2020-2021
Инструменты оценки межкультурной компетентности педагога
Период реализации: 2019-2020
Руководитель проекта: Хухлаев О.Е.
Подразделение: Факультет социальной психологии
Результаты проекта: Отчет
Публикации по проекту:
- Хухлаев, О. Е. Отношение российских учителей к культурному разнообразию в трудных педагогических ситуациях: опыт качественного анализа / О. Е. Хухлаев, Н. В. Ткаченко // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2021. – Т. 10. – № 1(37). – С. 33-44. – DOI 10.18500/2304-9790-2021-10-1-33-44. https://akmepsy.sgu.ru/sites/akmepsy.sgu.ru/files/2021/04/akmeologiya_2021_1-33-44_1.pdf
Апробация методик первичного психологического скрининга водителей, склонных к рискованному дорожному поведению
Период реализации: июнь 2020 – ноябрь 2021
Руководитель проекта: Кочетова Т.В.
Подразделение: Факультет социальной психологии
Результаты проекта: отчёт
Публикации по проекту:
- Кочетова Т.В., Погодина А.В., Харченко М.А. Проблема исследования водительского поведения в современной зарубежной психологии [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 3. С. 118–126. doi:10.17759/jmfp.2020090311
https://psyjournals.ru/jmfp/2020/n3/Kochetova_et_al.shtml - Ершов С.В., Кочетова Т.В., Погодина А.В., Харченко М.А. Возможности и перспективы модификации курса «Психофизиологические основы деятельности водителя» в системе дополнительного образования. Психолого-педагогические исследования (2021. Том 13, № 2. С. 72–88) https://psyjournals.ru/files/121855/psyedu_2021_n2_Ershov_et_al.pdf
- Харченко М.А., Плотникова М.А. Формирование установок безопасного вождения у начинающих водителей // Экспериментальная психология. 2020. Том 13. № 4. С. 180–191. doi:10.17759/exppsy.2020130413 https://psyjournals.ru/exp/2020/n4/Kharchenko_Plotnikova.shtml
- Кочетова Т.В., Мейнхард Г. Методика оценки рискованного дорожного поведения водителей: апробация на российской выборке // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 3. С. 196–210. doi:10.17759/sps.2020110313 https://psyjournals.ru/social_psy/2020/n3/Kochetova_Meinhard.shtml
- Бедина И.А., Бурцев А.А., Кочетова Т.В. Компетентностная модель специалиста по медико-психологической работе в области безопасности дорожного движения [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. № 3. С. 18–30. doi:10.17759/psyedu.2021130302 https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2021/n3/Bedina_et_al.shtml
- Бедина И.А., Бурцев А.А., Кочетова Т.В. Основные модели медико-психологической работы по профилактике повторного управления транспортным средством в состоянии опьянения (международный опыт) - Принята к печати в журнале "Психология и право"
Специфика развития умственных способностей детей 5-7 лет в эпоху цифровой социализации
Период реализации: октябрь 2019 – декабрь 2020
Руководитель проекта: Денисенкова Н.С.
Подразделение: Факультет социальной психологии
Результаты проекта: Отчёт
Публикации по проекту:
- Савостьянов А.Н., Степанова В.В., Толстых Н.Н. Воля и произвольность: опыт междисциплинарного исследования // Культурно-историческая психология. Т.15. № 3. – С. 91-104. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2019150310.
- Денисенкова Н.С., Красило Т.А. Развитие дошкольников в эпоху цифровой социализации // Современное дошкольное образование. 2019 № 6. – С.22-29. https://sdo-journal.ru/journalnumbers/denisenkova-ns-krasilo-ta-razvitie-doshkolnikov-v-epohu-cifrovoj-socializacii.html.DOI: 10.24411/1997–9657-2019–10058.
- Толстых Н. Н., Кулагина И. Ю., Апасова Е. В., Денисенкова Н. С., Красило Т. А. Социальная возрастная психология : учебное пособие для вузов. Москва : Академический Проект, 2019
- Денисенкова Н.С., Красило. Развитие дошкольников в эпоху цифровой социализации // Современное дошкольное образование. 2019. - № 6. – С.22-29. DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10058.
- Красило Т.А. Взаимосвязь между частотой использования электронных гаджетов, включенностью в игровое взаимодействие и креативностью у дошкольников // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 1. С. 144–158. DOI:10.17759/sps.2020110109.
- Денисенкова Н.С., Шиян О.А. Универсальные целевые ориентиры: познавательные способности // Современный детский сад: Универсальные целевые ориентиры дошкольного образования: Методическое пособие / Под ред. О. А. Шиян. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021. – С. 96-139.
- Денисенкова Н.С., Федоров В.В. Рекомендации по проведению психологической диагностики развития умственных способностей современных дошкольников // Современное дошкольное образование. 2021 (принято к печати).
- Денисенкова, Н. С. Сравнительный анализ уровня развития умственных способностей современных старших дошкольников и их сверстников, посещавших детские сады в последней трети ХХ века / Н. С. Денисенкова, В. В. Федоров // Психологическая наука и образование. – 2021. – Т. 26. – № 3. – С. 40-53. https://psyjournals.ru/psyedu/2021/n3/Denisenkova_Fedorov.shtml
Разработка модели профайлинга онлайн-поведения несовершеннолетних и молодых взрослых в социальных сетях
Период реализации: 2019-2021
Руководитель проекта: Дворянчиков Н.В.
