Фундаментальные исследования
Проект «Взаимосвязь когнитивных и коммуникативных способностей подростков и юношей с эффективностью решения ими игровых задач в цифровой среде» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
Период реализации: 2023 г.
Руководитель проекта: кандидат психологических наук Рубцова О.В.
Подразделение: Центр междисциплинарных исследований современного детства
Результаты проекта
1.Анализ литературы показывает, что имеющиеся исследования не подтверждают исключительное влияние какого-либо жанра вида видеоигр на коммуникативные навыки подростков и юношей. Наиболее часто в исследованиях подтверждается выраженный положительный эффект от многопользовательских онлайн-видеоигр. При этом достаточно часто упоминается, что видеоигры способствуют развитию коммуникативных навыков при изучении английского языка как иностранного.
2.Видеоигровые предпочтения молодежи в РФ на сегодняшний день весьма разнообразны, среди 5 наиболее популярных фигурируют игры разных жанров: Counter-strike, Dota 2, Valorant, Genshin impact, Minecraft.
3.В ходе исследования среди российской молодёжи выявлены гендерные различия в жанрах предпочитаемых видеоигр. Так, юноши чаще выбирают игры-действия и игры-информации, тогда как девушкам больше нравятся игры контроля.
4.Существуют множественные взаимосвязи между личностными характеристиками, игровым опытом и предпочитаемыми жанрами видеоигр:
- существует взаимосвязь между показателями интеллекта и увлеченностью видеоиграми жанра экшн: чем выше интеллект, тем меньше вероятность, что респондент интересуется играми этого жанра;
- выявлены различия в уровне развития коммуникативных способностей у игроков, играющих в командные и индивидуальные видеоигры: у игроков командных игр показатели коммуникации выше;
- зафиксировано, что наиболее развитые коммуникативные способности демонстрируют респонденты, играющие в командные игры с партнёрами, которых они знают в реальной жизни.
5.Выявлены различия в эмоциях, которые подростки и юноши испытывают во время игрового процесса. Так, киберспортсмены в ходе видеоигры чаще испытывают негативные эмоции по сравнению с игроками-любителями. Вероятно, данное обстоятельство обусловлено тем, что они воспринимают видеоигровой процесс, в первую очередь, как профессиональную деятельность, тогда как для игроков-любителей он носит больше развлекательный характер.
В целом полученный эмпирический материал позволяет серьезно обогатить представления о:
- видеоигровых предпочтениях российской молодежи и их гендерной специфике;
- взаимосвязи предпочтений и опыта подростков в видеоиграх с особенностями развития их когнитивных и коммуникативных способностей.
Публикации по проекту
- Сетевой анализ взаимосвязи личностных особенностей игроков подросткового и юношеского возраста с их поведением в виртуальном пространстве (на примере групповой компьютерной игры «Dota 2») // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 4. С. 5–19. DOI: 10.17759/pse.2023280401
- Взаимосвязь типа видеоигр и коммуникативных навыков у подростков и юношей: систематический обзор // Современная зарубежная психология. 2023. Том 12 №4
«Сравнительный анализ биомаркеров нарушений баланса нервного возбуждения и торможения при аутизме» (Грант Российского научного фонда)
Период реализации: 2022 – 2023 гг.
Руководитель проекта: кандидат психологических наук, Орехова Е.В.
Подразделение: Научно-образовательный центр нейрокогнитивных исследований (МЭГ-центр)
Результаты проекта:
Основной нейрофизиологической теорией возникновения расстройств аутистического спектра (РАС) в настоящее время является теория дисбаланса нейронного возбуждения и торможения (В/Т) (Rubenstein & Merzenich, Genes, Brain and Behavior (2003) 2: 255–267). Вероятно, что дисбаланс В/Т не только обуславливает основные симптомы аутизма и общее снижение уровня функционирования, но и вносит вклад в особенности сенсорного восприятия, часто наблюдаемые при РАС. Так, было замечено, что людям с РАС трудно различать направление движения маленьких зрительных объектов, в то время, как их способность различать направление движения крупных объектов ('фона') не нарушена или даже лучше, чем у 'нейротипичных' людей. Данные зрительные особенности предположительно связаны с недостаточной активностью тормозных нейронов в первичной зрительной коре и/или их атипичной нисходящей модуляцией со стороны областей коры более высокого уровня.
Мы исследовали у детей с РАС вклад баланса В/Т в зрительной коре в дефицит восприятия визуального движения. Для этого с помощью метода магнитоэнцефалографии (МЭГ) мы оценивали предполагаемый коррелят эффективности торможения – подавление гамма-ответа при увеличении скорости дрейфа высококонтрастной круговой решетки (далее – 'гамма подавление', ГП). Статья на эту тему размещена на сайте РНФ: https://www.rscf.ru/news/medicine/nedostatochnaya-aktivnost-tormoznykh-neyronov-zritelnoy-kory-pomeshala-detyam7-s-autizmom-opredelyat-/
Гамма-колебания – это быстрые (30-100Гц) синхронные колебания электромагнитной активности нервных клеток. Они наиболее выражены в зрительной коре в ответ на определенный тип зрительных стимулов (высококонтрастные, изо-ориентированные полосы-решетки). Медленное движение стимула ведет к увеличению мощности и пиковой частоты гамма колебаний по сравнению со статическим стимулом. Однако, увеличение скорости сверх определенного значения приводит к уменьшению мощности гамма ('гамма подавлению', ГП), в то время как пиковая частота продолжает расти. Такое поведение связано с ростом активности тормозных нейронов в зрительной коре при увеличении интенсивности сенсорного входа. Сильное ГП отражает сильное торможение в зрительной коре, тогда как сниженное ГП - сниженную эффективность торможения.
