с РАС. Взаимодействие осуществляется на основе 25 соглашений о сотрудничестве с региональными органами исполнительной власти субъектов РФ).
Проведен анализ результатов мониторинга опыта работы с детьми с РАС с целью выявления перспективных технологий сопровождения в региональных ресурсных центрах. В мониторинге приняли участие представители 135 организаций, включая 48 региональных ресурсных центров из 42 регионов России. Была получена актуальная информация о диагностических методах, применяемых в РРЦ, возрастных характеристиках лиц, получающих помощь в РРЦ, трудностях организации помощи. Были выявлены дефициты в обеспечении организаций, оказывающих помощь лицам с РАС, современными диагностическими методами, методическими материалами, дефицит квалифицированных кадров. Отмечается неравномерность охвата коррекционно-развивающей работой людей с РАС разных возрастных категорий. Результаты анализа позволили сделать вывод о перспективных направлениях развития системы помощи лицам с РАС.
Получено свидетельство о регистрации изобретения «Способ диагностики синдрома умственной отсталости, сцепленной с ломкой хромосомой X (FXS) у детей и подростков в возрасте от 3-х до 19 лет по данным спектрального анализа ЭЭГ». Изобретение предназначено для использования при дифференциальной диагностике РАС специалистами по функциональной диагностике по ЭЭГ.
Результаты НИР отражены в 9 научных журнальных статьях и были освещены на 14 научно-практических мероприятиях, в том числе на Всероссийском педагогическом конгрессе «Подготовка учителя будущего поколения России».
Публикации по проекту:
- Переверзева Д.С., Мамохина У.А., Давыдова Е.Ю., Лопухина А.А., Арутюнян В.Г., Хаустов А.В. Особенности понимания речи у детей с РАС младшего школьного возраста // Клиническая и специальная психология. 2021. Том 10. № 4. С. 137–161. doi:10.17759/cpse.2021100407. https://psyjournals.ru/psyclin/2021/n4/Pereverzeva_et_al.shtml
- Давыдова Е.Ю., Хилькевич Е.В., Хаустов А.В., Давыдов Д.В., Сорокин А.Б. Исследование проблем организации инклюзивной среды для работы с детьми с РАС в музеях различного профиля // Консультативная психология и психотерапия. 2021. Том 29. No 4. С. 95—110. doi:10.17759/cpp.2021290406. https://psyjournals.ru/mpj/2021/n4/Davydova.shtml
- Дон Г.В., Ерофеева Ю.И., Салимова К.Р., Давыдова Е.Ю., Хаустов А.В. Комплексная оценка результативности технологии индивидуализации АООП дошкольного образования для детей с РАС «Скорошкольник» // Аутизм и нарушения развития. 2021. Том 19. № 4. С. 70–85. doi:10.17759/autdd.2021190408. https://psyjournals.ru/autism/2021/n4/don_et_al.shtml
- Громова М.А. Горбачевская Н.Л., Мамохина У.А., Данилина К.К. Связь сенсорного профиля с поведенческими проблемами и психофизиологическими маркерами у детей младшего школьного возраста с РАС // Аутизм и нарушения развития. 2021. Том 19. № 4. С. 5–14. doi:10.17759/autdd.2021190401. https://psyjournals.ru/autism/2021/n4/Gromova_et_al.shtml
- Переверзева Д.С., Тюшкевич С.А., Брагинец Е.И. Опыт адаптации инструмента оценки академических достижений с учетом особенностей детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2021. Том 19. № 4. С. 15–23. doi:10.17759/autdd.2021190402. https://psyjournals.ru/autism/2021/n4/Pereverzeva_et_al.shtml
- Панцырь С.Н., Красносельская Е.Л., Данилина К.К., Давыдова Е.Ю., Хаустов А.В. Программа консультивного психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с РАС, «Кашенкин луг». Опыт оценки эффективности // Аутизм и нарушения развития. 2021. Том 19. № 4. С. 50–61. doi:10.17759/autdd.2021190406. https://psyjournals.ru/autism/2021/n4/Pantsyr_et_al.shtml
- Тюшкевич С.А., Мовчан А.А., Ерофеева Ю.А., Дон Г.В., Давыдова Е.Ю. Исследование специфики проявлений стереотипного поведения у детей с РАС 6-7 лет в условиях групповых занятий в очном и дистанционном формате обучения // Дефектология. 2021. № 6. С. 15—25. https://elibrary.ru/item.asp?id=47436863
- Хилькевич Е.В. Внеурочная деятельность обучающихся с РАС и оценка эффективности ее реализации на примере программы «Идем в музей!» // Аутизм и нарушения развития. 2021. Том 19. № 4. С. 62–69. doi:10.17759/autdd.2021190407. https://psyjournals.ru/autism/2021/n4/hilkevich.shtml
- Нигматуллина И. А., Садретдинова Э. А., Долотказина А. Р. [и др.] Система комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра: региональный опыт // Образование и Саморазвитие. 2022. Т. 17. № 3. С. 296-316. DOI:10.26907/esd.17.3.21
- Мамохина У.А., Переверзева Д.С., Тюшкевич С.А., Хаустов А.В., Давыдова Е.Ю. Проблемы и перспективы реализации доказательного подхода в рамках деятельности региональных ресурсных центров по сопровождению лиц с РАС // Аутизм и нарушения развития. 2022. Том 20. № 3. С. 15–25. doi:10.17759/autdd.2022200302
- Хаустов А.В., Шумских М.А. Динамика в развитии системы образования детей с расстройствами аутистического спектра в России: результаты Всероссийского мониторинга 2021 года // Аутизм и нарушения развития. 2022. Том 20. № 3. С. 6–14. doi:10.17759/autdd.2022200301
- Хилькевич Е.В., Стейнберг А.С., Хаустов А.В. Создание специальных условий при обучении студентов с РАС по специальностям творческой направленности // Аутизм и нарушения развития. 2022. Том 20. № 2. С. 53–61. doi:10.17759/autdd.2022200207
- Переверзева Д.С., Тюшкевич С.А., Улас Е.В., Горбачевская Н.Л. Спектр синдромальных нарушений при экспансии CGG-повторов промотора гена FMR1: патогенетические механизмы и клинические проявления // Журнал Высшей Нервной Деятельности Им. И.П. Павлова. 2022. 72(3), 293–316. DOI:10.31857/S004446772203008X
- Шмелева Е.В., Давыдова Е.Ю., Тюшкевич С.А., Шведовский Е.Ф., Хаустов А.В. Организация тьюторского сопровождения учебного процесса младших школьников с РАС: технология «Классный тьютор» // Аутизм и нарушения развития. 2022. Том 20. № 4. C. 3—16. DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2022200401
- Соловьева М.В., Давыдов Д.В. Технология организации занятий адаптивной физкультурой для детей с РАС «АутФитнес» // Аутизм и нарушения развития. 2022. Том 20. № 4. C. 17—25. DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2022200402
- Никонова Н.А., Павлова Ю.Б., Данилина К.К., Салимова К.Р., Давыдова Е.Ю. Формирование навыков чтения у детей с РАС по авторской методике «Мастерская речи» // Аутизм и нарушения развития. 2022. Том 20. № 4. C.26—38. DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2022200403
- Давыдова Е.Ю., Сорокин А.Б., Давыдов Д.В., Тюшкевич С.А, Хаустов А.В На пути к доказательности: принципы описания практик помощи лицам с РАС// Клиническая психология Том 11. № 4. C.264—279. DOI: 10.17759/cpse.2022110411