Подразделение: Факультет юридической психологии
Отчёт по проекту: отчёт
Тезисы: тезисы проекта
Публикации по проекту: Специфика стратегий психологического воздействия у лиц, совершающих преступления сексуальной направленности против несовершеннолетних с использованием телекоммуникационной сети Интернет
Субъективное благополучие приемного ребенка, воспитывающегося в замещающей семье
Период реализации: 2019-2020
Руководитель проекта: Семья Г.В., Ослон В.Н.
Подразделение: Факультет «Психология образования»
Результаты проекта: Отчет
Публикации по проекту:
- Ослон В.Н., Семья Г.В., Прокопьева Л.М., Колесникова У.В. Операциональная модель и инструментарий для изучения субъективного благополучия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 6. С. 41–50. doi:10.17759/pse.2020250604 https://psyjournals.ru/files/118328/pse_2020_n6_Oslon_Semya_et_al.pdf
Использование психоактивных веществ студентами: в погоне за академическими успехами
Аннотация проекта
Период реализации: 2019-2020
Руководитель проекта: Рычкова О.В.
Подразделение: Факультет консультативной и клинической психологии
Результаты проекта:
Публикации по проекту:
Образ тела и отношение к своему телу у подростков
Период реализации: 2019-2020
Руководитель проекта: Филиппова Е.В.
Подразделение: Факультет консультативной и клинической психологии
Результаты проекта: Отчет
Публикации по проекту:
- Ерохина Е.А., Филиппова Е.В. Образ тела и отношение к своему телу у подростков: семейные и и социокультурные факторы влияния (по материалам зарубежных исследований) [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 4. С. 57–68. doi:10.17759/jmfp.2019080406 https://psyjournals.ru/jmfp/2019/n4/Erokhina_Filippova.shtml
- Павлова Н.В., Филиппова Е.В «Взаимосвязь пищевого поведения и формирования образа тела у детей и подростков в контексте детско - родительских отношений (по материалам зарубежных исследований)» в журнале Современная зарубежная психология, 2020, № 4 - С. 32–44 doi:10.17759/jmfp.2020090403 https://psyjournals.ru/jmfp/2020/n4/Pavlova_Filippova.shtml
Разработка критериев для описания и исследования эффективности вмешательств при помощи детям, подросткам и взрослым с расстройствами в спектре аутизма
Период реализации: 2019-2020
Руководитель проекта: Сорокин А.Б.
Подразделение: Научная лаборатория ФРЦ по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра
Результаты проекта: Отчет
Целью работы являлось обобщение критериев эффективности вмешательств для практического использования при описании и оценке практик и методик, применяемых при работе с детьми с РАС. Помимо исследования обзорной литературы по эффективности вмешательств при нарушениях развития и составления рабочей библиографии по исследованиям эффективности вмешательств, была проведена идентификация и обобщение параметров, позволяющих изучить вмешательства на предмет соответствия критериям доказательности. В результате была составлена тестовая версия для протокола оценки эффективности вмешательств. Практическая направленность проекта потребовала оформления результатов в виде рекомендаций для описания стандарта описания методов работы с детьми РАС с перечнем критериев эффективности вмешательств.
Новизна проекта определялась недостаточным применением критериев оценки эффективности для описания и экспертизы методов помощи детям, подросткам и взрослым с аутизмом. Проект был направлен на идентификацию и обобщение параметров, позволяющих изучить вмешательства на предмет соответствия критериям доказательности. Анализ принципов доказательности для медицинский, психолого-педагогических и социальных вмешательств позволил выявить критерии эффективности, которые в адаптированном виде будут использоваться разработчиками вмешательств для описания предлагаемых методов. Протокол оценки исследований, посвященных эффективности вмешательств, будет использоваться практическими специалистами при принятии информированного решения о применимости того или иного метода в психолого-педагогическом сопровождении и обучении детей с расстройствами аутистического спектра. Эти материалы доступны специалистам в статьях, опубликованных по результатам проекта (см.список публикаций).
Отмечено, что хорошо структурированное и информативное руководство позволяет более эффективно и быстро собрать данные подтверждающих исследований, которые публикуются в научном журнале с независимой экспертизой статей. Особая уверенность в правомерности выводов об успешности вмешательства возникает после репликации результатов другими группами исследователей. В рамках исследования было показано, что у принципов доказательности психолого-педагогических вмешательств есть много сходств с принципами доказательной медицины. И те, и другие призваны быть основой для принятия решения об адекватном способе помощи ребенку, подростку или взрослому с РАС.
Публикации по проекту:
Сорокин, А. Б. Исследование эффективности вмешательства при аутизме. Часть 1. Как описать целевую группу // Дефектология. – 2020. – № 3. – С. 74-80.
http://www.schoolpress.ru/products/rubria/index.php?ID=86278&SECTION_ID=38
Сорокин, А. Б. Исследование эффективности вмешательства при аутизме. Часть 2. План описания // Дефектология. – 2020. – № 4. – С. 3-13.
http://www.schoolpress.ru/products/rubria/index.php?ID=86705&SECTION_ID=38
Сорокин А.Б., Давыдова Е.Ю., Хаустов А.В. Специфика оценки эффективности психолого-педагогических вмешательств при работе с детьми с РАС // Социальные науки и детство. 2020. Том 1. № 1. С. 58–67. doi:10.17759/ssc.2020010105
https://psyjournals.ru/ssc/2020/n1/Sorokin_Davydova_Khaustov.shtml
Давыдова Е.Ю., Сорокин А.Б., Хаустов А.В., Шведовский Е.Ф.
