ЦОС "Цифровой психолог"
Цифровой образовательный сервис «Цифровой психолог» (далее – ЦОС «Цифровой психолог», система) разработан в рамках реализации подпункта «е» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 30 сентября 2021 года № Пр-1845 по итогам встречи Президента Российской Федерации с общественностью по вопросам общего образования, состоявшейся 25 августа 2021 года, и Концепции создания государственной информационной системы «Цифровая платформа оказания психологической помощи несовершеннолетним обучающимся, их родителям (законным представителям), утвержденной заместителем Министра просвещения Российской Федерации А.В. Зыряновой от 07.06.2023 года.
Федеральный координационный центр по обеспечению развития психолого-педагогической помощи в системе образования Российской Федерации ФГБОУ ВО МГППУ (далее – ФКЦ МГППУ) осуществляет методическое обеспечение функционирования ЦОС «Цифровой психолог», а также оказывает консультационную поддержку авторизованных педагогов-психологов (психологов в сфере образования) по вопросам оказания психолого-педагогической помощи несовершеннолетним обучающимся, родителям (законным представителям) в системе.
Ответы на часто задаваемые вопросы авторизованных педагогов-психологов (психологов в системе образования) в ЦОС «Цифровой психолог»
- Какие пользователи подключаются к ЦОС «Цифровой психолог» в первую очередь?
Ответ: В настоящее время в цифровом образовательном сервисе «Цифровой психолог» (далее – ЦОС «Цифровой психолог») авторизуются педагоги-психологи (психологи в сфере образования) центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Педагоги-психологи (психологи в сфере образования) общеобразовательных организаций будут авторизовываться в ЦОС «Цифровой психолог» на следующем этапе внедрения сервиса в систему образования Российской Федерации.
- Каков порядок авторизации в ЦОС «Цифровой психолог», и какие категории пользователей смогут обращаться к педагогам-психологам (психологам в сфере образования) через данную платформу после завершения регистрации?
Ответ: Авторизация в ЦОС «Цифровой психолог» осуществляется централизовано. В субъектах Российской Федерации координируется работа по авторизации педагогов-психологов (психологов в сфере образования) поэтапно. К авторизованным пользователям из числа педагогов-психологов (психологов в сфере образования) на консультацию записываются родители (законные представители), позднее будет доступна запись на консультацию для несовершеннолетних обучающихся.
- Какие категории пользователей могут обращаться за консультацией по оказанию психолого-педагогической помощи в ЦОС «Цифровой психолог» и как происходит планирование консультаций?
Ответ: Пользователями ЦОС «Цифровой психолог» могут являться те участники образовательных отношений, которые имеют личный кабинет в «Единый портал государственных услуг», что позволяет обеспечить высокий уровень безопасности, упрощенный процесс регистрации без необходимости создания дополнительных учетных записей, гарантированную верификацию личности пользователя, соответствие требованиям информационной безопасности и законодательства Российской Федерации.
Авторизованный педагог-психолог (психолог в сфере образования) в своем расписании в ЦОС «Цифровой психолог» самостоятельно (по согласованию с непосредственным руководителем) отмечает в системе свободные временные слоты для записи на консультацию родителями (законными представителями) (позднее обучающимся), которые выбирают удобные для себя дату, время и форму консультации.
- Консультативная работа в ЦОС «Цифровой психолог» может осуществляться только с обучающимися несовершеннолетними?
Ответ: Целевой аудиторией оказания психолого-педагогической помощи в цифровом образовательном сервисе «Цифровой психолог» являются несовершеннолетние обучающиеся, их родители (законные представители).
- С какими запросами обычно обращаются к психологам при дистанционном консультировании? Чаще дети или взрослые?
Ответ: Как показывает опыт работы «Детского телефона доверия» ФКЦ МГППУ, частыми запросами являются: семейная проблематика, проблемы со здоровьем, вопросы социальной адаптации, отношения со сверстниками, учебные проблемы, травматические ситуации, проблемы витальности, аддиктивное поведение, проблемы принятия себя, проблемы взаимоотношения полов, сексуальной сферы, вопросы беременности. Статистика дистанционного консультирования «Детского телефона доверия» ФКЦ МГППУ показывает, что чаще обращаются несовершеннолетние обучающиеся
- Могут ли консультируемый родитель (законный представитель), несовершеннолетний обучающийся без согласия педагога-психолога (психолога в сфере образования) записать видео консультации по оказанию психолого-педагогической помощи?