Мы оценили ГП и временные пороги зрительного восприятия движения маленького (1°) и большого (12°) объектов у детей с РАС и типично развивающихся (ТР) детей 7-15 лет. Результаты показали, что ГП в зрительной коре у детей с РАС было снижено, в то время как их способность определять направление движения была нарушена только в случае небольшого размера объекта (1˚). Примечательно, что слабое ГП у детей с РАС коррелировало со сниженной чувствительностью к направлению движения маленького стимула. Способность определять направление движения зрительного стимула маленького размера зависит от эффективности локального торможения в зрительной коре и в гораздо меньшей степени - от влияния вышестоящих отвелов коры. Напротив, способность определять направление движения большого объекта определяется как тормозными нейронами в зрительной коре, так и их модуляцией вышестоящими отделами коры. Результаты свидетельствуют о том, что при РАС локальный дефицит торможения в первичной зрительной коре играет важную роль в снижении чувствительности к движению и что этот перцептивный дефицит не может быть объяснен атипичной нисходящей модуляцией зрительной коры вышестоящими областями. Как дефицит ГП, так и резкое повышение временных порогов для маленького стимула были характерны только для части детей с РАС. Учитывая большую гетерогенность нейрофизиологических механизмов, влияющих на баланс В/Т при аутизме, этот дефицит может присутствовать в определенных нейрофизиологических подтипах аутизма и характеризовать специфические молекулярные пути, связанные с аутизмом.
Мы также проверили как ГП связано с другим МЭГ-индексом баланса В/Т, исследованном в нашей предыдущей работе – коэффициентом наклона апериодической (1/f) составляющей спектра мощности. Прямой связи между этому показателями не было обнаружено. Возможно, они отражают различные аспекты баланса В/Т.
В целом, наше исследование вносит вклад в понимание механизмов аутизма и разработку показателей-биомаркеров баланса В/Т востребованных для дифференциальной диагностики и клинических испытаний.
Публикации по проекту:
- Manyukhina VO, Prokofyev AO, Galuta IA, Goiaeva DE, Obukhova TS, Schneiderman JF, Altukhov DI, Stroganova TA, Orekhova EV. Globally elevated excitation- inhibition ratio in children with autism spectrum disorder and below-average intelligence. Molecular Autism. 2022 May 12; 13(1):20. doi: 10.1186/s13229-022-00498-2 https://molecularautism.biomedcentral.com/articles/10.1186/s13229-022-00498-2
- Orekhova E.V., Manyukhina V.O., Prokofyev A.O., Galuta I.A., Goiaeva D.E., Obukhova, T.S., Stroganova T.A. Increased excitation- inhibition ratio in children with autism and below-average intelligence. The 22nd International Conference on Biomagnetism (BIOMAG 2022), 28 Aug-1 Sept, Birmingham, UK
- Орехова Е.В. Патогенез аутизма у детей с нормальными и сниженными когнитивными способностями XIX съезд педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии» https://www.congress-pediatr-russia.ru/gallery/Kongress-2022_all_final_28.02..pdf
- Орехова Е.В., Манюхина В.О., Галута И.А., Прокофьев А.О., Гояева Д.Е., Обухова Т.С., Фадеев К.А., Шнайдерман Я.Ф., Строганова Т.А. (Orekhova E.V., Manyukhina V.O., Galuta I.A., Prokofyev A.O., Goiaeva D.E.,Obukhova T.S, Fadeev K.A., Schneiderman J.F., Stroganova T.A.) Gamma oscillations point to the role of primary visual cortex in atypical motion processing in autism Plos One (2023 г.)
Проект «Социальные представления о теле в двух поколениях россиян: опыт многомерного исследования» (Грант Российского научного фонда)
Период реализации: 2022-2023 гг.
Руководитель проекта: кандидат психологических наук, Дворянчиков В.В.
Подразделение: Факультет «Юридическая психология»
Результаты проекта:
В 2023 году в соответствии с планом научно-исследовательского проекта "Социальные представления о теле в двух поколениях россиян: опыт многомерного исследования" были получены следующие конкретные научные результаты: в соответствии с заявленной целью научно-исследовательского проекта проверено предположение о существовании устойчивых конструктов в представлении о теле в двух возрастных группах с дифференциацией по дополнительным критериям. Общий объем выборки - 294 человека (191 женщина в возрасте от 18 до 62 лет и 103 мужчины в возрасте от 18 до 60 лет). позволили говорить о том, что в группах женщин и мужчин имеет место достаточно нормативный образ тела (женского и мужского), едва ли существуют сколь значимая вариативность в представлениях тела в зависимости от различных социальных практик в отношении тела. Можно говорить, что представления о теле в группах женщин и мужчин определяются антиномией мужчина-женщина, с вытекающими ключевыми характеристиками женщине приписывается красота, это определяющая характеристика образа, мужчине - сила. При анализе процесса якорения в соответствующих символических системах значений выявлено построение представления вокруг глубинной антиномии "мужчина"-"женщина", где мужчину определяет "сила", а женщину "красота".