Проблемы и перспективы интеграции методов с доказанной эффективностью в практику школьного обучения детей с расстройствами аутистического спектра // Клиническая и специальная психология. – 2021. (в печати)
Междисциплинарное исследование гетерогенности расстройств в спектре аутизма
Период реализации: январь 2019 – декабрь 2021
Руководитель проекта: Горбачевская Н.Л.
Подразделение: Научная лаборатория ФРЦ по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра
Промежуточный отчёт: отчёт Горбачевской Н.Л.
Результаты проекта:
Публикации по проекту:
- Давыдова, Е. Ю. Проектирование речевой среды с учетом сформированности жизненных компетенций ребенка / Е. Ю. Давыдова // Специальное образование. – 2019. – № 3(55). – С. 50-64. – DOI 10.26170/sp19-03-04. http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/12797/1/speo-2019-03-04.pdf
- Данилина, К. К. Использование методики ADOS для диагностики расстройств аутистического спектра у подростков и взрослых / К. К. Данилина, Н. Ю. Коровина // Детская и подростковая реабилитация. – 2019. – № 3(39). – С. 54-56. https://mgppu.ru/resources/files/Karantin/%D0%94%D0%9D%D0%A0%20_2019.pdf
- Correlations between the EEG Spectral Characteristics and the Severity of Autistic Manifestations / A. B. Sorokin, O. V. Balandina, S. A. Polevaya [et al.] // Modern Technologies in Medicine. – 2019. – Vol. 11. – No 1. – P. 84-89. – DOI 10.17691/stm2019.11.1.10. https://www.researchgate.net/publication/332045292_Correlations_between_the_EEG_Spectral_Characteristics_and_the_Severity_of_Autistic_Manifestations
- Данилина К.К., Горбачевская Н.Л. Исследование адаптивного статуса и аутистических проявлений у разновозрастных групп пациентов с моногенной формой расстройств аутистического спектра – синдромом Мартина–Белл [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2020. Том 9. № 2. С. 79–98. doi:10.17759/cpse.2020090204 https://psyjournals.ru/psyclin/2020/n2/Danilina_Gorbachevskaya.shtml
- Тюшкевич С.А., Мамохина У.А., Данилина К.К., Переверзева Д.С., Салимова К.Р., Горбачевская Н.Л. К вопросу о механизмах возникновения расстройств аутистического спектра: описание семейного случая // Аутизм и нарушения развития. 2020. Том 18. № 2. С. 32–40. doi:10.17759/autdd.2020180205 https://psyjournals.ru/autism/2020/n2/Tuyshkevich_et_al_full.shtml
- Принята к печати статья : Переверзева Д.С., Тюшкевич С.А., Улас Е.В., Горбачевская Н.Л. Спектр синдромальных нарушений при экспансии CGG-повторов промотора гена FMR1: патогенетические механизмы и клинические проявления. ЖурналВНД
- Подготовлена к печати статья: Natalia L. Gorbachevskayaa,b, Andrei A. Mitrofanova, Alexander B. Sorokinb Discriminative Value of Resting-State EEG Biomarker between Fragile X Syndrome, Autism Spectrum,c,*Disorders, and Typical Development для журнала Clinical Neurophysiology
Библиотека Выготского
Период реализации: 2019-2020
Руководитель проекта: Шведовская А.А.;Пономарева В.В.
Подразделение: Фундаментальная библиотека;Управление информационными и издательскими проектами
Результаты проекта: Отчет
Публикации по проекту:
- Рубцов В.В., Марголис А.А., Шведовская А.А., Пономарева В.В. Наукометрический анализ культурно-исторического направления в научных публикациях 2009—2019 годов // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 4. С. 119–132. doi:10.17759/chp.2019150412 https://psyjournals.ru/files/111506/chp_2019_n4_Rubtsov_et_al.pdf
Педагогика и психология проектной деятельности в образовании
Период реализации: 2019-2021
Руководитель проекта: Рубцов В.В., Громыко Ю.В.
Подразделение:
Результаты проекта:
Публикации по проекту:
Профилактика когнитивных дефицитов у лиц пожилого и старческого возраста
Период реализации: 2018-2020
Руководитель проекта: Рощина И.Ф.
