Вся психология в одном университете

Методическое обеспечение программы сопровождения и реабилитации детей, находящихся на территориях, вовлеченных в последствия боевых действий

Перечень рекомендуемых программ в рамках реализации психологического просвещения

Наименование программы

Авторы

Аннотация

Программы для работы в дошкольных  образовательных организациях и на уровне  начального общего образования

1

Программа «Воспитываем вместе: проблемы, поиски решения»

Кошелева О.А.

Программа направлена на создание основы для гармоничного общения родителей (законных представителей) с детьми.

2

Программа психологического просвещения родителей (законных представителей) детей старшего дошкольного возраста «Счастливая семья-сильная страна»

Лимонцева Г.В.,

Сонцова А.И., 

Шовадаева М.И.

Программа направлена на гармонизацию детско-родительских отношений, популяризацию семейных ценностей и традиций, актуализацию ресурсов семьи посредством оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста.

3

Просветительская психолого-педагогическая программа «Азбука психологии»

Виденеева Е.Н.

Направлена на познавательно-личностное развитие младших школьников, а также формирование психологической культуры для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

4

Психолого-педагогическая программа: «Давайте жить дружно!»

Малинова Т.В.

Программа направлена на обучение младших школьников социальным приемам и способам снижения уровня агрессивности средствами совместной игровой и изобразительной деятельности.

Программы для работы на уровнях основного общего образования и среднего общего образования 

6

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию аутопсихологической компетентности подростков "Дом моего Я" | Федерация психологов образования России (rospsy.ru) 

Грибоедова О.И.

Направлена на развитие психологической компетентности подростков:

  • осознание подростками своих индивидуальных и личностных особенностей, возможностей и психических ресурсов;
  • развитие мотивации подростков к самопознанию, саморазвитию, погружению во внутренний мир собственных переживаний, навыков ориентации в нем;
  • формирование навыков самодиагностики, саморегуляции и самокоррекции психологического состояния.

7

Профилактическая психолого-педагогическая программа «Прокачай свои ресурсы! Лайфхаки для подростков!»

Соболева М.Е., Загоскина Т.В., Силинская Ю.П., Брейдак Т.А., Шибаева Е.А., Галацан Ю.В., Чиркова А.А.

Программа направлена на первичную позитивную профилактику социально-негативных явлений среди несовершеннолетних.

8

Мир вокруг меня (Влияние формирования ценностных ориентаций на личностное развитие подростков) | Федерация психологов образования России (rospsy.ru)

Лилейкина О.В., Попова Т.Н.

Программа направлена на формирование позитивных жизненных ценностей и развитие личностных и поведенческих характеристик, снижающих риск формирования разного рода зависимостей.

Программы работы психолога с педагогическими работниками

10

Программа «Раннее выявление и грамотное реагирование»

Афанасьева Н.В., Шубина Е.В., Коптяева О.Н, Малухина Н.В., Патракова В.Н.

Программа направлена на совершенствование психолого-педагогических компетенций педагогических работников в использовании технологий выявления и предупреждения действия рискогенных факторов, способных привести к нарушениям позитивной социализации обучающихся.




Перечень рекомендуемых программ в рамках реализации психологической профилактики

Наименование программы

Авторы

Аннотация

Программы для для работы с обучающимися  дошкольных образовательных организаций и обучающимися по программам начального общего образования

1

Профилактическая программа «Школа ждет»

Печатнова Н.Б.

Программа направлена на формирование интеллектуальной готовности к обучению в школе, развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи) с учетом возрастных особенностей детей, формирование их интеллектуальных умений.

2

Профилактическая психолого-педагогическая программа «Ура! Я - первоклассник!»

Панина Е.В., Захарова И.Г., Зуева И.М.

Программа направлена на предупреждение школьной дезадаптации у первоклассников, формирование положительного отношения к школе, развитие у детей социальных и коммуникативных умений.

3

Профилактическая программа сопровождения обучающихся «Каменные сказки».

Визгина Е.Н., Дунаева Н.А., Ратманова С.А.

Программа направлена на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, снижение уровня тревожности, агрессивности.

4

Программа комплексной помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с проблемами развития «Тропинка детства»

Южакова С.А.

Программа направлена раннее выявление нарушений здоровья и ограничений жизнедеятельности ребёнка, адаптация семьи и ребенка в общество.

Программы для для работы с обучающимися по программам основного общего образования и среднего общего образования

6

Профилактическая психолого-педагогическая программа “Все в твоих руках”

Серякина А.В., Павленко В.Р.

Программа направлена на профилактику рискованного поведения в молодежной среде; формирование ценностного отношения подростков к своему здоровью и здоровью окружающих, формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья.