Результаты исследования легли в основу двух рукописей научных статей, тезисов к тематической конференции, а также была подготовлена программа ДПО.
Публикации по проекту:
- Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В., Мельникова Д.В., Лаврешкин Н.В. К вопросу об исследовании социальных представлений: взгляд со стороны // Социальная психология и общество. 2022. Том 13. № 3. С. 8–25. doi:10.17759/sps.2022130302 https://psyjournals.ru/social_psy/2022/n3/Bovina_et_al.shtml
- Bovina, I., Dvorianchikov, N., Melnikova, D., Lavreshkin, N. (2022). Social Representations of Body: A Comparison in The Two Generations of Russian Women (Results of an Exloratory Study). IJCRSEE, 10(2), 185-195 https://ijcrsee.com/index.php/ijcrsee/article/view/1903
- Дворянчиков Н.В., Мельникова Д.В., Белова Е.Д., Бовина И.Б. (Nikolay V. Dvoryanchikov, Daria V. Melnikova, Evgeniya D. Belova, Inna B. Bovina) Социальные представления о теле: теория, факты и комментарии (Часть 1) Психология и право (2024 г.)
- Дворянчиков Н.В., Мельникова Д.В., Белова Е.Д., Бовина И.Б. (Nikolay V. Dvoryanchikov, Daria V. Melnikova, Evgeniya D. Belova, Inna B. Bovina) Социальные представления о теле: теория, факты и комментарии (Часть 2) Психология и право (2024 г.)
Проект «Психологические ресурсы социально уязвимых групп в условиях вызовов современности (на примере лиц с инвалидностью и их семей)» (Грант Российского научного фонда)
Период реализации: 2022-2023 гг.
Руководитель проекта: кандидат психологических наук, Одинцова М.А.
Подразделение: Факультет дистанционного обучения
Результаты проекта:
В результате реализации проекта, были уточнены методологические принципы и подходы, теоретические принципы для решения научно-практической проблемы личностных и психологических ресурсов у социально уязвимых групп (подростков и взрослых с врожденной/приобретенной инвалидностью) разного пола и возраста и групп нормотипичных лиц разного пола и возраста.
В процессе исследований на основе систематизации ответов самих респондентов на вопросы о вызове, были выделены типы вызовов:
1) вызов болезни (своя болезнь/инвалидность, болезни членов семьи);
2) вызов отношениям (разводы, конфликты, предательство и т.п.);
3) вызов утраты (смерть близких);
4) вызов материальных трудностей (недостаток денежных средств);
5) глобальный вызов (специальная военная операция на Украине и все, что с ней связано: мобилизация, переезд в другую страну, участие друзей и близких в СВО);
6) вызов самопроектированию понимаемый как способность «…конструировать собственное экзистенциональное содержание в том направлении, которое соответствует ощущению собственной аутентичности»;
7) вызов профессиональной деятельности (проблемы на работе, учебе).
Доказана необходимость дальнейшего обязательного учета не только силы вызова/ТЖС, но и степени его неопределенности при исследованиях психологических ресурсов социально уязвимых групп, в том числе лиц с инвалидностью и их семей.
Разработаны новые методы оценки внешних и внутренних факторов индивидуальной и социальной уязвимости личности:
1) новая версия Шкалы Жизнеспособности семьи (для изучения внутренних и внешних факторов индивидуальной и социальной уязвимости личности). Методика была доработана с учетом обратной связи от респондентов (введена шкала «Духовность семьи», расширен диапазон ответов на утверждения). В выборку вошли 399 представителей российских и 404 представителя белорусских семей.
2) новая методика «Родительское рефлексивное функционирование РРФ» для анализа родительской чувствительности в отношениях между родителями и детьми. Методика была адаптирована, проверены ее психометрические характеристики. Выборка: 205 родителей (38% отцов) детей в возрасте от года до 13 лет.
3) новая методика «Шкала устойчивости идентичности», которая измеряет степень устойчивости идентичности как совокупную оценку респондентом своих самооценки, самоэффективности, целостности и уникальности. Методика была адаптирована, проверены ее психометрические характеристики. Выборка: 175 человек.
Кроме этого в исследованиях приняли участие:
1) 271 женщина в возрасте от 24 до 55 лет, из них 156 матерей здоровых детей и 115 матерей детей с врожденной инвалидностью для изучения жизнестойкости, самоактивации и копинг-стратегий матерей в условиях вызова инвалидности их ребенка;
2) 392 матери (139 воспитывают детей-инвалидов (ср. возраст 42,58+7,4), 253 – здоровых детей (ср. возраст 42,63+8,4)) для исследования индивидуально-психологических и семейных ресурсов матерей, воспитывающих детей с инвалидностью;
3) 1248 человек в возрасте от 18 до 76 лет (31,09 + 12,59), из них 297 (23,8%) мужчин, 175 (14,0%) лиц с инвалидностью для выявления психологических ресурсов при переживании жизненных ситуаций разной степени неопределенности.
Все исследования были одобрены Этическим комитетом МГППУ. Протокол заседания № 12 от 15.03. 2022.