Подразделение: Факультет «Клиническая и специальная психология»
Результаты проекта: Отчет
Публикации по проекту:
Проект «Разработка и апробация технологии оценки эффективности инклюзивного образования в образовательной организации»
- Аннотация проекта
- Период реализации: июнь 2019 – ноябрь 2021
- Руководитель проекта:
- Подразделение:
- Результаты проекта:
- Публикации по проекту:
- Шеманов А.Ю., Самсонова Е.В. Специальное образование как ресурс инклюзивного образовательного процесса // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 6. С. 38–46. DOI: 10.17759/pse.2019240604 https://psyjournals.ru/psyedu/2019/n6/Shemanov_Samsonova.shtml
- Алехина С.В., Мельник Ю.В., Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. К вопросу оценки инклюзивного процесса в образовательной организации: пилотажное исследование [Электронный ресурс] // Психологопедагогические исследования. 2019. Том 11. № 4. C. 121–132 doi: 10.17759/psyedu.2019110410 https://psyjournals.ru/files/111073/psyedu_2019_n4_Alekhina_Melnik_Samsonova_Shemanov.pdf
- Алехина С.В., Мельник Ю.В., Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. Экспертная оценка параметров инклюзивного процесса в образовании [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2020. Том 9. № 2. C. 62–78. DOI: 10.17759/cpse.2020090203 http://www.inclusive-edu.ru/wp-content/uploads/2020/08/cpse_2020_n2_Alekhina_et_al.pdf
Психолого-педагогическое и социально-правовое обоснование вариативности
психодиагностических процедур для обследования кандидатов
в замещающие родители, воспитанников и работников организаций для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей»
(Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации)
- Аннотация проекта
- Период реализации: 2021
- Руководитель проекта: кандидат психологических наук Ослон В.Н.
- Подразделение: Факультет «Психология образования»
- Результаты проекта:
За 2021 г. были достигнуты следующие результаты:
- Разработан научно обоснованный подход к изучению вопроса обоснованности вариативности психодиагностических процедур при проведении социально-психологического обследования и его влияния на качественный отбор граждан, желающих принять в свою семью на воспитание ребенка и лиц, работников организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
1.1. Проведен системный анализ теоретических аспектов отечественных и зарубежных правовых, психологических, социологических, научно-педагогических и культурологических концепций, затрагивающих тему социально-психологического обследования воспитанников организаций для детей-сирот, ресурсности и рисков лиц, осуществляющих альтернативную заботу о детях (проанализировано иностранных источников - 220; российских источников – 152):
а) выявлены перспективные подходы к созданию системы качественного отбора лиц для альтернативной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей (зарубежных – 12 подходов; российских – 12).
б) выявлены наиболее эффективные психодиагностические комплексы и процедуры социально-психологического обследования граждан, желающих принять в свою семью на воспитание ребенка (2 комплекса) и работников организации для детей-сирот, в международной и отечественной практике;
в) проанализированы результаты отечественных лонгитюдных исследований влияния различных психодиагностических процедур на качественный отбор граждан, желающих принять в свою семью на воспитание ребенка и лиц, работников организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (12 исследований);
1.2. Разработаны научно обоснованные социально - правовые и психолого-педагогические требования к отбору вариативных психодиагностических процедур для социально-психологического обследования граждан, желающих принять в свою семью на воспитание ребенка, воспитанников и работников организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- Разработан инструментарий социально-психологического обследования воспитанников, кандидатов в замещающие родители и работников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (инструментарий для воспитанников организаций для детей-сирот включил 52 методики, инструментарий для кандидатов в замещающие родители – 47, инструментарий для работников – 47 методик).
Публикации по проекту:
-
- Ослон В.Н., Семья Г.В., Прокопьева Л.М., Колесникова У.В. Структура субъективного благополучия детей-сирот с ОВЗ младшего школьного возраста, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] // Психология и право. 2021. Том 11. № 3. С. 205–221. doi:10.17759/psylaw.2021110315
https://psyjournals.ru/psyandlaw/2021/n3/oslon_semya_prokopyeva.shtml
- Ослон В.Н., Одинцова М.А., Семья Г.В., Колесникова У.В. Структура методики «Мотивация приема ребенка-сироты в замещающую семью» [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. № 4. С. 3–21. DOI:10.17759/psyedu.2021130401. https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2021/n4/Oslon.shtml
- 3. Ослон В.Н., Одинцова М.А., Семья Г.В., Зинченко Е.А. Инвариантные и вариантные социально-психологические характеристики успешных замещающих матерей // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 149–163. DOI:10.17759/pse.2021260612. https://psyjournals.ru/psyedu/2021/n6/Oslon.shtml
- Ослон В.Н., Семья Г.В., Прокопьева Л.М., Колесникова У.В. Структура субъективного благополучия детей-сирот с ОВЗ младшего школьного возраста, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] // Психология и право. 2021. Том 11. № 3. С. 205–221. doi:10.17759/psylaw.2021110315
Разработка концептуальной модели новой школы
- Аннотация проекта
- Период реализации: 2020
- Руководитель проекта: Тихомирова А.В.
- Подразделение: Сектор "Центр доказательного социального проектирования"
- Результаты проекта: Отчет
- Публикации по проекту:
- Зарецкий В.К., Зарецкий Ю.В., Карягина Т.Д., и др. Теоретико-методологические основания построения модели новой школы в России: культурно-историческая психология и деятельностный подход как фундамент образовательной практики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2021. - Т. 18. - №1. - C. 122-139. doi: 10.22363/2313-1683-2021-18-1-122-139 http://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/article/view/26153
- Зарецкий В.К., Зарецкий Ю.В., Островерх О.С., Тихомирова А.В., Федоренко Е.Ю. Сравнительный анализ концептуальных оснований современных образовательных систем и образовательных практик (на примере сравнения системы развивающего обучения и рефлексивно-деятельностного подхода) [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. № 4. С. 3–18. doi:10.17759/psyedu.2020120401
https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2020/n4/Zaretskii_Zaretskii_et_al.shtml
-
Островерх О. С., Тихомирова А. В. (2021) Соучастное проектирование образо-вательного пространства новой школы // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. No 3. С. 260–283. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-3-260-283
- Аннотация проекта
- Период реализации: 2019 - 2020
- Руководитель проекта: Терехова А.М., Лисицына А.А., Эркенова Ф.С.