7

Психолого-педагогическая программа "Преодолеем вместе"

Чабуева Т.П., Гончарова Н.Г.

Программа направлена на гармонизацию эмоционально-волевой сферы и профилактику отклоняющегося поведения обучающихся группы риска (подростков в период нахождения в трудной жизненной ситуации и подростков, склонных к отклоняющемуся поведению).

8

Программа развития жизнестойкости у подростков, воспитывающихся в семьях группы риска.

Личман Д.С.

Программа направлена на расширение сознания и самосознания индивида в когнитивной, аффективной и поведенческой сферах.

9

Программа профилактики суицидального поведения, антивитальных настроений среди студентов «Я С ВАМИ, Vita-лик»

Моисеенко Н.А.

Программа направлена на профилактику суицидов и суицидальных попыток среди обучающихся, а также формирование у студентов позитивного отношения к жизни, сознательное построение обучающимися гармоничных отношений в обществе, стремление к достижению собственных социально-одобряемых целей, стремление к саморазвитию.




Перечень рекомендуемых программ в рамках реализации психологической коррекции

Наименование программы

Авторы

Аннотация

Программы для работы с обучающимися дошкольных образовательных организаций  и с обучающимися по программам начального общего образования

1

Программа «Я говорю о своих чувствах»

Кудреватых А.Ю.

Программа направлена на развитие представлений об эмоциях у детей, через расширение и обогащение способов и средств эмоционального взаимодействия с окружающей действительностью. Занятия по данной программе могут быть рекомендованы детям с незрелой эмоционально – волевой сферой, трудностями в общении со сверстниками и взрослыми.

2

Программа по коррекции детских страхов для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Не так все страшно!»

Комаревцева М.А.

Направлена на развитие эмоционально-личностной сферы, коррекцию детских страхов и снижение тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

3

Программа психологической коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста «Песочная сказка»

Букалова И.А.

Программа направлена на коррекцию агрессивного поведения, снятие психоэмоционального напряжения, агрессивных импульсов, тревоги, а также формирование навыков конструктивного общения.

4

Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Истратова О.Н.

Программа направлена на снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

5

Комплексная программа психологической реабилитации несовершеннолетних «У страха глаза велики»

Васильева Г.В.

Программа направлена на снижение уровня тревожности детей путем снятия эмоционального и телесного напряжения у детей с высоким и средним уровнем тревожности.

6

Коррекционно-развивающая программа «НейроУм»

Лучникова В.Е.

Программа направлена на развитие психических процессов у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с применением прогрессивных и эффективных нейропсихологических методик, и технологий.

Программы для работы с обучающимися по программам основного общего образования и среднего общего образования

7

Программа по раскрытию внутренних ресурсов подростков 11-13 лет, воспитывающихся в условиях детского дома, «Путешествие во взрослую жизнь»

Чеботарева Н.А., Кольцова А.Г.

Программа направлена на помощь воспитанникам, испытывающим трудности в развитии и социальной адаптации; развитие коммуникативных навыков, эмпатии, формирование новых жизненных установок и системы ценностных ориентаций; коррекцию и развитие эмоциональной сферы личности, обучение новым способам взаимодействия.

8

Психокоррекционная программа по профилактике тревожности и страхов у старших подростков методами арт-терапии.

Красильникова Ю.Д.

Программа направлена на нивелирование состояний тревоги и страха у старших подростков, включает работу по снижению личной и ситуативной тревожности подростков; обучение подростков техникам и способам саморегуляции, конструктивным поведенческим реакциям.




Реестр методов углубленной оценки состояния детей для дифференцированной психологической диагностики, сопровождения и реабилитации несовершеннолетних, находящихся на территориях, вовлеченных в последствия боевых действий

Название

Автор

Описание

Раздел 1: ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СТРЕССА У РЕБЕНКА

1.1. Дошкольный возраст

1.1.1

Беседа "Расскажи о себе"

А. М. Щетинина

Цель: изучение уровня и характера оценки, сформированности образа "Я", степени осознания своих особенностей.

1.1.2

Детский тест тревожности

Р. Тэмпл, 

М. Дорки, 

В. Амен.

Цель: вычисление индекса тревожности ребенка, который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14).

1.1.3

Диагностика эмоционально-ценностного отношения к себе (методика “Нарисуй себя”)

А.М. Прихожан, 

З. Василяускайте

Цель: изучение особенностей эмоционально-ценностного отношения к себе у детей 5-9 лет.

1.1.4

Методика "Рисунок человека”

Н. Артюхина, 

А.М. Щетинина

Цель: выявить у ребенка уровни тревожности и агрессивности.

1.1.5

Методики изучения особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека

А.М. Щетинина

Цель: выявить особенности восприятия и понимания детьми 4-7 лет эмоционального состояния радости, печали, гнева, страха, удивления-интереса изображенных людей при разных условиях восприятия.