Публикации по проекту:
- Одинцова М.А., Лубовский Д.В., Иванова П.А., Гусарова Е.С. «The Resilience of Russian Families in the Face of Modern Challenges: A Pilot Study» // Psychology in Russia, 2022. Том 15, Вып. 3. http://psychologyinrussia.com/volumes/index.php?article=10279
- Одинцова М.А., Лубовский Д.В., Иванова П.А., Гусарова Е.С. «Проективная методика “Пространство дерева и света” как навигатор по детскому опыту отношений в родительской семье у взрослых» // Консультативная психология и психотерапия. 2022. Том 30. №3. С. 68-91. DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2022300305
- Одинцова М.А., Лубовский Д.В., Гусарова Е.С., Иванова П.А. Профили жизнестойкости подростков (на примере подростков с врожденной, приобретенной инвалидностью и здоровых сверстников) [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2022. Том 11. № 3. С. 181–204. doi:10.17759/cpse.2022110308 https://psyjournals.ru/psyclin/2022/n3/Odintsova_Lubovsky_et_al.shtml
- Одинцова М.А., Радчикова Н.П., Александрова Л.А. Адаптация методики самоактивации личности для лиц с инвалидностью и без инвалидности разного возраста // Моделирование и анализ данных. 2022. Том 12. № 3. C. 25–39. DOI: https://doi.org/10.17759/mda.2022120302
- Одинцова М.А., Радчикова Н.П., Александрова Л.А. СОРЕ-30: психометрические свойства краткой версии русскоязычной методики копинг-стратегий // Вестник Московского университета. Серия 14. № 4, 2022. https://msupsyj.ru/upload/iblock/fda/g8vcp5r5qmv929xw9lkm3goovertweok/VMU_Ser_14_4_2022_247_275.pdf
- Лубовский, Д. В. Жизнестойкость в связи с копинг-стратегиями и виктимностью подростков с хроническими заболеваниями и условно здоровых / Д. В. Лубовский // Актуальные проблемы психологического знания. 2022. № 2(59). С. 99-113. DOI 10.51944/20738544_2022_2_99. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49278391
- Одинцова М.А., Лубовский Д.В., Гусарова Е.С., Иванова П.А. (Odintsova M.A., Lubovsky D.V., Gusarova E.S., Ivanova P.A.) Жизнестойкость, самоактивация и копинг-стратегии матерей в условиях инвалидности ребенка как вызова Консультативная психология и психотерапия (2023 г.)
- Одинцова М.А., Лубовский Д.В., Прудникова М.Г., Бородкова В.И. (Odintsova M.A., Lubovsky D.V., Prudnikova M.G., Borodkova V.I.) Индивидуально-психологические и семейные ресурсы матерей, воспитывающих детей с инвалидностью Клиническая и специальная психология (2023 г.)
- Одинцова М.А., Лубовский Д.В., Бородкова В.И., Козырева Н.В., Веричева О.Н. (Odintsova M.A., Lubovsky D.V., Borodkova V.I., Kozyreva N.V., Vepicheva O.N) Профили семейной жизнеспособности и жизнестойкость представителей российских и белорусских семей Культурно-историческая психология (2023 г.)
- Одинцова М.А., Лубовский Д.В., Кузьмина Е.И. (Maria A. Odintsova, Dmitry V. Lubovsky, Elena I. Kuzmina) Психологические ресурсы личности при проживании жизненных ситуаций разной степени неопределенности «Социальная психология и общество (2023 г.)
- Камская О.А., Одинцова М.А., Радчикова Н.П., Гурова Е.В. (Kamskaya O.A., Odintsova M.A., Radchikova N.P., Gurova E.V) Опросник «Родительское рефлексивное функционирование»: адаптация на русскоязычной выборке Современная зарубежная психология (2023 г.)
- Бородкова В.И., Александрова Л.А. (Victoria I. Borodkova, Lada A. Aleksandrova) Разработка и апробация методики диагностики трудностей, связанных с рождением и воспитанием ребенка Психолого-педагогические исследования (2023 г.)
- Одинцова М.А. (Odintsova M.A.,) Когнитивное оценивание современниками жизненных вызовов ВЕСЦИ БДПУ. СЕРЫЯ 1. ПЕДАГОГИКА. ПСИХАЛОГИЯ. ФИЛАЛОГИЯ (2023 г.)
- Гусарова Е.С., Одинцова М.А., Козырева Н.В., Кузьмина Е.И. (E.S. Gusarova,M.A. Odintsova, N. V. Kozyreva, E. I. Kuzmina) Шкала оценки жизнеспособности семьи FRAS-RII: новая версия Психология. Журнал Высшей школы экономики (2024 г.)
Проект «Патопсихологические механизмы и современные технологии вмешательства при слуховых галлюцинациях: роль социальной тревоги и воспринимаемого стыда в формировании негативного контента "голосов"» (Грант Российского научного фонда)
Период реализации: 2022-2023 гг.
Руководитель проекта: кандидат психологических наук, Сагалакова О.А.
Подразделение: Лаборатория экспериментальной патопсихологии
Результаты проекта:
Разработана и верифицирована авторская психологическая модель слуховых галлюцинаций (СГ), интегрирующая ведущие современные подходы в понимании механизмов голосов, с основной опорой на культурно-исторический подход Л.С. Выготского, положения о закономерностях строения внутренней речи (ВР). Голоса – феномен социокультурной природы, «повторно расширенная ВР», процесс, ассоциированный с социальным контекстом и травматическим опытом социального поражения, социальной тревоги и стыда, метакогнитивная обработка которого вызывает диссоциативные проявления, поддерживая преобразованный режим развернутой ВР и способствуя формированию галлюцинаций. Голоса несут значимое сообщение, связанное с биографическим контекстом индивида, выполняя протективную функцию (Romme, Escher). Модель учитывает значимость типов отношений между индивидом и голосами (Hayward), а также взгляды Chadwick и Birchwood о значимости убеждений о голосах, диссоциативную природу симптома (Longden), «расширение» принципиально диалогической ВР в условиях стресса (Fernyhough). СГ проанализированы как социокультурный феномен, связанный с биографическим контекстом, травматическими переживаниями и подчеркивает активную роль субъекта. Голоса во внутреннем диалоге представляют социальные позиции, точно так же, как голоса во внешнем диалоге - различные взгляды на мир. ВР– это диалог между разнообразными, усвоенными в опыте, перспективами, репрезентирующими агентов социального опыта человека.