- Подразделение: отдел содействия трудоустройству выпускников, отдел по учебной работе, отдел по информационной политике и связям с общественностью
- Результаты проекта: Отчет
- Публикации по проекту: -
- Аннотация проекта
- Период реализации: 2019 - 2021
- Руководитель проекта: Сорокова М.Г.
- Подразделение: Факультет «Информационные технологии», факультет «Дистанционное обучение», "Отдел планирования и сопровождения научных проектов и мероприятий"
- Результаты проекта: Отчет
- Публикации по проекту:
- Sorokova, Marina G. (2020) Skepticism and learning difficulties in a digital environment at the Bachelor's and Master's levels: are preconceptions valid? // Heliyon, V. 6, Issue 11, E05335. DOI: 10.1016/j.heliyon.2020.e05335 https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2020.e05335
- Сорокова М.Г. Электронный курс как цифровой образовательный ресурс смешанного обучения в условиях высшего образования // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 1. С. 36–50. doi:10.17759/pse.2020250104 https://psyjournals.ru/psyedu/2020/n1/Sorokova.shtml
- Сорокова М.Г. Цифровая образовательная среда университета: кому более комфортно в ней учиться? // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 2. С. 44–58. doi:10.17759/pse.2020250204 https://psyjournals.ru/psyedu/2020/n2/Sorokova.shtml
- Сорокова М.Г. Предметные результаты студентов в цифровой среде университета на разных уровнях высшего образования: так кто же более успешен? // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 1. С. 76–91. doi:10.17759/pse.2021260105 https://psyjournals.ru/psyedu/2021/n1/Sorokova.shtml
- Сорокова М.Г., Одинцова М.А., Радчикова Н.П. Образовательные результаты студентов в электронных курсах при смешанном и онлайн-обучении // Моделирование и анализ данных. 2021. Том 11. № 1. С. 61–77. doi:10.17759/mda.2021110105 https://psyjournals.ru/mad/2021/n1/Sorokova_Odintsova_et_al.shtml
- Сорокова М.Г., Одинцова М.А., Радчикова Н.П. Шкала оценки цифровой образовательной среды (ЦОС) университета // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 2. С. 52–65. doi:10.17759/pse.2021260205 https://psyjournals.ru/psyedu/2021/n2/Sorokova_Odintsova_et_al.shtml
Инновационная модель организации экспериментально- исследовательской деятельности подростков («Мультимедиа-театр»)
- Аннотация проекта:
- Период реализации: июнь 2019 – август 2021
- Руководитель проекта: Рубцова О.В.
- Подразделения: Сектор «Центр междисциплинарных исследований современного детства»
- Результаты проекта: Отчет
- Публикации по проекту:
- Рубцова О.В. Современное подростничество в фокусе культурно-исторической психологии: к проблеме ролевого экспериментирования // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 2. С. 69–77. doi:10.17759/chp.2020160209 https://psyjournals.ru/kip/2020/n2/Rubtsova.shtml
- Рубцова О.В., Поскакалова Т.А. Театральная деятельность как средство развития и обучения в подростковом возрасте: результаты эмпирического исследования // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 6. С. 144–156. doi:10.17759/pse.2020250612 https://psyjournals.ru/psyedu/2020/n6/Rubtsova_Poskakalova.shtml
Электронное портфолио как средство формирования рефлексивного отношения студентов к учебе
- Аннотация проекта:
- Период реализации: 2019-2021
- Руководитель проекта: Сафронова М.А.
- Подразделение: Факультет «Психология образования»
- Результаты проекта: Отчет
- Публикации по проекту:
Марголис А.А., Сафронова М.А., Дробязько А.А., Куравский Л.С., Голованова И.А., Поминов Д.А. Электронное портфолио как средство формирования рефлексивного отношения студентов к учебе [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. № 2. С. 3–16. doi:10.17759/psyedu.2021130201
https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2021/n2/Margolis_et_al.shtml
https://psyjournals.ru/files/121840/psyedu_2021_n2_Margolis_et_al.pdf
Содержание методики преподавания математики в начальной школе в теории и практике педагогического образования
- Аннотация проекта:
- Период реализации: 2019
- Руководитель проекта: Гуружапов В.А.
- Подразделение: Факультет «Психология образования»
- Результаты проекта: Отчет
- Публикации по проекту:
Формирование у бакалавров психолого-педагогического направления профессиональных компетенций в условиях работы с симулятором педагогической деятельности
- Аннотация проекта:
- Период реализации: 2019
- Руководитель проекта: Гуружапов В.А.
- Подразделение: Факультет «Психология образования»
- Результаты проекта: Отчет
- Публикации по проекту: Статья Опыт использования симулятора уроков математики 1 класса в обучении бакалавров психолого-педагогического направления
Разработка диагностики способности к совместному решению проблемных задач у младших школьников в коллективно-распределенной деятельности
- Аннотация проекта:
- Период реализации: 2019-2021
- Руководитель проекта: Сафронова М.А.