1.1.6

Методика «Несуществующее животное»

М.З. Дукаревич

Цель: диагностика эмоциональных особенностей личности, агрессивности, сферы общения. Возрастной диапазон: методика применяется, начиная со старшего дошкольного возраста.

1.1.7

Проективная методика «Дом, дерево, человек»

Дж. Бук 

Диагностика эмоциональной и личностной сферы ребенка.

1.2. Младший школьный возраст

1.2.1

Диагностика социального развития ребенка

А.М. Щетинина

Книга содержит разные по сложности использования и интерпретации методики, многие из которых являются общепринятыми и широко используются в психологических исследованиях.

1.2.2

Карта наблюдений за поведением ребенка

Н.Я. Cемаго, 

М.М. Семаго

Дает возможность оценить сформированность уровневой системы аффективной регуляции как одной из базовых составляющих психического развития. Ориентирована на детей 1,5-12 лет.

1.2.3

Карта наблюдений за состоянием и поведением для родителя

Д. Стотт

Цель: оценить эмоциональное состояние ребенка насколько оно стабильно и не вызывает тревоги со стороны родителя.

1.2.4

Карта наблюдений за состоянием и поведением для учителя

Д. Стотт

Цель: оценить эмоциональное состояние ребенка насколько оно стабильно и не вызывает тревоги со стороны учителя.

1.2.5

Критерии определения тревожности у ребенка

Г. П. Лаврентьева, 

Т.М. Титаренко

Цель: определить наличие тревожности у детей.

1.2.6

Диагностическая методика  «Определение уровня эмоционального стресса ребенка»

П.П. Кучегаш

Цель: выявить уровень тревожности у ребенка. 

1.2.7

Опросник САН

Н.Ф. Гребень

Экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения состояния ребенка.

1.2.8

Тест Фрустрационных реакций (детский вариант)

С. Розенцвейг

Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.

1.3. Подростковый возраст

1.3.1

Диагностика состояния стресса 

А.О. Прохоров

Методика позволяет выявить особенности переживания стресса: степень самоконтроля и эмоциональной лабильности в стрессовых условиях. Методика предназначена для людей 

старше 18 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.

1.3.2

Опросник «Устойчивость к стрессу»

Ф.Т. Готвальд

В. Ховальд

Цель: выявление глубины наличия стресса.

1.3.3

Методика оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности

Л.А.Курганский, 

Т.А. Немчин

Методика предназначена для определения особенностей психического состояния человека по показателям психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности.

1.3.4

Методики экспресс-диагностики

В.В. Бойко

Цель: выявление ряда

психоэмоциональных особенностей и состояния испытуемого, таких как склонность к дистимии, эйфории или дисфории, импульсивности, аффективному поведению, трудностей в установлении эмоциональных контактов, эмоционального «выгорания».

1.3.5

Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз»

Методика разработана в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии им. С.М. Кирова

Цель: определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе

1.3.6

Опросник, определяющий склонность к развитию стресса

Т.А. Немчин, 

Дж. Тейлор

Цель: выявление уровня эмоционального стресса.

1.3.7

Методика «Самооценка эмоциональных состояний»

А. Уэссман,

Д. Рикс

Цель: определение самооценки, самочувствия и эмоционального состояния человека на момент обследования.

1.3.8

Тест на определение стрессоустойчивости личности

Н.В.Киршева, Н.В.Рябчикова

Цель: определение уровня стрессоустойчивости личности.

1.3.9

Торонтская алекситимическая шкала (TAS)

G. Taylor, 

D. Ryan, 

R. Bagby 

адаптирована в Психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева. 

Представляет собой опросник, предназначенный для диагностики уровня алекситимии. Алекситимия свойственна людям, которые по тем или иным причинам ограниченно перерабатывают эмоциональные впечатления, выраженная алекситимия обусловливает неадекватное отношение к партнеру и проблемы в межличностных отношениях. 

1.3.10

Шкала психологического стресса (PSM-25)

Н.Е. Водопьянова 

Цель: выявление уровня стресса.

1.4. Юношеский возраст

1.4.1

Методика «Личностная агрессивность и конфликтность»

Е.П. Ильин,

П.А. Ковалев

Цель: выявление склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик.

1.4.2

Методика «Интегральная диагностика и коррекция профессионального стресса» (ИДИКС)

А.Б. Леоновой

Методика позволяют в едином формате интегрировать информацию о качественно разнородных проявлениях стресса и определить степень его развития. 

1.4.3

Определение типа адаптивной реакции человека

В.П. Казначеева

Цель: определение типа адекватной реакции человека.

