КоммерсантЪ, Комсомолка, Naked Science, RT: выступления спикеров МГППУ в СМИ
СМИ о нас
«КоммерсантЪ»: Выпускники школ стали самостоятельнее в выборе жизненного пути.
Заведующая кафедрой педагогической психологии МГППУ Татьяна Егоренко отмечает, что такая практика гораздо более распространена за границей: «А в России gap year скорее является вынужденной мерой. Его причины – низкий для поступления балл ЕГЭ или средний балл аттестата, неудачно пройденное вступительное испытание или проблемы, связанные со здоровьем». Эксперт добавляет, что gap year в России чаще выбирают выпускники колледжей или свежеиспеченные бакалавры. «Существует ряд положительных примеров, в которых gap year способствовал личностному и профессиональному самоопределению человека, – замечает психолог. – Однако есть и отрицательные, такие как погружение в состояние FOMO (Fear of Missing Out, синдром упущенной выгоды. – «Ъ». Это ощущение, что жизнь проходит мимо: когда твои бывшие одноклассники делятся новыми впечатлениями, переживаниями, успехами, а у тебя таких ощущений нет и поделиться нечем».
Начало учебного года – это как выход на стартовую позицию марафона, длиною в год. И детям, и родителям стоит начать дистанцию с выгодной отправной точки и уж точно важно не попасть сразу в капкан «синдрома 7 сентября», когда к концу первой учебной недели колоссальное количество школьников (и дошкольников) подхватывают какой-нибудь вирус и уходят на больничный не только из-за инфекций, но и из-за «вируса» стресса.
Как вдохновить ребенка на учебу, – делится с «Комсомольской правдой» Анна Адаскина, доцент кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования» МГППУ, кандидат психологических наук.
Почему много смартфона для малышей не хорошо и как помочь ребенку с пользой владеть этим гаджетом, рассказал «Комсомолке» кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретических основ социальной психологии МГППУ Никита Кочетков.
Психологи часто предлагают изменить жизнь, начав с себя. Присмотритесь к рядовым ситуациям и устоявшимся паттернам в рабочей рутине. Как часто вы сидите в ресторане с телефоном в руках или едете в такси, постоянно подгоняя водителя? Наверное, многие узнали себя. Журнал для умных и разборчивых разбирается вместе с психологом Никитой Лаврешкиным, как изменить отношение к привычным вещам и повысить качество жизни с помощью простых техник.
По данным Росстата, с января по апрель 2023 года число браков в стране, по сравнению с тем же периодом прошлого года, уменьшилось на 8,5 тысяч. При этом самое большое число разводов в «патриархальных» республиках – на Кавказе. Почему ячейки общества сейчас распадаются чаще, чем 20 лет назад и как сделать развод безболезненным для ребенка, выяснял корреспондент Добро.Журнала. По словам Дарьи Ведмицкой, психолога Союза охраны психического здоровья, преподавателя Московского государственного психолого-педагогического университета, статистика сегодня, действительно пугает.
В норме страх высоты есть у всех людей – это естественная реакция на опасную ситуацию. Однако иногда этот страх принимает неадекватную форму фобии – в этом случае он начинает мешать нормальной жизни человека. У фобии есть ряд признаков – прежде всего, она всегда нарастает со временем, а кроме того, проявляется даже на совсем незначительной высоте. От этом в интервью RT рассказала доктор психологических наук, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии факультета «Экстремальная психология» МГППУ Марина Розенова. По ее словам, фобия поддается коррекции, для чего нужно обратиться за профессиональной помощью. Также следует обращать внимание на такие проявления у детей и вовремя начинать работу с психологом.
«КоммерсантЪ»: Как можно помочь школьникам, испытывающим трудности в учебе.
Многие родители недовольны школьным образованием, школа часто становится небезопасным местом, поэтому растет число детей, которые обучаются дома. О том, что мешает детям полноценно учиться в школе, как и благодаря чему школьники, отстающие в учебе, могут преодолевать трудности и поступать в вузы и как родители могут помочь своим детям в учебном процессе, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Виктор Зарецкий рассказал спецкору «Ъ» Ольге Алленовой.