- Подразделение: Факультет «Психология образования»
- Результаты проекта:
- Публикации по проекту:
Разработка методического арсенала для мониторинга учебной мотивации
- Аннотация проекта:
- Период реализации: 2019
- Руководитель проекта: Толстых Н.Н
- Подразделение: Факультет социальной психологии
- Результаты проекта: Отчет
- Публикации по проекту: Публикации
Исследование конфликтогенности среды общеобразовательных организаций
- Аннотация проекта:
- Период реализации: 2019
- Руководитель проекта: Кирсанов А.И.
- Подразделение: Институт «Иностранные языки, современные коммуникации и управление»
- Результаты проекта:
- Публикации по проекту:
Разработка и апробация технологии оценки эффективности инклюзивного образовательного процесса в образовательной организации
- Аннотация проекта:
- Период реализации: 2019-2021
- Руководитель проекта: Алехина С.В.
- Подразделение: Институт проблем инклюзивного образования
- Результаты проекта: Результаты проекта
- Публикации по проекту: "Специальное образование как ресурс инклюзивного образовательного процесса", "К вопросу оценки инклюзивного процесса в образовательной организации: пилотажное исследование"
Разработка и апробация методики оценки жизненных компетенций у обучающихся с РАС на уровне начального общего образования
- Аннотация проекта:
- Период реализации: 2019-2020
- Руководитель проекта: Давыдова Е.Ю.
- Подразделение: Научная лаборатория ФРЦ по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра
- Результаты проекта: отчёт Давыдовой Е.Ю
- Публикации по проекту:
- Давыдова Е. Ю. Проектирование речевой среды с учетом сформированности жизненных компетенций ребенка. Специальное образование. 2019; 3 (55). С. 50-64.
-
http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/12797/1/speo-2019-03-04.pdf
- Сорокин А.Б., Баландина О.В., Полевая С.А., Мишанов Г.А., Савчук Л.В., Борзиков В.В., Дворянинова В.В., Белова А.Н. Связь спектральных характеристик ЭЭГ со степенью выраженности аутистических проявлений. Современные технологии в медицине. 2019. Т. 11. № 1. С. 84-89.
http://www.stm-journal.ru/ru/numbers/2019/1/1510/pdf
- Давыдова Е.Ю., Сорокин А.Б. Оценка жизненных компетенций учащихся на начальном этапе общего образования // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 6. С. 16–27. doi:10.17759/pse.2019240602
https://psyjournals.ru/psyedu/2019/n6/Davydova_Sorokin.shtml
- Сорокин А.Б., Давыдова Е.Ю., Хаустов А.В. Специфика оценки эффективности психолого-педагогических вмешательств при работе с детьми с РАС [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2020. Том 1. № 1. С. 58–67. doi:10.17759/ssc.2020010105
https://psyjournals.ru/ssc/2020/n1/Sorokin_Davydova_Khaustov.shtml
Исследование предикторов успешности учебной деятельности у детей с РАС
- Аннотация проекта:
- Период реализации: 2019-2020
- Руководитель проекта: Переверзева Д.С.
- Подразделение: Научная лаборатория ФРЦ по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра
- Результаты проекта: Отчет
- Публикации по проекту:
1. Эффективное оценивание академической успешности у детей с расстройствами аутистического спектра / Д. С. Переверзева, Е. И. Брагинец, С. А. Тюшкевич, Н. Л. Горбачевская // Психологическая наука и образование. – 2020. –Т.25.–№1.–С.16-25.–DOI10.17759/pse.2020250102. https://psyjournals.ru/psyedu/2020/n1/Pereverzeva_Braginets_et_al.shtml
2. Arutiunian V., Lopukhina A., Minnigulova A., Shlyakhova A., Davydova E., Pereverzeva D., Sorokin A., Tyushkevich S., Mamokhina U., Danilina K., Dragoy O. Language Abilities of Russian Primary-School-Aged Children with Autism Spectrum Disorder: Evidence from Comprehensive Assessment. Journal of Autism and Developmental Disorders. 2021. P. 1-16. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46758015
3. Arutiunian V., Lopukhina A., Minnigulova A., Shlyakhova A., Davydova E., Pereverzeva D., Sorokin A., Tyushkevich S., Mamokhina U., Danilina K., Dragoy O. Expressive and Receptive Language in Russian Primary-School-Aged Children with Autism Spectrum Disorder Research. Developmental Disabilities. 2021. https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0891422221001918?via%3Dihub
Повышение успешности реинтеграции в социум после продолжительного лечения детей младшего школьного возраста с онкологическими заболеваниями
- Аннотация проекта:
- Период реализации: 2019-2020
- Руководитель проекта: Куртанова Ю.Е.
- Подразделение: Научная лаборатория ФРЦ по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра
- Результаты проекта: отчёт
- Публикации по проекту:
Исследования по адаптивному обучению: разработка и внедрение веб-ресурса “Самообучающийся адаптивный тренажёр для подготовки абитуриентов к экзаменам по математике” и новой концепции адаптивного обучения
Период реализации: апрель 2020 – декабрь 2020 г.
Руководитель проекта: Куравский Л.С.