В исследовании был разработан и проведен эксперимент "Голос в белом шуме", в котором участвовали испытуемые с разной склонностью к СГ. Эксперимент включал две задачи: обнаружение и распознавание вербальных сигналов в белом шуме и реакцию на неоднозначные стимулы с внушением. В первой задаче участникам предъявлялись слова и фразы с различной эмоциональной окраской на фоне белого шума, что создавало затрудненные условия распознавания и приводило к ошибкам в задаче «внимательно прислушиваться» и отвечать, как можно быстрее и точнее.
Во второй задаче участникам внушалось, что стимулы будут подаваться, но на самом деле их не было, что вызывало "ложные" реакции. Эксперимент показал, что у людей с высокой склонностью к СГ больше ошибок при распознавании слов и фраз, особенно с негативным содержанием. Это указывает на важность условий в усилении или ослаблении галлюцинаторного опыта. Стресс от ошибки влияет на последующую деятельность участников с опытом СГ.
В ходе исследования была проведена итоговая валидизация и апробация ряда авторских диагностических опросников, предназначенных для оценки различных аспектов слуховых галлюцинаций (СГ). Эти инструменты включали Опросник психотических переживаний (ОПП), Опросник содержания и намерений голосов (ОСНГ), Опросник негативных социальных эмоций (ОНСЭ) и Опросник ситуаций слышания голоса (ОССГ). Каждый из этих опросников оценивал разные аспекты галлюцинаторного опыта и социально-эмоциональных переживаний. ОСНГ был особенно полезен для определения четырёх измерений, связанных с такими категориями, как стыд, тревога, вина и избегание. Эти измерения доказали специфическую роль различных негативных социальных эмоций (НСЭ) в процессе формирования голосов в галлюцинациях. ОССГ подтвердил, что специфика галлюцинаторного опыта тесно связана с социальным контекстом, в котором находится человек или который он вспоминает. Это указывает на то, что восприятие и реакция на галлюцинации могут зависеть от текущих или прошлых социальных ситуаций. ОСНГ предоставил возможность детально рассмотреть типы содержания сообщений голосов и их связь с характеристиками СГ. Разработана типологическая модель, демонстрирующая взаимосвязь между содержанием сообщений СГ (социальное поражение; поддержка; унижение; самонаказание; наказание) и характеристиками голоса (упрекающий; подбадривающий; приказывающий; похожий на реального человека; повторяющий мысли), определено взаимодействие с разным типом травматического опыта. ОПП позволил верифицировать психологическую модель СГ, генез которых определен в логике – от объективации мышления – через интрузии и появления голосов «внутри головы» - к командным голосам (прохождение этапов характеризуется фазовыми перестройками в разворачивании диалогической внутренней речи вовне). Переход между фазами детерминирован метакогнитивными стратегиями (подавление, самосфокусированное внимание, руминации) и диссоциацией, СНЭ (стыд, тревога, вина), травматическим опытом.
В проекте валидизированы и адаптированы опросники оценки аспектов опыта СГ, определения убеждений в отношении голосов и меры субъективной власти, совершаемых в отношении опыта действий: Опросник «Голос и ты» («The Voice And You - R», VAY-R, revised version); «Шкала принятия и действий по отношению к голосам» («The Voices Acceptance and Action Scale», VAAS); «Шкала склонности к галлюцинациям Лоне-Слейда пересмотренная» («The Launay- Slade Hallucinations Scale-revised», LSHS-R); «Опросник убеждений о голосах» (The revised Beliefs About Voices Questionnaire, BAVQ-R); «Программа Гамильтона для опроса о голосах при шизофрении» («The Hamilton Program for Schizophrenia Voices Questionnaire», HPSVQ); «Опросник разновидностей внутренней речи» (The Varieties of Inner Speech Questionnaire (VISQ); «The Voice-Control Scale» – «Шкала контроля голоса». Составлены рекомендации по использованию опросников для психодиагностики пациентов клиник. Все опросники показали высокую надежность и согласованность, конвергентную валидность и могут быть использованы в практике, особую ценность методики приобретают на фоне практического отсутствия диагностических инструментов измерения опыта и характеристик СГ.