1.4.4

Диагностика эмоционального состояния. Цветовой тест Люшера

М. Люшер

Методика, использующая феномен цветопредпочтения для диагностики нервно-психических состояний и выявления внутриличностных конфликтов.

1.4.5

Шкала дифференциальных эмоций

К. Изард,

адаптирована А.Леоновой

Цель: выявление по нарастанию различной степени выраженности данного переживания

1.4.6

Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности

Ч.Д. Спилбергер (в адаптации Ю.Л. Ханина)

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта.

1.4.7

Шкала тревожности студента

Модификация 

Г.Ш. Габдреевой опросника

 Ж. Тейлор

Цель: определение личностной тревожности студентов.

Раздел 2: ДИАГНОСТИКА ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ

2.1.          Дошкольный возраст

2.1.1

Анкета (скрининг) на выявление характера травматического события (для родителей) анкета TESI-C

Перевод 

Т.Я Сафоновой.

Анкета позволяет собрать сведения о насилии – физическом, сексуальном, эмоциональном, данные о разлуке, похищении, несчастном случае, смерти.

2.1.2

Проективная методика "Несуществующее животное"

По И.М. Сеченову

Цель: Диагностика эмоциональных особенностей личности, агрессивности, сферы общения. Методика применяется, начиная со старшего дошкольного возраста. 

2.1.3

Тест «страхи в домиках»

А.И. Захаров,

М.А. Панфилова

Цель: диагностика, выявление и уточнение преобладающих видов страхов у детей старше 3-х лет. 

2.2. Младший школьный возраст

2.2.1

Интервью для оценки проблемы детей

Т.Я. Сафонова

Цель: выявление эмоционального состояния ребенка.

2.2.2

Арт-терапевтическая техника (методика) «розовый куст»  

Дж. Аллан

Методика предназначена для определения возможного жестокого обращения с ребенком с использованием стратегии розового куста. Помогает выявить эмоциональное неблагополучие у детей любого пола и возраста.

2.2.3

Опросник на посттравматическое состояние при насилии 

С.А. Хусейн,

В.Р. Холкомб

Опросник направлен на выявление посттравматического стрессового состояния. Предназначается для обследования мальчиков и девочек любого возраста (если возраст не позволяет самостоятельно заполнять тест, это делает психолог).

2.2.4

Тест "Дом, дерево, человек"

Дж. Бук

Диагностика эмоциональной и личностной сферы.

2.2.5

Тест руки Э. Вагнера

Э. Вагнер

Проективная методика исследования личности, позволяющая прогнозировать склонность к «открытому агрессивному поведению», в том числе и сексуальному, составляет специфичную особенность теста.
Методика может использоваться для обследования как взрослых, так и детей.

2.3. Подростковый возраст

2.3.1

Анкета (скрининг) на выявление характера травматического события (для ребенка) 

Т.Я. Сафонова

Анкета позволяет собрать сведения о видах насилия – физическом, сексуальном, эмоциональном, данные о разлуке, похищении, несчастном случае, смерти. Предназначена для анкетирования мальчиков и девочек любого возраста. 

2.3.2

Психодиагностическая методика для многомерной оценки детской тревожности

Пособие разработано в ГУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева»

Предлагаемая методика может быть использована, как в целях экспресс-диагностики тревожных состояний и причин тревожности у детей и подростков.

2.3.3

Методика индикатор копинг стратегий Дж. Амирхана.

Адаптирована в Психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В.М.Бехтерева. 

Методика предназначена для диагностики доминирующих копинг-стратегий личности. 

2.3.4

Опросник «Копинг-механизмы» 

Е. Хейм

Методика Е. Heim позволяет исследовать 26 ситуационно-специфических вариантов копинг-механизмов, распределенных в соответствии с тремя основными сферами психической деятельности — когнитивной, эмоциональной и поведенческой.

2.3.5

Симптоматика реакции на стресс у детей.

Р.В. Кадыров, 

У. Стил, 

П.Дж. Кордас

Симптоматика посттравматического стресса и травматических переживаний различается у детей разного возраста и должна учитываться при первичной диагностике факта травмы.

2.4. Юношеский возраст

2.4.1

«Шкала враждебности»

У. Кук,

Д.Медлей

Данная методика позволяет оценивать уровень выраженности по шкалам цинизма, агрессивности и враждебности.

2.4.2

Методика «Шкала принятия других».

У. Фей

Цель: выявление уровня принятия других людей, состояния активизации психологической защиты (враждебность, агрессия) по данной методике.  Предназначена для 5-11 классов.

2.4.3

Шкала (тест-опросник) депрессии Бека.

А.Т. Бек

Методика используется для диагностики уровня депрессии.


Контакты

Адрес: г. Москва, ул. Зорге, д.18, корп.3.

График работы: пн.-пт., 10:00-18:00