Naked Science: Исследователи из лаборатории «Биосоциальные и индивидуально-личностные детерминанты повышения пенсионного возраста» под руководством профессора кафедры научных основ экстремальной психологии МГППУ Татьяны Березиной в течение года оценивали показатели биопсихологического старения пенсионеров, посещающих и не посещающих занятия по социальным программам. Ученые выяснили, что при отсутствии поддерживающих тренировок происходит естественное старение организма.
Ученые МГППУ представили новый подход к созданию систем психологической диагностики. Разработка представляет собой инструменты искусственного интеллекта, которые оценивают компоненты деятельности испытуемых при выполнении специализированных заданий. В рамках этого подхода предложены математические модели и методы, позволяющие разрабатывать и программно реализовывать средства адаптивной диагностики.
«Одним из преимуществ нового подхода является представление процесса психологической диагностики с помощью небольшого числа кубитов, которое значительно меньше количества состояний марковского процесса, описывающего процесс выполнения тестовых заданий», – рассказывает российскому научно-популярному изданию Naked Science профессор Лев Куравский, декан факультета «Информационные технологии» МГППУ. При этом для формирования решения используется только та информация, которая значима для диагностики.
1 сентября отметила 15-летний юбилей служба «Детский телефон доверия» Московского государственного психолого-педагогического университета, – сообщает своим читателям «Учительская газета». За эти годы на линию телефона доверия поступило более 420 тысяч звонков от детей, их родителей, законных представителей и других граждан, находящихся в кризисной ситуации. Квалифицированные психологи-консультанты круглосуточно, анонимно и бесплатно оказывают экстренную помощь.
«Психологическая газета»: Научно-исследовательский проект «Концепция новой подростковой школы» реализуется Московским государственным психолого-педагогическим университетом в целях поиска пути преодоления кризиса современной школы. МГППУ, как крупнейший психологический вуз страны, инициирует процесс создания такой школы, которая будет отвечать потребностям сегодняшнего ребенка и подростка, родителя и учителя. При этом важно ориентироваться на задачи общества будущего и, в то же время, опираться на фундаментальные принципы отечественной психологии. Мы считаем, что сегодня школе необходим поиск принципиально новых подходов по отношению к образовательному процессу, масштабный эксперимент – пробы, моделирование и исследование новых способов и инструментов, новых практик и технологий.
Электронное издательство «Юрайт» собрало мнения экспертов о мотивации обучающихся: как преподаватель побуждает студентов прикладывать усилия к учебе.
Доцент кафедры «Юридическая психология и право» факультета «Юридическая психология» МГППУ Екатерина Бойкина убеждена, что именно от преподавателя зависит то, насколько обучающийся будет заинтересован в получении новых знаний и навыков в стенах университета: «На мой взгляд, преподаватель – главный субъект в мотивации студентов. Главная задача педагога – показать учащимся всю палитру образовательных возможностей, ситуативных факторов. Именно преподаватель совершает действия, которые побуждают студентов прикладывать усилия в образовательном процессе».
Проект «Растимдетей.рф»: Ученые нашли новый способ повышения мотивации ребенка к обучению.
О том, как необходимо и важно учиться, знают и взрослые, и дети. Однако если одним школьникам учеба дается легко, то другим для получения знаний нужна весомая мотивация. Поиском эффективных способов такой мотивации занялись специалисты Московского государственного психолого-педагогического университета.
«Результат проведенного эксперимента показал, что для детей такой формат урока является очень интересным, а также повышается результативность обучения: материал лучше усваивается и запоминается благодаря положительным эмоциям и групповой работе», – рассказывает Алла Николаева, заведующая кафедрой «Теория и практика управления» МГППУ.
Переезд в другую страну, другой город, даже в другой район – это всегда стресс как для родителей, так и для ребенка. Ведь в этой ситуации детям кажется, что весь привычный мир рухнул, а строить новый очень страшно. Именно поэтому так важно быть рядом с ребенком в подобные моменты, поддерживать его, говорить нужные слова. О том, как правильно это сделать, помочь адаптироваться в новой реальности и настроиться на учебу в новой школе, расскажет кризисный психолог, специалист Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования РФ (МГППУ) Анна Шипилова.