Публикации по проекту:
- Труевцев Д.В., Сагалакова О.А., Жирнова О.В. Современная патопсихология и психопатология на этапе пересмотра классификаций психических болезней: осмысление логики взаимодействия, проблем и перспектив развития // Неврологический вестник. — 2021. — Т. LIII. Вып. 4. — С. 78–86. DOI: https://doi.org/10.17816/nb88000. URL: https://journals.eco-vector.com/1027-4898/article/view/88000
- Сагалакова О.А., Труевцев Д.В., Жирнова О.В. Руминации как психологический механизм формирования и поддержания суицидального поведения [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 1. C. 124—136. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2022110112. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2022_n1/Sagalakova_et_al
- Труевцев Д.В., Сагалакова О.А., Жирнова О.В. Суицидальное поведение в контексте опыта психотических переживаний // Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: МГППУ, 2022. – С. 58–60. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/kochenovskie_chteniya_2022/contents
- Сагалакова О.А., Труевцев Д.В., Жирнова О.В. (Sagalakova O.A., Truevtsev D.V., Zhirnova O.V.) Культурно-исторический подход к объяснению слуховых галлюцинаций: реорганизация диалогической внутренней речи и голоса. Культурно-историческая психология (2024 г.)
- Сагалакова О.А., Труевцев Д.В., Жирнова О.В. (Sagalakova O.A., Truevtsev D.V., Zhirnova O.V.) Голоса в структуре психотических переживаний: роль социальной тревоги и метакогнитивных стратегий.Консультативная психология и психотерапия (2023 г.)
- Сагалакова О.А., Труевцев Д.В., Жирнова О.В., Тинеков А.В. (Sagalakova O.A., Truevtsev D.V., Zhirnova O.V., Tinekov A.V.) Эффект социальной тревоги и стыда в развитии голосов: метакогнитивная обработка неблагоприятного опыта отношений и бдительность к социальным угрозам. Клиническая и специальная психология (2023 г.)
- Сагалакова О.А., Труевцев Д.В., Жирнова О.В. (Sagalakova O.A., Truevtsev D.V., Zhirnova O.V.) Негативность, связанная с ошибкой: динамика нейрокогнитивного маркера чувствительности к несоответствию в решениях при психических расстройствах. Часть 1. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология (2024 г.)
- Сагалакова О.А., Труевцев Д.В., Жирнова О.В. (Sagalakova O.A., Truevtsev D.V., Zhirnova O.V.) Опросник психотических переживаний Неврологический вестник (2024 г.)
- Сагалакова О.А., Труевцев Д.В., Жирнова О.В. (Sagalakova O.A., Truevtsev D.V., Zhirnova O.V.) Голоса как интрузивные деконтекстуализированные воспоминания о неблагоприятном социальном опыте: cтратегии психологического вмешательства Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий...: Материалы IX Всеросс. научно-практической конференции с междунар. участием, Москва, 9 декабря 2022 г. М.: МГППУ, Издательский Дом «Бахрах-М». (2023 г.)
- Сагалакова О.А., Труевцев Д.В., Жирнова О.В. (Truevtsev D.V., Sagalakova O.A., Zhirnova O.V.) Современные стратегии психологического вмешательства при слуховых галлюцинациях: Разговор с голосами III Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Федора Ефимовича Василюка: консультативная психология: традиции и новации: сборник материалов [электронное издание]. Москва: ФГБОУ ВО МГППУ (2023 г.)
- Сагалакова О.А., Труевцев Д.В., Жирнова О.В. (Sagalakova O.A., Truevtsev D.V., Zhirnova O.V.) Социальная тревога и формирование слуховых галлюцинаций Поляковские чтения 2023. «Третьи Поляковские чтения по клинической психологии (к 95-летию Ю.Ф. Полякова)». Научное издание. Сборник материалов Всероссийской научно- практической конференции с международным участием (23–24 марта 2023 г). (2023 г.)
- Труевцев Д.В., Сагалакова О.А., Жирнова О.В. (Truevtsev D.V., Sagalakova O.A., Zhirnova O.V.) Суицидальное поведение в контексте опыта психотических переживаний Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. Москва: ФГБОУ ВО МГППУ (2023 г.)
Проект «Биосоциальные и индивидуально-личностные детерминанты повышения пенсионного возраста для представителей различных профессиональных групп» (Грант Российского научного фонда)
Период реализации: 2021-2023 гг.
Руководитель проекта: доктор психологических наук, Березина Т.Н.
Подразделение: Факультет «Экстремальная психология»
Результаты проекта:
Целью работы в 2023 году являлось завершение эмпирических исследований, апробация и внедрение прикладных наработок, теоретическое осмысление всех результатов проекта.
По итогам работы была сформулирована концепция четырехуровневой регуляции продолжительности жизни посредством биопсихологических часов. Первый уровень - регуляция максимальной продолжительности жизни. Второй уровень регуляция профессионального долголетия. Третий уровень –регуляция сна и бодрствования. Четвертый уровень – это регуляция циркадианных ритмов сердечной и дыхательной системой, Мы полагаем, что успешность пенсионной реформы и профессиональное долголетие человека связана с регуляцией третьего уровня, однако общая продолжительность жизни, состояние психического и физического здоровья, благополучное старение определяется регуляторными процессами всех четырех уровней. https://www.e-notabene.ru/pp/contents_2023_2.html
Разработана модель иммунологического возраста. Показано, что индикаторные популяции иммунной системы связанны с биологическим возрастом индивида. На основании ранее полученных эмпирических данных разработана концепция иммунологического возраста в связи с биологическим возрастом, предложена модель связывающая иммунологический и биологический возраста Разработанные стратегии позволят, улучшив показатели иммунитета, замедлить биологическое старение организма и расширить трудоспособный период. https://doi.org/10.3390/ijms24065708
Разработаны программы «Антистарение XXI» и Антистарение XXI - нейросеть» для подбора личностных ресурсов антистарения респондентам на основе их индивидуальности. Проведены исследования их эффективности. Выполнено сравнение эффективности программ «Активное долголетие» и Антистарение XXI» по показателям биопсихологического возраста. Показано, что участие в программе «Московское Долголетие» позволяет сохранить биологический возраст, а подбор ресурсов с помощью программы ««Антистарение XXI» способствует понижению биологического возраста. https://doi.org/10.17759/sps.2023140209.
