Школьный климат
Реестр лучших практик, направленных на формирование благоприятного социально-психологического климата в учебных коллективах, профилактику травли и иных видов социально опасного поведения среди участников образовательных отношений
Проблематика предотвращения и выявления травли и иных видов социально опасного поведения среди участников образовательных отношений является актуальной в связи с негативным влиянием данных явлений на формирование и обеспечение психологической безопасности образовательной среды, а также для обеспечения защиты участников образовательных отношений от угроз (в том числе препятствующих благополучию их психического здоровья), установления и поддержания благоприятного социально-психологического климата, чувства психологического благополучия.
Особая важность данной проблемы подчеркивается на государственном уровне. Так, в положениях Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2023 г. № 358, детство признается важным этапом развития человека, что обуславливает необходимость «…создания безопасных условий для реализации прав и законных интересов ребенка, подготовки детей к полноценной жизни в обществе…», одной из основных задач в сфере профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении их, является «профилактика агрессивного поведения детей и их травли». В план реализации Концепции развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2030 года (утвержден Минпросвещения России 18 июня 2024 года № СК-13/07вн) включены пункты 9, 19, 20, 35, 41, 45, 53, посвященные организации деятельности по профилактике травли в образовательной среде.
В 2024/25 учебном году по инициативе Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере впервые был проведен Всероссийский конкурс реализации комплексных профилактических мероприятий по формированию благоприятного социально-психологического климата «Школа#безОбид» (далее – Конкурс). Организатором конкурса выступило Министерство просвещения Российской Федерации, оператором Конкурса – Федеральный координационный центр по обеспечению развития психолого-педагогической помощи в системе образования Российской Федерации федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет».
Материалы победителей и призеров Конкурса представлены в Реестре лучших практик, направленных на формирование благоприятного социально-психологического климата в учебных коллективах, профилактику травли и иных видов социально опасного поведения среди участников образовательных отношений (далее – Реестр). В Реестре систематизированы успешные методы и подходы, которые зарекомендовали себя в качестве эффективных инструментов для формирования благоприятного социально-психологического климата в учебных коллективах, профилактики травли и иных видов социально опасного поведения среди участников образовательных отношений.
Материалы, представленные в Реестре, адресованы педагогам-психологам (психологам в сфере образования), социальным педагогам и иным педагогическим работникам образовательных организаций; представителям администрации и сотрудникам центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; представителям исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, представителям муниципальных органов управления образованием.
| Название, описание практики | Субъект Российской Федерации | Цель реализации практики |
| «Система реагирования и восстановительной работы с классом при выявлении случая травли», организационная практика создания системы формирования благоприятного социально-психологического климата в учебных коллективах, профилактику травли и иных видов социально опасного поведения среди участников образовательных отношений в образовательной организации» | Калининградская область | Формирование безопасной и психологически комфортной образовательной среды через: системное предотвращение случаев травли и социально опасного поведения; оперативное реагирование на выявленные случаи травли с применением восстановительных технологий; развитие навыков конструктивного общения у всех участников образовательных отношений. |
| «Ступенями добра», организационная практика создания системы формирования благоприятного социально-психологического климата в учебных коллективах, профилактику травли и иных видов социально опасного поведения среди участников образовательных отношений в образовательной организации» | Ленинградская область | Организация системной работы по созданию в образовательной организации безопасной и комфортной социально-психологической среды, которая может стать базой профилактики травли и других видов социально опасного поведения, а также развития у участников образовательных отношений навыков конструктивного взаимодействия друг с другом, доверия и взаимного уважения |
| «Школа - территория добра», практика научно-методического сопровождения участников образовательных отношений по вопросам создания благоприятного социально-психологического климата, профилактики травли и иных форм социально опасного поведения.» | Нижегородская область | Повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательных отношений в вопросах профилактики травли и иных форм социально опасного поведения |
| «Справимся вместе», организационная практика сетевого и межведомственного взаимодействия, направленного на формирование благоприятного социально-психологического климата в учебных коллективах, профилактику травли и иных видов социально опасного поведения среди участников образовательных отношений» | город Москва | Использование ресурсов государственных и негосударственных организаций города Москвы в рамках сетевого и межведомственного взаимодействия с образовательной организацией с целью обеспечения условий формирования благоприятного социально-психологического климата, профилактики травли и иных видов социально опасного поведения в коллективе обучающихся на основе ценностей восстановительного подхода |
| Республика Крым |
Профилактика травли, формирование культуры школьной дружбы в учебном коллективе, навыков конструктивного общения и поддержки среди обучающихся через создание устойчивой системы разрешения конфликтов, развития эмоционального интеллекта и социальной ответственности на основе традиционных российских нравственных ценностной и артековских традиций воспитания |
|
| «Единство в разнообразии: преодоление травли в многонациональной школе», программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на формирование благоприятного социально-психологического климата, профилактику травли и иных форм социально опасного поведения среди участников образовательных отношений в образовательной организации» |
Республика Татарстан |
Профилактика травли, связанной с межкультурными противоречиями среди обучающихся |
| «Профилактика травли обучающихся из числа детей участников (ветеранов) специальной военной операции», программа психолого–педагогического сопровождения, направленная на формирование благоприятного социально–психологического климата, профилактику травли и иных форм социально опасного поведения среди участников образовательных отношений в образовательной организации» |
Смоленская область |
Создание психологически безопасной образовательной среды и предотвращение травли адресной группы обучающихся, а также минимизация негативных последствий травли |