Подразделения: Факультет "Информационные технологии"
Результаты проекта: Отчет
Публикации по проекту:
- Pominov D.A., Kuravsky L.S., Dumin P.N. and Yuryev G.A. Adaptive trainer for preparing students for mathematical exams. International Journal of Advanced Research in Engineering and Technology (IJARET), vol 11, issue 11, 2020, pp 260-268; https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3800094
- Dumin P.N. and Kuravsky L.S., Studying Testing Effectiveness Dynamics in Training Operators of Complex Technical Systems, International Journal of Advanced Research in Engineering and Technology (IJARET), 11(5), 2020, pp. 133-140; https://iaeme.com/MasterAdmin/Journal_uploads/IJARET/VOLUME_11_ISSUE_5/IJARET_11_05_015.pdf
- L.S. Kuravsky, P.N. Dumin and G.A. Yuryev, Adaptive Aircraft Crew Training Based on Accumulated Empirical Experience, International Journal of Advanced Research in Engineering and Technology (IJARET), 12(1), 2021, pp. 256-264; https://psyjournals.ru/files/120311/exppsy_2021_n1_Kuravsky_Yuryev_et_al_en.pdf
- Поминов Д.А. Модель процесса адаптивного обучения и его программная реализация. Моделирование и анализ данных. 2020. Том 10, №3, с. 39-52; https://psyjournals.ru/mad/2020/n3/Pominov.shtml
- Поминов, Д. А. Самообучающийся адаптивный тренажер для подготовки абитуриентов к экзаменам по математике / Д. А. Поминов // Нейрокомпьютеры: разработка, применение. – 2021. – Т. 23. – № 2. – С. 35-42. – DOI 10.18127/j19998554-202102-04. https://elibrary.ru/item.asp?id=46123007
Создание адаптивного контроллера в виде перчатки, использующего данные о пространственном положении руки
Период реализации: апрель 2019- июнь 2020.
Руководитель проекта: Васина Л.Г.
Подразделения: Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ)
Результаты проекта:
Проект посвящен разработке принципиально нового адаптивного контроллера, позволяющего управлять компьютерами, вычислительными системами и комплексами. Внедрение предлагаемого устройства направлено на решение проблемы доступности вычислительных платформ для лиц, имеющих двигательные нарушения. В процессе работы над проектом были выработаны концепции подобных устройств и проведены экспериментальные исследования, ориентированные на проверку данных концепций. Две разработанные концепции включали в себя математические модели.
В процессе проведения исследований, направленных на установление возможности реализации концепций, были разработаны и алгоритмы их реализации на конкретных языках программирования, принципиальные схемы и топологии интегральных схем отдельных узлов устройств.
По результатам исследования была отвергнута одна из предложенных концепций, ввиду невозможности ее полноценной реализации на текущем уровне развития технологий. Остальные концепции были разработаны до уровня прототипа.
В процессе исследования произошло преобразование цели, она была дополнена целью построения модели положения и движения человеческой конечности, что открывает дополнительные сферы применения устройства, например, моторная реабилитация.
Публикации по проекту:
- XVIII Всероссийская научная конференция «Нейрокомпьютеры и их применение». Тезисы докладов. –М: ФГБОУ ВО МГППУ, 2020, c. 420-422.
- XIX Всероссийская научная конференция «Нейрокомпьютеры и их применение» Тезисы докладов. –М: ФГБОУ ВО МГППУ, 2021, c. 376-377.
- ХIX Всероссийская научно-практическая конференция молодых исследователей образования. Доказательный подход в сфере образования. Тезисы конференции. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2020, c. 788-790.
- Левонович Н.И. Разработка математической модели отслеживания движения человеческой конечности в трехмерном пространстве с помощью МЭМС-датчиков // Моделирование и анализ данных. 2021. Том 11. № 3. С. 74–82. doi:10.17759/mda.2021110305 https://psyjournals.ru/mad/2021/n3/Levonovich.shtml
Исследования по оценке сформированности универсальных учебных действий учащихся в условиях совместного решения задач в компьютерной игровой системе ‘PL-modified’
Период реализации: апрель 2020 – декабрь 2020 г.
Руководитель проекта: Гаврилова Е.В.
Подразделения: Центр прикладных психолого-педагогических исследований
Результаты проекта: Отчет
Публикация по проекту:
- A. Margolis, L. S. Kuravsky, S. L. Artemenkov, V. K. Voitov, E. A. Shepeleva, E. V. Gavrilova, and S. S. Ermakov. Analysis of statistical dependencies between intellectual characteristics and gaming ability, measured with the aid of a computer game // Modeling, Simulation, and Scientific Computing. 2020. Vol. 11, № 6. doi.org/10.1142/S179396232050066X\
- Войтов В.К., Марголис А.А., Куравский Л.С., Шепелева Е.А., Гаврилова Е.В., Думин П.Н., Ермаков С.С. Новые средства психологического тестирования // Моделирование и анализ данных. 2020. Том 10. № 3. DOI: https://doi.org/10.17759/mda.202010030_ https://psyjournals.ru/files/120518/mad_2021_n1_Voitov_Shepeleva_et_al.pdf
- Марголис А.А., Гаврилова Е.В., Куравский Л.С., Шепелева Е.А., Войтов В.К., Ермаков С.С., Думин П.Н. Оценка умственных действий с помощью компьютерной системы в условиях взаимодействия с партнером // Культурно-историческая психология. 2021. Том 17. № 2. С. 90–104. https://psyjournals.ru/kip/2021/n2/Margolis_et_al.shtml
Нейронные механизмы особенностей фонематического восприятия у детей с расстройствами аутистического спектра
Период реализации: июнь 2019 – декабрь 2021
Руководитель проекта: Орехова Е.В.