Обучены нейросети для прогноза биологического старения у разных групп населения, проведены эмпирические исследования по моделированию социальных ситуаций и оценке их влияния на биологический возраст. https://www.enotabene.
ru/pp/contents_2023_2.html. Программа Антистарение XXI» предложена для внедрения в «Московское Долголетие» и в образовательные структуры разных регионов, проведены мероприятия внедрения на местах, например, https://shkolaprinczevskaya-r31.gosweb.gosuslugi.ru/roditelyam-i-uchenikam/meropriyatiya/biosotsialnye-iindividualno-lichnostnye-determinanty-povysheniya-pensionnogo-vozrasta-dlya-predstaviteley-razlichnyh-professionalnyhgrupp.html
Разработаны семидневные личностные тренинги антистарения с применением технологий виртуальной реальности: «Творчество как ресурс антситарения» (https://dzen.ru/a/ZTcZkpifhS8bJRzg) и «Контроль как ресурс антистарения» (https://dzen.ru/a/ZNmYUNWkBm4aLI0f). Проведены формирующие эксперименты по ВР - тренингам разработанным ранее: «Риск как ресурс антистарения и стрессоустойчивости», «Духовный ресурс антистарения и душевного здоровья», «Спортивный ресурс здоровья и антистарения», дополнительно для пенсионеров «Московского Долголетия»- тренинг «Духовный ресурс антистарения». Всего было проведено 27 тренингов разной продолжительности на 8 базах. Результаты экспериментов опубликованы в монографии «Личностные ресурсы антистарения» Личностные ресурсы антистарения (elibrary.ru) и статье. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202343105020.
Публикации по проекту:
- Березина Т.Н., Темирканова А., Литвинова А.В., Кокурин А.В. (Berezina T. N., Temirkanova A., Litvinova A. V., Kokurin A. V.) Using Virtual Reality Techniques to Alleviate Cognitive Fatigue in Graduate Students Working while in College / European Journal of Contemporary Education. (2022 г.) WOS SCOPUS Q2 иные ББД РИНЦ
- Березина Т.Н., Рыбцов С.А. (Berezina Tatiana N. and Rybtsov Stanislav A.) Use of Personal Resources May Influence the Rate of Biological 2 Aging Depending on Individual Typology Eur. J. Investig. Health Psychol. Educ (2022 г.) WOS SCOPUS иные ББД РИНЦ
- Зимина А.А., Зинатуллина А.М., Фатьянов Г.В. (Albina A. Zimina, Azaliya M. Zinatullina, Georgiy V. Fatianov) Relación entre los recursos personales y los indicadores de la edad biopsicológica en la región del Cáucaso de Rusia Interacción y Perspectiva (2022 г.) WOS
- Березина Т. Н., Литвинова А. В., Кошелева С. Н. (Berezina T. N., Litvinova A. V., Kosheleva S. N.) Psychological and pedagogical safety of virtual games recommended for junior schoolchildren Perspectives of Science & Education (2022 г.) SCOPUS Q2 РИНЦ
- Литвинова А. В., Березина Т. Н., Кокурин А. В., Екимова В. И. (Litvinova A. V., Berezina T. N., Kokurin A. V., Ekimova V. I.) Психологическая безопасность обучающихся во взаимодействии с виртуальной реальностью Современная зарубежная психология (2022 г.) RSCI иные ББД РИНЦ
- Березина Т.Н., Новичкова В.В. (Berezina T.N., Novichkova V.V.) Личностные ресурсы как фактор биологического возраста спасателей Психолог (2022 г.) иные ББД РИНЦ
- Березина Т.Н. (Berezina T.N.) Личностные ресурсы как фактор биологического возраста: индивидуально-типологический подход Психолог (2022 г.) иные ББД РИНЦ
- Зимина А.А., Финогенова Т.А. (Zimina A.A., Finogenova T.A.) Индивидуально-личностные ресурсы взрослых людей как фактор антистарения (Северная Осетия) Человеческий капитал (2022 г.) РИНЦ
- Розенова М.И. (Rosenova M.I.) Качество семейных отношений и субъективные оценки вероятностной продолжительности жизни журнал "Человеческий капитал" (2022 г.) РИНЦ
- Зинатуллина А.М. (Zinatullina A.M.) Развитие стрессоустойчивости лиц, продолжающих обучение во взрослом возрасте Человеческий капитал (2022 г.) РИНЦ
- Финогенова Т.А., Березина Т.Н., Литвинова А.В. (Finogenova T.A., Berezina T.N., Litvinova A.V.) Социальный интеллект как ресурс биопсихологической безопасности личности в период пандемии Живая психология (2021 г.) РИНЦ
- Литвинова А.В., Березина Т.Н. (Litvinova A.V., Berezina T.N.) Взаимосвязь социального интеллекта с маркерами здоровья Материалы Международной научно-практической конференции «Профессионализм и безопасность: состояние и перспективы востребованности достижений психологии», Москва, МГППУ, 2023, (45). (2023 г.) тезисы
- Березина Т.Н. (Berezina T.N.) Социально-психологические программы: «Активное долголетие» и «Антистарение XXI» – оценка эффективности по показателям биопсихологического возраста Социальная психология и общество (2023 г.)