Ответ: В начале каждой консультации, при обсуждении правил конфиденциальности, педагогу-психологу (психологу в сфере образования) важно акцентировать внимание на значении взаимного доверия, этических аспектах совместной работы и предварительном уведомлении педагога-психолога (психолога в сфере образования) о намерении консультируемого родителя (законного представителя)/несовершеннолетнего обучающегося осуществлять аудио-, видеозапись или фотофиксацию консультационного процесса, что позволит создать безопасную атмосферу для эффективной психологической работы.
Видео-запись родителями (законными представителями), несовершеннолетними обучающимися консультации по оказанию психолого-педагогической помощи в цифровом образовательном сервисе «Цифровой психолог» технически возможна, но заключает в себе риск для консультируемых: доверительная атмосфера консультации нарушается при несанкционированной записи, возникает риск использования записи не в целях получения психолого-педагогической помощи. Конфиденциальность является основополагающим принципом психологической работы.
- На какой платформе разработан и функционирует ЦОС «Цифровой психолог»? Обеспечено ли взаимодействие сервиса с каким-либо мессенджером?
Ответ: Цифровой образовательный сервис «Цифровой психолог» разработан и функционирует на Единой цифровой платформе Российской Федерации «ГосТех», обеспечено взаимодействие с мессенджер MAX.
- Будут ли предоставлены технические средства и средства связи (смартфоны, ноутбуки, интернет-соединение) педагогам-психологам (психологам в сфере образования) для осуществления консультаций в ЦОС «Цифровой психолог»?
Ответ: Техническое оснащение, включая интернет-соединение, трудовой деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования), в том числе в цифровом образовательном сервисе «Цифровой психолог», обеспечивает образовательная организация.
- Как часто нужно заполнять отчеты по результатам консультации в ЦОС «Цифровой психолог»? Функциональные возможности сервиса предполагают проведение супервизий и интервизий?
Ответ: Отчеты о результатах проведения консультации необходимо заполнять после каждой консультации в течение двух рабочих дней. Текущая версия цифрового образовательного сервиса «Цифровой психолог» (далее – ЦОС «Цифровой») предполагает работу по проведению психолого-педагогических консультаций. По профессиональным вопросам оказания психолого-педагогической помощи в дистанционном формате родителям (законным представителям), несовершеннолетним обучающимся в ЦОС «Цифровой психолог» педагоги-психологи (психологи в сфере образования) могут обращаться к специалистам ФКЦ МГППУ: Файзуллина Ксения Александровна – fajzullinaka@mgppu.ru, Вершинкина Елена Валерьевна – vershinkinaev@mgppu.ru.
- Может ли педагог-психолог дошкольной образовательной организации использовать сервис «Цифровой психолог» в его текущей версии?
Ответ: В текущей версии цифрового образовательного сервиса «Цифровой психолог» отсутствует функционал для педагогов-психологов (психологов в сфере образования) дошкольных образовательных организаций.
- Что такое «библиотека» в ЦОС «Цифровой психолог»? Что она содержит?
Ответ: Библиотека психологического контента представляет собой комплексный информационный ресурс цифрового образовательного сервиса «Цифровой психолог», формируемый Министерством просвещения Российской Федерации. Структура библиотеки включает следующий тип контента: психодиагностические инструменты, семинары – видеозаписи обучающих мероприятий и профессиональных встреч, методические материалы – практические руководства и пособия для специалистов, нормативная правовая документация – актуальные акты и регламенты в сфере психологической работы, практические инструменты – памятки, чек-листы и другие вспомогательные материалы.
Библиотека психологического контента создана для обеспечения педагогов-психологов (психологов в сфере образования) качественным профессиональным контентом и поддержки их практической деятельности.