Подразделение: Научно-образовательный центр нейрокогнитивных исследований (МЭГ-центр)
Результаты проекта: -
Публикации, опубликованные по результатам исследования:
- Stroganova T.A., Komarov K.S., O. V. Sysoeva, Goiaeva D.E., Obukhova T.S., Ovsiannikova T.M., Prokofiev A.O. & Orekhova E.V. (2020) Left Hemispheric Deficit in the Sustained Neuromagnetic Response to Periodic Click Trains in Children with ASD // Molecular Autism, 11: 100 doi: 10.1186/s13229-020-00408-4 https://molecularautism.biomedcentral.com/articles/10.1186/s13229-020-00408-4
- Влияние периодичности и гласности звука на ответы слуховой коры мозга детей / Т. А. Строганова, К. С. Комаров, Д. Е. Гояева [и др.] // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. – 2021. – Т. 71. – № 4. – С. 563-577. – DOI 10.31857/S0044467721040109.
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46322161
Инструменты доказательного подхода к анализу и оценке практик, программ и политик в сфере профилактики социальных рисков детства
Период реализации: январь 2020 - декабрь 2020
Руководитель проекта: Чиркина Р.В.
Подразделение: Факультет юридической психологии
Результаты проекта: Отчет
Публикации по проекту:
- Стратийчук Е.В., Чиркина Р.В. Позиция учителя в школьном буллинге [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 3. С. 45–52. doi:10.17759/jmfp.2019080305 https://psyjournals.ru/jmfp/2019/n3/Stratiychuk_Chirkina.shtml
- Теплова А.Б., Чернушевич В.А. Коррекционно-профилактический потенциал традиционной игры (планирование экспериментального исследования) [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 3. С. 296–309. doi:10.17759/psylaw.2019090321 https://psyjournals.ru/psyandlaw/2019/n3/109413.shtml ь
- Чиркина Р.В., Бойкина Е.Э., Койкова К.С., Бригадиренко Н.В., Стратийчук Е.В., Тишкова Ю.В., Чеботарев И.В. Оценка профилактического потенциала технологии «Умелый класс» в формировании социально значимых навыков у детей [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 4. С. 93–110. doi:10.17759/psylaw.2020100407 https://psyjournals.ru/psyandlaw/2020/n4/Chirkina_Boikina_Koikova_Brigadi_full.shtml
- Теплова А.Б., Чернушевич В.А., Чупракова Н.Н. Проблемы внедрения фольклорной игровой практики как коррекционно-профилактического ресурса (результаты и перспективы экспериментальной работы) [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 2. С. 64–77. doi:10.17759/psylaw.2020100206 https://psyjournals.ru/psyandlaw/2020/n2/Teplova_Chernushevich.shtml
Доказательный подход к обоснованию и изучению результатов социальных практик
Период реализации: май 2019 – декабрь 2021
Руководитель проекта: Подушкина Т.Г.
Подразделение: Сектор "Центр доказательного социального проектирования"
Результаты проекта:
Публикации по проекту:
- Бусыгина Н.П., Подушкина Т.Г., Фреик Н.В. Реестры практик как механизм доказательной социальной политики в сфере защиты детства: анализ международного опыта [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2021. Том 2. № 1. С. 7–23. doi:10.17759/ssc.2021020101 https://psyjournals.ru/ssc/2021/n1/Busygina_et_al.shtml
- Бусыгина Н.П., Подушкина Т.Г., Зевина Д.А. Методологические проблемы доказательного описания психологических и социальных практик [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2021. Том 2. № 1. С. 24–36. doi:10.17759/ssc.2021020102 https://psyjournals.ru/ssc/2021/n1/Busygina_Podushkina_et_al.shtml 3. Бусыгина Н.П.,
- Подушкина Т.Г., Станилевский В.В. Доказательный подход в социальной сфере: основные понятия и принципы, история, перспективы [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2020. Том 1. № 1. С. 8–26. doi:10.17759/ssc.2020010101 https://psyjournals.ru/ssc/2020/n1/Busygina_Podushkina_Stanilevsky.shtml
Период реализации: Январь 2021 г. – Декабрь 2021 г.
Руководитель проекта: Куравский Л.С.
Подразделение: Факультет "Информационные технологии"
Результаты проекта:
За 2021 г. были достигнуты следующие результаты:
- Разработана концепция адаптивного тренажера, обеспечивающего выбор задач с использованием параметрических математических моделей, представленных дискретными марковскими случайными процессами с непрерывным временем.
- Эксперименты показали высокую эффективность адаптивного тренажера: средний тестовый рейтинг увеличился в 1,54 раза за счет его использования. Выявленный эффект адаптивного тренажера на наблюдаемые результаты тестирования следует рассматривать как статистически достоверный.
- Адаптивный тренажер может быть использован для самоподготовки и / или для отработки материала школьной общеобразовательной программы в удаленном режиме как дополнительное средство повышающее качество образования.
Публикации по проекту:
- Куравский Л.С., Поминов Д.А., Юрьев Г.А., Юрьева Н.Е., Сафронова М.А., Куланин Е.Д., Антипова С.Н. Концепция адаптивного тренажера и оценка его эффективности в математическом обучении // Моделирование и анализ данных. 2021. Том 11. № 4. С. 5–20. doi:10.17759/mda.2021110401. https://psyjournals.ru/mad/2021/n4/Kuravsky_et_al.shtml