- Березина Т.Н., Финогенова Т.А., Завязкина К.В., Люсова Т. (Berezina T., Finogenova T., Zavyazkina K., Lyusova T.) . Effects of virtual reality training on bio- and psycho-markers of aging in retired individuals //E3S Web Conf (2023 г.)
- Березина Т.Н., Литвинова А.В., Зинатуллина А.М. (Berezina T.N., Litvinova A.V., Zinatullina A.M.) Взаимосвязь индивидуально-личностных стратегий антистарения с биологическим возрастом Современная зарубежная психология (2023 г.)
- Финогенова Т.А., Березина Т.Н., Литвинова А.В., Рыбцов С.А. (Finogenova T. A., Berezina, T.N., Litvinova A.V. , Rybtsov, S.A.) Влияние разных видов стресса на биопсихологический возраст Современная зарубежная психология (2023 г.)
- Зинатуллина А.М. (Zinatullina A.M) Влияние совмещения профессиональной и учебной деятельности на стрессоустойчивость взрослых обучающихся Психология и психотехника (2023 г.)
- С.А. Рыбцов, Н.Н. Рыбцова (Stanislav A. Rybtsov, Natalia N. Rybtsova) Концепция иммунного возраста и подходы к тестированию и предотвращению заболеваний, связанных с возрастом Личностные ресурсы антистарения : монография / кол. авторов ; общ. ред. Т.Н. Березиной, А.В. Литвиновой. — Москва : РУСАЙНС, (2024 г.)
- Т.Н. Березина, К.Э. Бузанов, К.В. Завязкина, Т.А. Финогенова (T.N. Berezina, K.E. Buzanov, K.V. Zavyazkina, T.A. Finogenova) Оценка эффективности ВР тренингов антистарения в работе с пенсионерами Личностные ресурсы антистарения : монография / кол. авторов ; общ. ред. Т.Н. Березиной, А.В. Литвиновой. — Москва : РУСАЙНС, (2024 г.)
- Березина Т.Н., Балан А.С., Зимина А.А. (Berezina T.N., Balan A.S., Zimina A.A.) Оценка эффективности обучения и применения нейросетей для прогнозирования биологического возраста Современное образование (2023 г.)
- Т.Н.Березина, Л.В.Князева (T.N.Berezina, L.V.Knyazeva.) Применение VR тренингов для формирования духовных компетенций антистарения Человеческий капитал (2023 г.)
- Т. Н. Скоробогатова, К. Э. Бузанов (T. N. Skorobogatova, K. E. Buzanov) Психоэмоциональная подготовка военнообязанных к экстремальным ситуациям средствами виртуальной реальности Личностные ресурсы антистарения : монография / кол. авторов ; общ. ред. Т.Н. Березиной, А.В. Литвиновой. — Москва : РУСАЙНС, (2024 г.)
- Розенова М.И. (Rozenova M.I.) Детско-родительские и внутрисемейные отношения в компетентностной модели долголетия: опыт исследования и результаты Человеческий капитал (2023 г.)
- Березина Т.Н. (Berezina T.N.) Четырехуровневая регуляция продолжительности жизни посредством биопсихологических часов Психолог (2023 г.)
- Литвинова А.В., Кокурин А.В., Котенев И.О., Кузнецова А.А. (A. V. Litvinova, A. V. Kokurin, I. O. Kotenev, A. A. Kuznetsova) Социальный интеллект как ресурс антистарения в возрасте поздней зрелости Человеческий капитал (2024 г.)
- А.А. Кузнецова, А.В. Литвинова, И.О. Котенев (Anna A. Kuznetsova, Anna V. Litvinova, Igor O. Kotenev) Социальный интеллект как ресурс психологической безопасности на этапе поздней зрелости Москва : РУСАЙНС (2024 г.)
- Шевырев Д.В., Терещенко В.П., Березина Т.Н., Рыбцов С.А. (Shevyrev D.V., Tereshchenko V. P., Berezina T.N., Rybtsov S.A.) Hematopoietic Stem Cells and the Immune System in Development and Aging International Journal of Molecular Sciences, MDPI (Basel, Switzerland) (2023 г.)
- Рыбцова Н.Н., Березина Т.Н., Рыбцов С.А. (Rybtsova N.N., Berezina T.N., Rybtsov S.A.) Molecular Markers of Blood Cell Populations Can Help Estimate Aging of the Immune System International Journal of Molecular Sciences, MDPI (Basel, Switzerland) (2023 г.)
- Березина Т.Н., Литвинова А.В..и др. (Berezina T.N., Litvinova A.V., etc.) Личностные ресурсы антистарения ООО «РУСАЙНС»,г. Москва (2024 г.)
- Розенова М.И. (Rozenova M.I.) Семейные и детско-родительские отношения в контексте проблем продолжительности жизни и темпов постарения: интеграция эмпирического опыта Личностные ресурсы антистарения : монография / кол. авторов ; общ. ред. Т.Н. Березиной, А.В. Литвиновой. — Москва : РУСАЙНС, 2024. — С.68-82 (2024 г.)
Проект «Исследование мозговых механизмов семантического научения с помощью магнитоэнцефалографии» (Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)